Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ГРАЖДАН


Автор: Ботвиньева Ольга Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная Городищенская школа с УИОП"
Населённый пункт: село Городище, Старооскольский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ГРАЖДАН
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов » ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ГРАЖДАН учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов » Ботвиньевой Ольги Михайловны с. Городище Старооскольский район Белгородская область 2016
Любовь к Родине — одно из самых благородных чувств человека, и воспитание этого чувства надо начинать с детства. В. А. Сухомлинский писал: «Родина открывается перед нами и в цветущих садах, и в зеленых лугах, и в склонившейся над прудом вербе, и в стае перелетных птиц в голубом небе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце патриота и что воплощает в себе Родину,— это люди». Моя задача в том, чтобы научить школьников видеть и любить нашу землю. Но чтобы любить, ее надо знать. «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее... Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей»,— писал К. Паустовский. Наши школьники любят и знают свой край! И неоценимую помощь в этом оказывают внеклассные занятия с использованием краеведческого материала. Много лет я веду большую краеведческую работу. Главная проблема обучения - научить ребят способности мыслить и развивать у них потребность учиться. Поэтому необходимым элементом урока является обратная связь с детьми. В связи с этим я практикую такие формы работы как подготовка сообщений, рефератов, составление иcторических портретов деятелей эпохи и разработка тестовых заданий для проведения занятий по пройденным темам. Сегодня нужна активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли. Этому я учу детей на уроках истории, провожу семинарские занятия, уроки с элементами дискуссии. (Реформы Столыпина, первая мировая война, Крестьянские войны) Много внимания уделяю на уроках изучению Второй мировой войны. Одно из заданий – подготовить сообщение о тружениках тыла, героях Великой Отечественной войны. Кроме учебников учащиеся используют мемуарную, художественную литературу. Ежегодно принимаем участие в исторических чтениях. Учащиеся нашей школы не просто являются слушателями, но и делают выступления, дополнения, задают вопросы. Имея компьютеры, свободный доступ к информации, ученик может свободно выйти в Интернет и почерпнуть оттуда информацию. Главное - не знание дат, событий, а умение их оценить. Старые принципы обучения, основанные на том, что учитель должен объяснить материал, и чем лучше объясняет учитель, тем учащиеся лучше знают предмет, оказываются устаревшими. Особенно оживленно и интересно проходят семинары и уроки, на которых обсуждается вопрос о роли личности в истории. Особенно много споров вызывают личности Сталина, Жукова, Ленина, крупных советских военачальников. Сейчас подготовили стандарты исторического образования. Здесь возникает ряд вопросов, как используя стандарты исторического образования, привить интерес к урокам. Есть Суворов и Ушаков, но нет Кутузова – Отечественная война 1812. Для развития интереса использую краткий
календарь памятных дат, задаю вопросы “Сколько лет прошло с того или иного события”. Из материала // ПИОШ использую рубрику «живая история о событиях XX в». Часто применяю задания с целью определить о каком государственном деятеле идет речь. Для развития интереса применяю составление схем, таблиц. Это, во-первых дает возможность накопить достаточное количество оценок, во-вторых, дает возможность повысить интерес к истории. Так как сделав таблицу, ученик получает практически всегда положительную оценку. По обществознанию использую познавательные задания из методических пособий по граждановедению и обществознанию, // ПИОШ ПИШ, использую рубрики: материалы к уроку, сколько совершается преступлений, уровень преступности в России и в мире, сколько в России заключенных. Во внеклассной работе стараюсь развивать интерес к предмету, использую различные формы внеклассной работы, подготовка к олимпиадам, в прошлом году – занятия по краеведению в историческом кружке. Места (призовые места) на исторических чтениях, краеведческих конференциях, краеведческих и предметных олимпиадах – это результат внеклассной работы. Во внеклассной работе провожу беседы (о гербе, о флагах)- государственных символах, знакомлю