Напоминание

"Ференц Лист - исполнитель и педагог"


Автор: Закирова Эльвира Ревовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: РТ, село Высокая Гора
Наименование материала: Статья
Тема: "Ференц Лист - исполнитель и педагог"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Закирова Эльвира Ревовна

Преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева»

Высокогорского муниципального района РТ

Статья на тему: «Ференц Лист - исполнитель и педагог»

Ференц (Франц) Лист - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер,

публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.

Глава Веймарской школы в музыке.

Родился 22 октября 1811 года в Венгрии. Гениальные способности Листа

проявились еще в раннем детстве. Ему не было ещё и восьми лет, когда

он дал свой первый концерт. Годом позднее маленький пианист выступил

с иполнением трудного фортепианного концерта известного в то время

композитора Ф. Риса и свободной импровизацией на тему популярных

мелодий. Это произошло в венгерском городе Шопроне, неподалеку от того

места, где родился Лист. А спустя некоторое время о нем узнала вся

Европа.

В 12 лет он с огромным успехом выступает в Вене. Этот концерт

запечатлелся в памяти Листа на всю жизнь. На нем присутствовал великий

Бетховен, который сразу же почувствовал в мальчике огромный талант.

После концерта под бурные овации зала он вышел на сцену и поцеловал

Листа,

как бы передав ему эстафету величайших пианистов. Листу было двадцать

и его уже называли «царем пиаанистов», «первым виртуозом мира», когда

он впервые услышал игру Паганини. Лист был ошеломлен искусством

итальянского

скрипача.

Он

произвел

на

Листа

впечатление

«сверхъестественного чуда». Игра гениального скрипача побудила Ференца

добиться еще большего совершенства в исполнении и он погружается в

многочасовые занятия за фортепиано. «…Мой ум и мои пальцы работают

как двое каторжников», - пишет Лист одному из своих друзей. Лист

стремится увеличить свои технические ресурсы не ради собственной славы.

В

виртуозности

он

видит

средство

для

раскрытия

определенного

содержания, идеи, а не самоцель. «Зажечь и поддерживать в душах столь

родственное добру восхищение прекрасным» - вот одна из главных задач,

которую, по мнению Листа, должен ставить перед собой истинный

художник - пианист.

Лист еше более совершенствует собственную поразительную технику и

добивается феноменальной виртуозности. Его игра вызывала по словам

Гейне, «настоящее

сумасшествие,

неслыханное в

летописях

фурора».

Подобно Паганини, он поражал слушателей своей «гениальной, страстною,

демоническою натурою, то носившеюся ураганом, то разливавшеюся

потоками нежной красоты и грации» (слова В. Стасова). Он искал на

фортепиано эффектов потрясения и контрастов. Он достигал вершин блеска

и великолепия

фортепианной

виртуозности.

По

словам

А.Серова,

«пиротехника» искусства виртуозного разрасталась у Листа до размеров

поразительных, ослепительных. «Лист, как виртуоз - феномен из числа тех,

что являются однажды в несколько столетий».

Свое виртуозное мастерство Лист принес в жертву художественному

содержанию музыки. Наследуя пианизм Бетховена, он сделал фортепиано

инструментом богатейшим по музыкальной мысли.

Листа роднит с Паганини многое. И прежде всего - дух прогрессивного

романтического реформаторства. Но Лист пошел дальше Паганини. Он

взорвал поверхность «черно - белой» клавиатуры фортепиано и освободил

могучую, ослепительную энергию обновленного инструмента, приблизив его

звучание к целому оркестру. Подобно Паганини, Лист создал «энциклопедию»

новой фортепианно - звуковой техники.

