Напоминание

Имидж пелагога


Авторы: Климова Юлия Вячеславовна, Епифанова Татьяна Петровна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО Центра дополнительного образования
Населённый пункт: г. Мыски
Наименование материала: статья
Тема: Имидж пелагога
Раздел: дополнительное образование





Назад




План

1. Имидж

1.1 Понятие имиджа

1.2 Личность педагога

1.3 Педагогическая этика

2. Модель имиджа педагога

2.1 Визуальная привлекательность

2.2 Вербальное поведение

2.3 Этикет

Заключение

1.

ИМИДЖ

1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА

Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления

общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим

статусом.

«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа педагога как

«эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в

сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом

сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно

переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего»

учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко

связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый,

тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий,

организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

1.2 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность.

Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать

другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать

других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому.

Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к обучению.

Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью,

выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же

отношение к делу.

Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не

только в том, что учащиеся слышат от педагога, но и в том, что они видят в

его поведении, в его поступках. По мнению Г.Е. Глезермана, социально

значимыми чертами всесторонне развитой личности являются:

а) духовное и физическое развитие,

б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой

специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности,

в) умственный и физический труд,

г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским

долгом,

д) научное образование в сочетании с художественной культурой и

высокими эстетическими вкусами.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к

которому человек должен стремиться.

1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает

основные

принципы

педагогической

морали:

гражданственность

и

патриотизм

в

сочетании

с

интернационализмом,

профессиональная

самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм,

педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической

этики.

1.

Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают

совокупность требований, которые общество предъявляет к личности

педагога, независимо от того, желает ли этого педагог или нет.

2) Педагогическая справедливость – это одна из форм моральной

оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей

(учащихся) и их общественным признанием. Если это соответствие

нарушается,

возникает

то,

что

мы

называем

несправедливостью.

Справедливость

основа

доверия

учащихся

к

педагогу.

Наличие

справедливости

особенно

проявляется

при

оценке

результатов

труда

учащихся.

3) Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит

стремление педагога поддерживать свой престиж, свою репутацию. Педагог

обязан бороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним

– своей честной и достойной работой, честным и достойным отношением к

учащимся.

4) Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный

представитель в сознании педагога, который контролирует выполнение

педагогом его профессионального долга. Совесть педагога отражает его

этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в

коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся

этические нормы, их нравственное поведение в обществе.

Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он

потеряет моральное право воспитывать других.

2.

МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГАИмидж педагога – это не

только

индивидуальная

цель.

Личность

педагога

способствует

формированию

личности

учащегося.

Повседневное

непосредственное

влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем

имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение и воспитание детей – это сущность труда педагога.

Следовательно,

забота

педагога

о

своем

имидже

это

также

профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

визуальная привлекательность;

вербальное поведение;

невербальное поведение;

манеры, этикет;

соответствие необходимому образу;

обаяние.

Рассмотрим модель имиджа педагога.

2.1 ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна.

Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По

экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди

легче добиваются симпатий окружающих. Влияние педагога на учащегося

зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность - это не

только наши физические данные, но и значительное количество внешних

слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность

зачастую зависит от общего впечатления ухоженности.

Ухоженность - это показатель культуры человека. Французы говорят,

что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная

карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды,

прически, макияжа.

Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует

следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и

психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для

учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль,

одобренный временем, но с включением модных элементов. Например,

одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не

остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются

ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на

наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой,

которая

воспринимается

окружающими

на

уровне

подсознания.

Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением.

Например,

теплые

тона

способствуют

доверительности,

холодные

дистанционируют

и

дисциплинируют.

Прежде

чем

выбрать

костюм,

задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на учащихся?

Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку. То

есть,

неправильно

одетый

педагог

может

породить

очень

много

педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой

стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения,

то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных

камней.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих

серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы.

А если они еще и блестят, то внимание учащихся может все занятие быть

приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То

же

самое

можно

сказать

и

о

свисающих

браслетах,

и

многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с

деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно

подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения

ваших глаз. Оправа должна быть тонкой.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но

не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа –

современная, но без остромодных деталей.

Инструментом мощного воздействия на учащихся является лицо

педагога. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть,

уметь

очень

точно

им

управлять.

Лицо

педагога

должно

быть

доброжелательно – заинтересованным. У учащегося выражение лица

педагога должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения

именно с ним.

Следует сказать пару слов и о руках. Руки должны быть чистыми с

ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти

средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной

помаде),

цветом:

бледно

розовым,

телесным,

светло-бежевым.

Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти. Внешняя атрибутика

классического стиля внушает уважение.

2.

ВЕРБАЛЬНОЕ

ПОВЕДЕНИЕНо

не

только

визуальная

привлекательность,

но

и

вербальное

поведение

является

основой

персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и

интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по

актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее

объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и

с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных

навыков совершенствует ваш имидж.

Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не

забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка,

осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания, проявление

культуры

(как

личной,

так

и

национальной).

Внимательный

взгляд,

доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе.

Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с учащимися способствует

лучшему усвоению информации.

2.3 ЭТИКЕТ

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять

внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет

– это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми.

Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют

значения

интонация,

выбор

слов

и

построение

фраз.

Грамотное

использование

правил

речевого

этикета

дает

возможность

избегать

отрицательных эмоций при общении.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты

приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение

его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько

хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою

профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен

для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение

светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих

целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша

внутренняя установка. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем.

Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе

самому.

Это

хороший

способ

саморегуляции

и

повышения

личной

самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший

психотерапевтический прием, а работа педагога связана с психическим

напряжением и стрессами.

Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но

в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально

наиболее значимыми считаются три группы качеств:

1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся,

сопереживать ему;

2) качества, которые обеспечивают владение собой,

3) качества, способствующие активному воздействию на учащегося.

Неотъемлемым

компонентом

личности

педагога

является

его

разносторонность,

эрудиция,

любовь

к

своему

предмету,

смелость

признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в

основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции,

помогает

преодолевать

консерватизм,

проявлять

творчество,

придает

педагогу уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению

даже тех учащихся,

которые кажутся безнадежными.

А наилучшим

помощником в этом служит вера педагога в успех учащихся.

И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать

эмоциональной стороной общения с учащимися: теплая улыбка, мягкие

замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это

спасительное,

всесильное

и

интеллигентное

средство

любой

богатой

личности. Не следует думать, что педагог – это некий ангел, «набитый

добродетелями» (В.Н. Сорока-Росиньский). Главное – определить свою

«породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует

развивать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество,

порождая

требования

к

профессиональному

имиджу

педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение

неизменным остаются такие качества «идеального педагога», как любовь к

детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно

и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к

достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога

безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и у педагога: он не

должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель –

не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в

противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический

институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы

для будущих учеников».

Педагог – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли

вы таким Педагогом, зависит только от вас!



В раздел образования