Автор: Пономарева Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: РТ, село Высокая Гора
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагогической системы Д.Ф. Ойстраха в формировании мировой скрипичной школы"
Раздел: дополнительное образование
Пономарева Елена Геннадьевна
Преподаватель по классу скрипки
МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского
муниципального района РТ
Статья на тему: «Роль педагогической системы Д. Ф. Ойстраха в формировании
мировой скрипичной школы».
Творчество Давида Федоровича Ойстраха является одним из высших достижений
в советском скрипичном искусстве.
Его поразительное инструментальное мастерство, филосовская глубина и
масштабность интерпретации, чуткость ко всему новому соединились с увлечением
педагогической работой, особой заботой о передаче своего гигантского опыта
новому поколению скрипачей. Его умение видеть в каждом скрипаче задатки
самобытного дарования, тщательно и планомерно развивать их, позволило
воспитать замечательных исполнителей и педагогов, продолжающих и ныне его
традиции.
Ойстрахом была создана оригинальная педагогическая система, которая была
неотделима от его мастерства
исполнителя,
тех принципов, которыми он
руководствовался в своей деятельности великого интерпретатора, одного из
ведущих мастеров мира. Д,Ф. Ойстрах во многом сумел синтезировать наиболее
прогрессивные методы советской скрипичной педагогики, органично соединить их с
предельно точно понимаемыми им задачами артистичной практики. Эта система
была во многом самостоятельной, в чём-то даже первичной, дававшей богатый
материал
и
для
интерпретации,
понимания
скрытых
закономерностей
исполнительского процесса, и для дальнейшего расцвета педагогической мысли.
В педагогической системе Д.Ф. Ойстраха во многом можно отыскать
необходимый ключ к решению сложнейших проблем, стоящих и ныне перед
скрипичной педагогикой. Он сам считал свою педагогическую деятельность
непосредственным продолжением исполнительской, органично с нею связанной как
прямыми, так и косвенными связями.
«Порой видишь, - писал он, - как твой ученик, интуитивно или сознательно,
решает задачу, над которой приходилось не раз задумываться. Так постепенно
суммируется новый опыт, и, в конечном итоге, это благотворно влияет на
собственное исполнительское искусство».
Уровень наших молодых скрипачей настолько высок, что постоянное общение с
ними уже как-то поднимает самого себя. Я убежден в том, что если мое исполнение,
начиная с 1934 года, становится зрелей, то в этом большую роль играла и
педагогическая деятельность. Ученические ошибки - серьезное предупреждение,
они заставляют работать фантазию.
Давид Федорович не оставил специальных методических трудов, его мысли о
скрипичной
педагогике разбросаны в многочисленных статьях, интервью,
запечатлены
в
редакциях
скрипичных
сочинений,
игре
его
учеников,
их
воспоминаниях о занятиях с выдающимся мастером. Этот ценнейший материал,
помогающий дальнейшему развитию исполнительской школы, углубляющий наши
знания
о
путях
развития
исполнителя,
раскрытием
его
индивидуальных
способностей, способов и методов развития различных сторон скрипичной
выразительности и технологии, должен быть тщательно собран, обобщен и
проанализирован.
Педагогическая система Ойстраха во многом отлична от других, аналогичных
работ замечательных педагогов, как А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич, Л.Б.Коган.
Его система отображает не только огромный опыт скрипача-интерпретатора, но и
уникальные человеческие качества, его высокий интеллект, этическое начало,
открытость сердца, огромную эрудицию, стремление к совершенству.
«Я ничему не могу научить ученика, но вместе с ним мы можем многому
научиться. Но я всегда помню, что ученик может многому научить учителя, пойти
дальше него. Это самое трудное в педагогическом деле». Давид Федорович
призывал студентов к всестороннему развитию своего таланта, раскрытию
личностных качеств, широкому подходу к искусству.
Педагогическим credo Ойстраха было: « Стараться воспитать не такого ученика,
который
соответствовал
бы
собственному
стилю
игры,
а
направить
все
педагогические силы на выявление таланта ученика. Я порой должен «влезть» в
ученика, попытаться играть его руками, думать его головой, ошибаться так , как
он». В первую очередь он выявлял уровень художественного мышления скрипача,
развитие
его
интеллекта.
Во-вторых,
оценивал
характер
ученика,
черты
темперамента,
волевые
процессы,
трудолюбие.
