Напоминание

Организация проектной деятельности учащихся в системе дополнительного образования


Авторы: Буткеев Андрей Витальевич, Климов Марк Юрьевич
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО Центра дополнительного образования
Населённый пункт: г. Мыски
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности учащихся в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация проектой деятельности учащихся в системе

дополнительного образования

В

настоящее

время

в

условиях

стремительного

развития

научно-технического

прогресса,

изменившего социально-экономическую сферу России, система образования

претерпевает

ряд

значительных

изменений:

происходит

преобразование

содержания

образования;

внедряются

новые

формы

и

методы

обучения; пересматривается перечень

знаний, умений и навыков. Все эти изменения в сфере образования направлены на переход от

традиционной парадигмы обучения к компетентностной. Суть этой парадигмы заключается не

в освоение обучающимися суммы знаний и навыков, а в развитие компетенций, направленных

на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов обучения.

Вышеупомянутые нововведения коснулись всей системы образования, в том числе и

системы

дополнительного

образования

детей.

Дополнительное

образование

наравне

со

школьным образованием становится важным звеном в общей системе образования, которое

гарантирует

формирование

личности

обучающегося

и

его

раннее

профессиональное

самоопределение. По этой причине все методы и приемы,

используемые

педагогами

дополнительного

образования

в

своей

практике

должны

сформировывать

компетенции,

которые отвечают требованиям современного общества. Сегодня, имея большое разнообразие

форм в системе дополнительного образования, проектная деятельность является одним из

самых востребованных и инновационных направлений.

Традиционные методы, применяемые сегодня в системе дополнительного образования,

не могут в полном объеме раскрыть весь потенциал личности обучающегося. На помощь таким

методам обучения приходят методы, которые позволяют подготовить учащихся к выбору

своего

дальнейшего

профессионального

пути,

помочь им подстраиваться

под быстро

сменяющие технологии в современном обществе, развивать навыки креативного мышления и

самостоятельности. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Интерес

к

проектной

деятельности

за

последние

годы

заметно

усилился.

Подтверждением этому могут сложить работы многих научных исследователей. Большой

вклад в изучение подходов к организации обучения проектной деятельности в образовательном

учреждении внесли такие исследователи как: В.Г. Веселова, О.Р. Козлова, В.М. Монахов и

другие. Изучению основ

проектной деятельности посвящены труды Е.М.

Борисова,

В.В.

Гузеева, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Копылова, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель.

Проектная деятельность обучающихся в системе дополнительного образования к

настоящему времени мало изучена. Она изучалась как средство профессиональной ориентации

обучающихся при овладении ими компьютерных технологий (А.В. Маятин), как один из

способов

их

творческой

деятельности

в

детской

объединение (Ю.Ф. Сазонов). Однако

возможности организации проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного

образования и условия реализации этих возможностей пока не исследовались.

С

возрождением

проектной

деятельности

в

педагогической

практики

школы

большинство педагогов дополнительного образования начинают переосмысливать весь свой

опыт

педагогической

деятельности.

Выявляя при

этом

место проектной

деятельности

обучающихся в процессе обучения.

Для определения востребованности проектной деятельности обучающихся в системе

дополнительного образования были рассмотрены нормативно-правовые документы, научные

публикации

педагогов

и

методистов,

связанных

с

деятельностью

дополнительного

образования, интернет – материалы, причастные теме дополнительного образования, работы

некоторых авторов по организации проектной деятельности в виде книжных изданий.

Организация

проектной

деятельности

обучающихся

в

системе

дополнительного

образования предполагает три ее варианта:

Организация проектной деятельности для обучающихся.

Организация проектной деятельности для творческого объединения

Организация проектной деятельности для педагога и обучающихся.

Главным

элементом

в

организации

проектной

деятельность

является

ее

информационная основа – это знания о средствах и условиях достижения результата. Для

педагога дополнительного образования

основу его деятельности будут составлять знания о

педагогических

возможностях

реализации

проектной

деятельности.

Для

обучающихся

информационную основу их проектной деятельности будет создавать педагог.

В системе дополнительного образования педагогические

возможности

складываются

из двух элементов:

набора

особенностей

проектной

деятельности,

служащих

для

реализации

педагогических целей в результаты;

набора условий, которые необходимы для реализации педагогических возможностей.

В соответствие с рядом нормативно-правовых документов (Закон РФ «Об образовании»,

Национальная доктрина образования в РФ и т.д.) образовательное учреждение в процессе

обучения должно реализовывать следующий ряд условий:

создать условия для самореализации личности;

организовывать процесс обучения через индивидуальный подход к каждому ребенку;

сделать обучающегося активным участником процесса обучения;

делать акцент на социально-нравственное развитие учащегося;

реализовывать право ребенка на свободный выбор деятельности.

