Автор: Смирнова Екатерина Дмитриевна
Должность: студент
Учебное заведение: ГАПОУ "Читинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Формирование исследовательских умений посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Статья «Формирование исследовательских умений посредством
проектной деятельности на уроках окружающего мира»
В современное время проектно-исследовательская деятельность в
младшей школе на уроках по окружающему миру является инновационной
педагогической технологией, которая позволяет учесть интересы, возраст и
психологические особенности детей. Важной задачей, стоящей перед
педагогами внедрять данную технологию в обучающий процесс как на
уроках, та и в неурочное время.
В рамках данной работы, мы изучили теоретически проектно-
исследовательскую деятельность, и выяснили, что проектный метод появился
ещё во второй половине ХІX века, а его основоположником считается Джон
Дьюи - американский философ-прагматик, психолог и педагог.
Главная особенность проектного метода – это активное обучения, когда
ученики обучаются через деятельность, которая соответствует их интересам.
Со временем данный метод развивался, были созданы педагогические
разработки, которые позволили перевести данный метод из педагогического
приёма в практический приём, а далее он стал структурным обучающим
методом.
Но
основная
идея
осталась
прежней
и
направлена
на
стимулирование у учащихся, получать знания, и учится их практически
применять.
Проектно-исследовательская деятельность является организованной,
познавательной творческой деятельностью учеников. В младшей школе она
представлена
особой
специфической
учебной
деятельностью,
которая
состоит из основных этапов, характерных для научных исследований.
Направлена проектно-исследовательская деятельность на то, чтобы дети
открывали
личные
значимые
для
них
знания
и
формировали
исследовательские умения.
Проектно-исследовательскую деятельность по окружающему миру
необходимо начинать с первого класса на уроках или во внеурочной
деятельности и организовывать во всех классах младшей школы, усложняя
каждый год задания для детей. В настоящее время существует множество
разных видов наблюдений, практических работ, опытов, которые можно
применять на уроках и во внеурочной деятельности с учениками младших
классов, чтобы развивать у них умения универсальные действия, а также
умения, навыки и творческое мышление.
Выдвинули
гипотезу
–
применение
проектно-исследовательской
деятельности на уроках окружающего мира в начальных классах, повысит
уровень
экологического
образования
у
детей
и
разовьёт
у
них
исследовательские умения.
Преимуществом
внедрения
проектной
деятельности
возможно
выделить тот факт, что ее применение позволит повысить интерес
школьников
к
образовательному
процессу,
сформировать
стойкое
экологическое сознание, а также побудить учеников беречь и охранять
природу и населяющий ее животный мир с надлежащим интересом и
энтузиазмом [3].
В
ходе
исследований
было
выяснено,
что
текущий
уровень
исследовательских
умений
у
младших
школьников,
определен
недостаточный, о чем говорит их низкая заинтересованность в природе и
окружающем мире, низким уровнем знаний по исследуемому вопросу, а
также низким уровнем замотивированности в действиях, направленных на
бережное отношение к окружающему миру.
Исходя из полученных данных, сдедан вывод, что в анкетируемом
классе необходимо провести целенаправленную работу по формированию
исследовательских умений у младших школьников, в чем значительная роль
отводится педагогу – учителю младших классов. В этой связи, на
формирующем этапе исследования, нами были подготовлены и проведены
проекты
экологической
направленности
по
формированию
исследовательских
умений
младших
школьников.
В
ходе
работы
использовались материалы учебника «Окружающий мир» УМК «Школа
2
России», автор учебника и рабочей программы курса «Окружающий мир»
А.А. Плешаков, а так же дополнительные задания.
Контрольный этап исследования заключался в проведении повторных
диагностик, используемых на констатирующем этапе исследования. Нами
было выявлено, что сформированность исследовательских умений младших
школьников изменилась в лучшую сторону. Увеличились показатели
среднего и высокого уровней, и соответственно уменьшились на низком.
Высокому уровню стало соответствовать – 37,3% обучающихся, это на
8,3% выше, чем на констатирующем этапе исследования, среднему уровню –
34,6% обучающихся, что на 12,6% выше, чем на констатирующем этапе и
низкому уровню соответствует – 29,3%, это ниже, чем на констатирующем
этапе на 18,7%.
Итоги проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что
целенаправленное
использование
проектной
деятельности,
имеющей
экологическую
направленность,
способствует
формированию
исследовательских умений младших школьников.
Повышение
высокого
и
среднего
уровней
сформированности
исследовательских умений младших школьников указывает на то, что
обучающиеся осознали себя личностью в единстве с миром природы, частью
окружающего
мира,
приняли
на
себя
ответственность
за
развитие
цивилизации.
Таким образом, результаты исследования показали, что поставленные
нами
задачи
выполнены,
цель
достигнута,
гипотеза
получила
своё
подтверждение.
3