Напоминание

Формирование исследовательских умений посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира


Автор: Смирнова Екатерина Дмитриевна
Должность: студент
Учебное заведение: ГАПОУ "Читинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Формирование исследовательских умений посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Формирование исследовательских умений посредством

проектной деятельности на уроках окружающего мира»

В современное время проектно-исследовательская деятельность в

младшей школе на уроках по окружающему миру является инновационной

педагогической технологией, которая позволяет учесть интересы, возраст и

психологические особенности детей. Важной задачей, стоящей перед

педагогами внедрять данную технологию в обучающий процесс как на

уроках, та и в неурочное время.

В рамках данной работы, мы изучили теоретически проектно-

исследовательскую деятельность, и выяснили, что проектный метод появился

ещё во второй половине ХІX века, а его основоположником считается Джон

Дьюи - американский философ-прагматик, психолог и педагог.

Главная особенность проектного метода – это активное обучения, когда

ученики обучаются через деятельность, которая соответствует их интересам.

Со временем данный метод развивался, были созданы педагогические

разработки, которые позволили перевести данный метод из педагогического

приёма в практический приём, а далее он стал структурным обучающим

методом.

Но

основная

идея

осталась

прежней

и

направлена

на

стимулирование у учащихся, получать знания, и учится их практически

применять.

Проектно-исследовательская деятельность является организованной,

познавательной творческой деятельностью учеников. В младшей школе она

представлена

особой

специфической

учебной

деятельностью,

которая

состоит из основных этапов, характерных для научных исследований.

Направлена проектно-исследовательская деятельность на то, чтобы дети

открывали

личные

значимые

для

них

знания

и

формировали

исследовательские умения.

Проектно-исследовательскую деятельность по окружающему миру

необходимо начинать с первого класса на уроках или во внеурочной

деятельности и организовывать во всех классах младшей школы, усложняя

каждый год задания для детей. В настоящее время существует множество

разных видов наблюдений, практических работ, опытов, которые можно

применять на уроках и во внеурочной деятельности с учениками младших

классов, чтобы развивать у них умения универсальные действия, а также

умения, навыки и творческое мышление.

Выдвинули

гипотезу

применение

проектно-исследовательской

деятельности на уроках окружающего мира в начальных классах, повысит

уровень

экологического

образования

у

детей

и

разовьёт

у

них

исследовательские умения.

Преимуществом

внедрения

проектной

деятельности

возможно

выделить тот факт, что ее применение позволит повысить интерес

школьников

к

образовательному

процессу,

сформировать

стойкое

экологическое сознание, а также побудить учеников беречь и охранять

природу и населяющий ее животный мир с надлежащим интересом и

энтузиазмом [3].

В

ходе

исследований

было

выяснено,

что

текущий

уровень

исследовательских

умений

у

младших

школьников,

определен

недостаточный, о чем говорит их низкая заинтересованность в природе и

окружающем мире, низким уровнем знаний по исследуемому вопросу, а

также низким уровнем замотивированности в действиях, направленных на

бережное отношение к окружающему миру.

Исходя из полученных данных, сдедан вывод, что в анкетируемом

классе необходимо провести целенаправленную работу по формированию

исследовательских умений у младших школьников, в чем значительная роль

отводится педагогу – учителю младших классов. В этой связи, на

формирующем этапе исследования, нами были подготовлены и проведены

проекты

экологической

направленности

по

формированию

исследовательских

умений

младших

школьников.

В

ходе

работы

использовались материалы учебника «Окружающий мир» УМК «Школа

2

России», автор учебника и рабочей программы курса «Окружающий мир»

А.А. Плешаков, а так же дополнительные задания.

Контрольный этап исследования заключался в проведении повторных

диагностик, используемых на констатирующем этапе исследования. Нами

было выявлено, что сформированность исследовательских умений младших

школьников изменилась в лучшую сторону. Увеличились показатели

среднего и высокого уровней, и соответственно уменьшились на низком.

Высокому уровню стало соответствовать – 37,3% обучающихся, это на

8,3% выше, чем на констатирующем этапе исследования, среднему уровню –

34,6% обучающихся, что на 12,6% выше, чем на констатирующем этапе и

низкому уровню соответствует – 29,3%, это ниже, чем на констатирующем

этапе на 18,7%.

Итоги проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что

целенаправленное

использование

проектной

деятельности,

имеющей

экологическую

направленность,

способствует

формированию

исследовательских умений младших школьников.

Повышение

высокого

и

среднего

уровней

сформированности

исследовательских умений младших школьников указывает на то, что

обучающиеся осознали себя личностью в единстве с миром природы, частью

окружающего

мира,

приняли

на

себя

ответственность

за

развитие

цивилизации.

Таким образом, результаты исследования показали, что поставленные

нами

задачи

выполнены,

цель

достигнута,

гипотеза

получила

своё

подтверждение.

3



В раздел образования