Напоминание

"Роль педагогической системы Д.Ф. Ойстраха в формировании мировой скрипичной школы"


Автор: Пономарева Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: РТ, село Высокая Гора
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагогической системы Д.Ф. Ойстраха в формировании мировой скрипичной школы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пономарева Елена Геннадьевна

Преподаватель по классу скрипки

МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского

муниципального района РТ

Статья на тему: «Роль педагогической системы Д. Ф. Ойстраха в формировании

мировой скрипичной школы».

Творчество Давида Федоровича Ойстраха является одним из высших достижений

в советском скрипичном искусстве.

Его поразительное инструментальное мастерство, филосовская глубина и

масштабность интерпретации, чуткость ко всему новому соединились с увлечением

педагогической работой, особой заботой о передаче своего гигантского опыта

новому поколению скрипачей. Его умение видеть в каждом скрипаче задатки

самобытного дарования, тщательно и планомерно развивать их, позволило

воспитать замечательных исполнителей и педагогов, продолжающих и ныне его

традиции.

Ойстрахом была создана оригинальная педагогическая система, которая была

неотделима от его мастерства

исполнителя,

тех принципов, которыми он

руководствовался в своей деятельности великого интерпретатора, одного из

ведущих мастеров мира. Д,Ф. Ойстрах во многом сумел синтезировать наиболее

прогрессивные методы советской скрипичной педагогики, органично соединить их с

предельно точно понимаемыми им задачами артистичной практики. Эта система

была во многом самостоятельной, в чём-то даже первичной, дававшей богатый

материал

и

для

интерпретации,

понимания

скрытых

закономерностей

исполнительского процесса, и для дальнейшего расцвета педагогической мысли.

В педагогической системе Д.Ф. Ойстраха во многом можно отыскать

необходимый ключ к решению сложнейших проблем, стоящих и ныне перед

скрипичной педагогикой. Он сам считал свою педагогическую деятельность

непосредственным продолжением исполнительской, органично с нею связанной как

прямыми, так и косвенными связями.

«Порой видишь, - писал он, - как твой ученик, интуитивно или сознательно,

решает задачу, над которой приходилось не раз задумываться. Так постепенно

суммируется новый опыт, и, в конечном итоге, это благотворно влияет на

собственное исполнительское искусство».

Уровень наших молодых скрипачей настолько высок, что постоянное общение с

ними уже как-то поднимает самого себя. Я убежден в том, что если мое исполнение,

начиная с 1934 года, становится зрелей, то в этом большую роль играла и

педагогическая деятельность. Ученические ошибки - серьезное предупреждение,

они заставляют работать фантазию.

Давид Федорович не оставил специальных методических трудов, его мысли о

скрипичной

педагогике разбросаны в многочисленных статьях, интервью,

запечатлены

в

редакциях

скрипичных

сочинений,

игре

его

учеников,

их

воспоминаниях о занятиях с выдающимся мастером. Этот ценнейший материал,

помогающий дальнейшему развитию исполнительской школы, углубляющий наши

знания

о

путях

развития

исполнителя,

раскрытием

его

индивидуальных

способностей, способов и методов развития различных сторон скрипичной

выразительности и технологии, должен быть тщательно собран, обобщен и

проанализирован.

Педагогическая система Ойстраха во многом отлична от других, аналогичных

работ замечательных педагогов, как А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич, Л.Б.Коган.

Его система отображает не только огромный опыт скрипача-интерпретатора, но и

уникальные человеческие качества, его высокий интеллект, этическое начало,

открытость сердца, огромную эрудицию, стремление к совершенству.

«Я ничему не могу научить ученика, но вместе с ним мы можем многому

научиться. Но я всегда помню, что ученик может многому научить учителя, пойти

дальше него. Это самое трудное в педагогическом деле». Давид Федорович

призывал студентов к всестороннему развитию своего таланта, раскрытию

личностных качеств, широкому подходу к искусству.

Педагогическим credo Ойстраха было: « Стараться воспитать не такого ученика,

который

соответствовал

бы

собственному

стилю

игры,

а

направить

все

педагогические силы на выявление таланта ученика. Я порой должен «влезть» в

ученика, попытаться играть его руками, думать его головой, ошибаться так , как

он». В первую очередь он выявлял уровень художественного мышления скрипача,

развитие

его

интеллекта.

Во-вторых,

оценивал

характер

ученика,

черты

темперамента,

волевые

процессы,

трудолюбие.