Всей своей исполнительской

деятельностью

он

стремился

доказать,

что

фортепиано

способно

концентрировать в себе все музыкальное искусство. Он играл на нем всю

музыку. Перекладывал и обрабатывал для фортепиано симфонии Бетховена и

Берлиоза, песни Шуберта и Шумана, органные прелюдии и фуги Баха, музыку

Паганини, Мендельсона, Даргомыжского, писал фантазии на темы опер

Моцарта, Россини, Глинки и многое другое. Он ездил по всей Европе и

пропагандировал громадными программами всю эту музыку, выступая, по

выражению одного из критиков, перед Европой как «докладчик» по её

музыкальным делам.

Лист был первым пианистом, который отважился весь вечер играть одну

фортепианную музыку, не деля ни с кем концертной эстрады. Лучшие годы

виртуозной славы он употребил на пропаганду «чужих» творений, оставляя на

свою долю роль виртуозного их «оформителя».

Ференц Лист представлял новый тип виртуоза - тип исполнителя -

просветителя. Русский критрик - журналист О. Сенковский так описывает игру

Листа во время его гастролей в Петербурге в 1842 году: «Истинное и великое

преимущество таланта господина Листа, которое ставит его выше всех

известных фортепианистов, - умственная часть его игры… Изобилие, роскошь

ума видны у него во всем: он не оставит почти ни одной ноты, чтобы не

придать ей какого-нибудь смыслу… Это настоящая звуковая картина…».

Так же как и Паганини, Лист был выдающимся импровизатором. Дыханием

великолепной

романтической

импровизации

насыщены

и

многие

его

фортепианные творения. В Листе с поразительной гармоничностью сочетались

страсть, вдохновение и расчетливое мастерство, импровизационность и ясная

логика музыкального мышления.

Ещё в молодые годы, когда Лист много работал над техникой, упорно искал

новых выразительных возможностей, заложенных в фортепиано, он задумал

труд «Метод фортепианной игры». Эти поиски усилили интерес к педагогике -

помимо занятий с частными учениками, он вел класс в недавно открытой

консерватории в Женеве.

Характеризуя работу Листа в веймарский период, нельзя пройти мимо его

педагогической и общественно - организаторской деятельности. Отказавшись

от собственных публичных выступлений, он посвятил себя воспитанию

молодых

музыкантов,

воспринявших

его

художественные

идеалы

и

стремления. В числе учеников Листа в 50-ые годы, следовавших его заветам,

были выдающийся пианист и дирижер Ганс Бюлов, рано умерший пианист

Карл Таузиг, композиторы Петер Корнелиус и Иоахим Рафф (секретарь Листа).

Все эти музыканты во главе с Листом вели борьбу за новое, передовое

искусство,

за

программную

музыку,

против

музыкальной

рутины

и

консерватизма, против безликой музыки, наводнявшей концертный репертуар

немецких городов.

Но следует заметить, что среди веймарских учеников и последователей

Листа не было композиторов которые

оставили бы значительный след в

истории музыкального искусства. Конечно ни Рафф, ни Корнелиус такими

композиторами не являются.

Во второй веймарский период (куда он вернулся в 1869 году из Рима), Лист

был избран первым президентом и преподавателем открывшейся по его

инициативе Национальной музыкальной академии (1875г.).

Пианисты и пианистки (многие из них первоклассного дарования) стекались

в эту музыкальную «Мекку» со всех концов Европы. Вокруг Листа сплотилась

многочисленная группа учеников: Э. Д’Альбер, А.Зилоти, Сгамбати, Софья

Ментер, В.Тиманова - всё это в будущем выдающиеся мастера фортепианного

исполнительства.

Некоторые

из

пианистов

добились

всемирной

славы:

М.Розенталь, А. Рейзенауэр, Э. Зауэр, среди русских - упомянутые А. Зилоти,

В. Тиманова и другие. Всего же за свою жизнь Лист воспитал триста тридцать

семь учеников. Его советами пользовались и многие композиторы.

До конца дней своих Лист сохранял неистощимую творческую энергию и

душевную молодость, В последние годы жизни он даже возобновил публичные

концертные выступления. В последний раз он играл в открытом концерте в

Люксембурге в июле 1886 года. Скончался Ференц Лист 31 июля 1886

года.



В раздел образования