В-третьих,
он
выявлял
направленность таланта скрипача, либо на выразительную сторону исполнения,
либо
на
виртуозно
-
инструментальную.
Таким
образом,
Ойстрах
считал
перспективным путь формирования музыкально - выразительной стороны игры и
мало сосредотачивал внимание ученика на технологии, всегда увязывая его с
образной стороной. Понятие индивидуальности Давид Федорович также связывал с
такими качествами исполнителя, как влюбленность в музыку, свою профессию, а
отсюда - проявление активности и инициативности ученика, что должно было
проявляться уже с момента выбора программы.
Студент, действительно любящий музыку, никогда не бывает безразличным в
выборе программы для исполнения. В этом сказывается его индивидуальность, В
занятиях со студентами Д. Ойстрах всегда создавал необычайно теплую, душевную,
творческую атмосферу, окружал своих учеников отеческой заботой, отдавал силы
воспитанию артистов. Оценивая желающих поступить к нему в класс, Давид
Федорович всегда обращал внимание не только на потенциальные качества
скрипача, но и на уже сложившуюся картину его владения инструментом. Здесь им
в первую очередь выявлялся тот фундамент, на котором воздвигнуто здание
скрипичной техники. Под этим фундаментом Ойстрах понимал ту музыкальную
основу, которая закладывается в начальном обучении, проводимом с должным
вкусом и строгостью, без поспешности. На уроках господствовали положительные
эмоции, его замечания позитивного характера. Первые касались успехов ученика, а
вторая группа замечаний носила разъяснительный характер.
В отличии от многих других педагогов Ойстрах никогда не ломал сложившейся
постановки рук. «Скрипка всегда должна петь, всегда должна звучать»- говорил он,
показывая, как это надо сделать. Решая вопросы звучания, Ойстрах всегда
нацеливал на конечный результат - игру в зале, прививал умение слышать себя со
стороны. В работе над звуком Давид Федорович придавал большое значение
вибрато, очень тонко разбирался в его механизме. Он обращал внимание не только
на момент начала звука, но и на его окончание, момент перемены смычка и его
снятие со струны. Ойстрах уделял особое внимание эластичности движения
правой руки, считал, что именно она определяет качество скрипичной техники. В
отношении аппликатуры он всегда ориентировал студента на самостоятельный
поиск, не допускал механического переписывания аппликатуры, считая, что она
всегда
индивидуальна.
В
подходе
Ойстраха
к
технике
проявлялась
его
прогрессивная педагогическая позиция: снятие всякого размежевания музыки и
техники. Для развития мелкой штриховой техники он любил давать сочинения
Пабло де Сарасате, Генрика Венявского, Камиля Сен-Санса.
Давид Федорович рекомендовал начинать работу над новым сочинением с
ознакомления с творчеством композитора и эпохой. Он всегда разбирал в классе
причины неудач, требовал анализа.
Особая работа велась в классе по подготовке к исполнению на эстраде. Сам
Ойстрах всегда волновался, хорошо знал это состояние и помогал своими советами
преодолеть его, воспринимая как состояние когда он творит музыку, когда к нему
может прийти вдохновение.
Давид Федорович Ойстрах является выдающимся педагогом, воспитавшим
целую плеяду скрипачей - лауреатов Международных конкурсов: В. Климов, О.
Пархоменко, О. Каверзжева, В. Пикайзен, С. Снитковский, Р. Файн, О. Крыса, И.
Ойстрах, Л. Закс, Г. Крамер и др. Каждый из его учеников развивает традиции
своего учителя, претворяя их в жизнь и в исполнительской, и в педагогической
деятельности. Эта самостоятельность - результат той гигантской работы, которую
проводил он в классе, развивая интеллект учеников, их умение слушать и слышать
музыку, время в котором мы живем. Своей инициативой он умел пробуждать
встречную инициативу студента, инициативу его творческого мышления. Он сумел
применить в практике свои огромные знания возможностей человека, инструмента,
сумел поймать точный «алгоритм» действия исполнителя, создать систему, в фокусе
которой лежали удивительно тонко увиденные методы развития индивидуальности.
Его уроки всегда проходили на большом творческом накале, отдачи всех душевных
и физических сил, приучали студентов к высокой концентрации творческой
энергии, непрерывной работе мысли, эмоциональному подъему.
Именно эти стороны педагогического таланта Д.Ф. Ойстраха и определили его
значение как выдающегося педагога, чьё искусство органично соединило в себе
лучшие традиции русской и советской скрипичной школы.