В-третьих,

он

выявлял

направленность таланта скрипача, либо на выразительную сторону исполнения,

либо

на

виртуозно

-

инструментальную.

Таким

образом,

Ойстрах

считал

перспективным путь формирования музыкально - выразительной стороны игры и

мало сосредотачивал внимание ученика на технологии, всегда увязывая его с

образной стороной. Понятие индивидуальности Давид Федорович также связывал с

такими качествами исполнителя, как влюбленность в музыку, свою профессию, а

отсюда - проявление активности и инициативности ученика, что должно было

проявляться уже с момента выбора программы.

Студент, действительно любящий музыку, никогда не бывает безразличным в

выборе программы для исполнения. В этом сказывается его индивидуальность, В

занятиях со студентами Д. Ойстрах всегда создавал необычайно теплую, душевную,

творческую атмосферу, окружал своих учеников отеческой заботой, отдавал силы

воспитанию артистов. Оценивая желающих поступить к нему в класс, Давид

Федорович всегда обращал внимание не только на потенциальные качества

скрипача, но и на уже сложившуюся картину его владения инструментом. Здесь им

в первую очередь выявлялся тот фундамент, на котором воздвигнуто здание

скрипичной техники. Под этим фундаментом Ойстрах понимал ту музыкальную

основу, которая закладывается в начальном обучении, проводимом с должным

вкусом и строгостью, без поспешности. На уроках господствовали положительные

эмоции, его замечания позитивного характера. Первые касались успехов ученика, а

вторая группа замечаний носила разъяснительный характер.

В отличии от многих других педагогов Ойстрах никогда не ломал сложившейся

постановки рук. «Скрипка всегда должна петь, всегда должна звучать»- говорил он,

показывая, как это надо сделать. Решая вопросы звучания, Ойстрах всегда

нацеливал на конечный результат - игру в зале, прививал умение слышать себя со

стороны. В работе над звуком Давид Федорович придавал большое значение

вибрато, очень тонко разбирался в его механизме. Он обращал внимание не только

на момент начала звука, но и на его окончание, момент перемены смычка и его

снятие со струны. Ойстрах уделял особое внимание эластичности движения

правой руки, считал, что именно она определяет качество скрипичной техники. В

отношении аппликатуры он всегда ориентировал студента на самостоятельный

поиск, не допускал механического переписывания аппликатуры, считая, что она

всегда

индивидуальна.

В

подходе

Ойстраха

к

технике

проявлялась

его

прогрессивная педагогическая позиция: снятие всякого размежевания музыки и

техники. Для развития мелкой штриховой техники он любил давать сочинения

Пабло де Сарасате, Генрика Венявского, Камиля Сен-Санса.

Давид Федорович рекомендовал начинать работу над новым сочинением с

ознакомления с творчеством композитора и эпохой. Он всегда разбирал в классе

причины неудач, требовал анализа.

Особая работа велась в классе по подготовке к исполнению на эстраде. Сам

Ойстрах всегда волновался, хорошо знал это состояние и помогал своими советами

преодолеть его, воспринимая как состояние когда он творит музыку, когда к нему

может прийти вдохновение.

Давид Федорович Ойстрах является выдающимся педагогом, воспитавшим

целую плеяду скрипачей - лауреатов Международных конкурсов: В. Климов, О.

Пархоменко, О. Каверзжева, В. Пикайзен, С. Снитковский, Р. Файн, О. Крыса, И.

Ойстрах, Л. Закс, Г. Крамер и др. Каждый из его учеников развивает традиции

своего учителя, претворяя их в жизнь и в исполнительской, и в педагогической

деятельности. Эта самостоятельность - результат той гигантской работы, которую

проводил он в классе, развивая интеллект учеников, их умение слушать и слышать

музыку, время в котором мы живем. Своей инициативой он умел пробуждать

встречную инициативу студента, инициативу его творческого мышления. Он сумел

применить в практике свои огромные знания возможностей человека, инструмента,

сумел поймать точный «алгоритм» действия исполнителя, создать систему, в фокусе

которой лежали удивительно тонко увиденные методы развития индивидуальности.

Его уроки всегда проходили на большом творческом накале, отдачи всех душевных

и физических сил, приучали студентов к высокой концентрации творческой

энергии, непрерывной работе мысли, эмоциональному подъему.

Именно эти стороны педагогического таланта Д.Ф. Ойстраха и определили его

значение как выдающегося педагога, чьё искусство органично соединило в себе

лучшие традиции русской и советской скрипичной школы.



В раздел образования