с историческим наследием родного края. По всеобщей истории послевоенного периода учащиеся пишут рефераты по одной из изучаемых стран, в которых, наряду с характеристикой экономического развития, политического устройства, культурной жизни, предлагается ответить на вопрос: что вам понравилось в стране, удивило, вызвало особый интерес? Краеведческая работа — один из важных источников патриотического воспитания школьников. На Белгородчине, где земля пропитана кровью тех, кто защищал ее в годы Великой Отечественной войны, каждый район, каждый поселок хранит память о героях-земляках: повсеместно создаются школьные краеведческие музеи, комнаты и уголки боевой славы. Музей Городищенской средней особое внимание уделяет военно- патриотическому воспитанию учащихся, постепенно распространяя свое влияние на все большее число школьников. Умело сочетая урочные и внеурочные формы работы, провожу в музее уроки-экскурсии, уроки мужества, классные часы. Ежегодно в канун 9 мая и 21 января (день освобождения Городище от фашистских захватчиков) члены музея получают задание взять интервью у ветеранов Великой Отечественной войны, написать сочинение- репортаж о праздновании Дня Победы или дня освобождения Городища. Мало оформить музей — нужно, чтобы он жил своей интересной жизнью, был полезен школе. Для этого создан совет музея, в который вошли учащиеся с V п о XI класс. Члены совета занимаются систематизацией и подбором материала, ведут переписку, организуют экскурсии. В состав совета влилась группа экскурсоводов, основу которой составили ученики Х и ХI класса. Совет музея (11 человек) составляет план работы, а на открытом
заседании его утверждают. Формы работы разнообразны: лекции и беседы руководителя, встреча с интересными людьми, доклады юных краеведов, коллективное чтение книг и их обсуждение, экскурсии, походы. В музее 4 секции: поисковая, оформителей, чтецов, экскурсоводов. Круг обязанностей членов одной секции не замыкается ее рамками, они принимают участие и в других секциях. В каждой из них есть староста, который направляет творческую работу. В музее разработана тематика экскурсий для учащихся разных параллелей. Юные экскурсоводы детально знакомятся с материалами музея, подбирают литературу, грамзаписи, диафильмы, стараются сделать свой рассказ содержательным и запоминающимся. Многие ученики увлечены сбором материала для музея. Значительное место в работе кружка отводится изучению периода борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Юные краеведы записывают воспоминания земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне, разыскивают родственников погибших. Ребята уточнили войсковые соединения, части, имена их командиров, которые освобождали наш край. Большую работу провели они по установлению обстоятельств гибели группы разведчиков Агаркова. Огромную работу проводят краеведы музея под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто!» Участники Великой Отечественной войны стали друзьями школы, посещают музей, принимают участие в военно-патриотическом воспитании школьников. Много интересных экспонатов о Великой Отечественной войне собрали члены краеведческого кружка. Привлекают внимание фотографии. На стеллажах — каски, фляги, патроны, пулеметные ленты. Рядом — фронтовые письма — треугольники, офицерский мундир, корпус гранаты. Музей организует встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята собрали у жителей села немало писем, полученных с разных дорог войны, от мужественных людей, исполнивших свой долг до конца. Письма, написанные около сорока лет назад, бережно хранят юные краеведы, ведь в каждом из них чувства солдата-патриота, беззаветно преданного Родине. 3-8 мая в школе проходит Вахта памяти. Мы предлагаем написать сочинение на тему: «Школьный музей». Вот что писала Канарян Анна: «Когда мы посетили музей, он поразил нас своей красотой и величием. Сколько здесь альбомов, плакатов, стендов с фотографиями молодых и прекрасных лиц наших бывших учеников, героев войны! Нельзя без слез смотреть на выцветшие листки их фронтовых писем, на потершиеся на сгибах похоронки. Когда мы зашли в музей, залитый алым светом, падающим сквозь цветной витраж окна, мне сразу бросились в глаза фотографии. Мы в неоплатном долгу перед вами, погибшие герои войны! Наш школьный музей показывает, что никто не забудет подвиг советских воинов. Они боролись за наше счастье, и мы продолжим их дело!»


В раздел образования