При

проектировании

процесса

обучения

большое

значение

придается

создаваемым

педагогическим

условиям. Грамотно выбранные и четко реализованные педагогические

условия позволят педагогу достичь высоких результатов своей педагогической деятельности с

обучающимися.

Под

педагогическими

условиями

следует

понимать

совокупность

педагогических

возможностей,

воздействующих

на

процесс

обучения

для создания

успешной

реализации

какой-либо деятельности.

Всего

в

научно-педагогической

литературе

существует

три

типа

педагогических

условий, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Типы педагогических условий

Под

организационными

педагогическими

условиями

понимается

комплекс

возможностей, способствующих решению задач системы образования (В.А. Беликов, Е.И.

Козырева, С.Н. Павлов и др.).

Психолого-педагогические

условия

представляют

собой

совокупность

мер

оказывающих педагогическое

воздействие

со

стороны

педагога

на

учащегося,

с

целью

повысить эффективность процесса обучения (Н.В. Журавская, А.В. Круглый и др.).

Отталкиваясь

от

терминологических

словарей

понятие

«условие»

можно

охарактеризовать как:

требования, выдвинутые в конкретной области деятельности;

обстановку, в которой что-то совершается;

обстоятельство, от которого зависит что-то важное.

Можно

заметить,

что

термин

«условие»

не

может

существовать

отдельно,

оно

взаимодействует с разными предметными областями. Именно в совокупности все эти условия

сформируют среду его возникновения.

В результате анализа и обобщения всех позиций авторов можно сделать вывод, что

педагогические

условия

это

компонент

образовательного

процесса,

воздействующий

на

педагогические

возможности

образовательных учреждений

для большей эффективности

достижения результатов.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие условия для

реализации проектной деятельности в образовательном учреждении:

Условие по созданию ситуации успеха.

Учет возрастных особенностей участников проектной деятельности.

Обеспечение современного информационно-технического сопровождения деятельности.

Условия по контролю самостоятельной деятельности учащихся.

Ориентирование на профессиональное будущее.

Рассмотрим выше перечисленные педагогические условия более подробно. Создание

условий ситуации успеха в организации проектной деятельности является самым важным и

эффективным

условием.

Обучающиеся в процессе проектной деятельности должны быть

уверены в себе, в своих возможностях и способностях. В завершение процесса они должны

быть горды своим результатом и проделанной работой.

Сопровождение проектной деятельности современными информационно-техническими

ресурсами позволит повысить эффективность работы в несколько раз. При таком условие

снижается время выполнения проектной работы, повышается интерес обучающихся и качество

его работы.

Ориентация на профессиональное самоопределение успешно реализуется в проектной

деятельности. Разная направленность проектной деятельности позволит учащемуся опробовать

себя в разных областях знаний и определить что для него интереснее, что ему приносит

удовольствие.

Чтобы получить полное представление о совокупности имеющихся педагогических

условий для реализации проектной деятельности обучающихся необходимо, прежде всего,

погрузиться в исследования

педагогов и разобрать их рекомендации по сопровождению

проектной деятельности обучающихся. После сбора, анализа и отбора нужных рекомендаций

можно представить несколько групп условий по обеспечению

эффективности

проектной

деятельность обучающихся.

Первая группа связана с особенностями отбора содержания проектной деятельности.

Вторая группа содержит особенности организации проектной деятельности.

Третья группа обобщает работу педагога, его позиции в этой области деятельности.

Большинство исследователей рекомендуют при организации проектной деятельности в

системе дополнительного образования придерживаться таких педагогических условий:

наличие мотивационного компонента;

самостоятельность в принятие решения;

следование определенному алгоритму действий;

разнообразие организационных форм;

обеспечение информационно – техническими ресурсами.

При сопровождении проектной деятельности педагогам дополнительного образования

предлагается:

создавать

собственные

проекты,

содержание

которых

связано

с

проектной

деятельностью;

организовывать совместные проекты с обучающимися;

развивать навыки общения с обучающимися.

Педагогические

условия

это

меры

по

воздействию

педагога

дополнительного

образования на учащегося с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Таким

образом,

организация

проектной

деятельности

в

системе

дополнительного

образования

это набор специально обоснованных и организованных требований образовательной

деятельности, которые вместе помогают успешно достичь запланированного результата на

разных этапах деятельности и в целом. Обобщив все позиции научных исследователей, были

выделены педагогические условия для эффективной

реализации

проектной

деятельности

обучающихся в системе дополнительного образования:

организационно-техническое оснащение работы;

информационно-техническое сопровождение работы;

ценностно-мотивационные условия успешности выполнения работы;

условия по совершенствованию контроля самостоятельной деятельности обучающихся.



В раздел образования