Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках развития речи.
Автор: Мяннанова Гельнур Амировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ОГКОУШ №39 Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках развития речи. Раздел: среднее образование
Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной
школы на уроках на уроках письма и развития речи.
Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной
школы на уроках на уроках письма и развития речи.
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит
формировать положительное отношение школьников к учебной
деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию
изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение внутренней
мотивации к учению.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что
деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Если учитель
правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный
процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными,
способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,
повысится уровень обучения школьников.
Обучение – это составная часть общения. Вся учебная работа на уроке
происходит при определенном взаимодействии обучающего и обучаемого, т.е.
учителя и ученика, а в какой – то мере и обучающихся между собой. Учитель
оказывает на учеников воздействие словесно, с помощью интонации,
мимики, жестов, обучающиеся воспринимают эти воздействия, реагируют на
них, в зависимости от чего учитель строит свою дальнейшую деятельность.
Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.
Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является
познавательный интерес, возникающий в процессе учения, он не только
активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему
решению различных задач.
Актуальность проблемы развития познавательных интересов детей,
обучающихся в коррекционной школе, объясняется социально-
гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в
России в частности. Ребенок с нарушением интеллекта характеризуется
исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности,
естественно формируются у него с большими задержками. Общество же
должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую
жизнь без особых проблем. Развитие познавательного интереса умственно
отсталых детей является задачей, которая должна быть первостепенной на
протяжении всего обучения в специальной школе.
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая
проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина:
если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то
эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но в
последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же
причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение
преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём
учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и
однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины
нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.
Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников
учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную
деятельность?
Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной
деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная,
коллективная. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства.
Характерной особенностью нашего времени является стремление многих
учителей перестроить учебный процесс, активизировать обучающихся,
заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Любой педагог,
пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу
опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его
способностей. Следует учить всех учеников воспитывать у себя силу воли, и
целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания
глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их
познавательной активности необходим поиск дополнительных средств,
стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной
инициативы творчества обучающихся разного возраста. Все это и есть
воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании
этого слова.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII
вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к
обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к
процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность
по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи
педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к
максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию,
восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать
преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью,
уверенностью в себе, доброжелательностью.
На уроках письма и развития речи важно своевременное чередование
различных занятий, более напряжённых умственных действий и
кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных
на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет
работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна
материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше
присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог
должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей
задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного
процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда
помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки
зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на
каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом
познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность
каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном
итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.
Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо
максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет
выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, ставлю
перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и
здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению.
Часто на уроках письма и развития речи для активизации
познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации,
ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску,
доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся
воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт
каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей
психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний,
учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.
Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими
однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить
сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование.
Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями
учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают
выводы.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и
использование нестандартных форм урока, которые отличаются от
традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны
при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие
интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.
Познание мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на
обычное обучение; здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов. Игра
развивает сообразительность, находчивость, инициативность. Основным
видом игры является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и
приобретает черты совместной игровой деятельности; не по принуждению,
не по необходимости, а по желанию самих обучающихся происходит
многократное повторение изучаемого материала в его разных формах и
сочетаниях.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные формы
ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают
эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны
учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Целесообразно
использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные
форм:урок-КВН,урок-викторину,урок-устный журнал.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы
игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Для
организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и
команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх
перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения
каждого обучающегося заметно улучшаются. Дети учатся работать в
команде.
Считаю эффективными и систематически использую на уроках письма и
развития речи опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они
вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать
сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику
сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых
учеников перед сильными, использую такую активную форму работы, как
самоконтроль и взаимоконтроль. Перед применением данного вида
деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у
них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на
доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать
возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав
пар желательно менять.
В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые.
Взаимоконтроль учащихся использую на уроках, как при проверке
теоретического материала, так и при контроле выполнения различных
заданий, упражнений.
Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых
группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания
через сравнение слов в полученном тексте с образцом. На подготовительном
этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные
орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В
группе должны быть разные по уровню обученности дети. Вначале каждый
сам читает текст, находит ошибки и исправляет их красным карандашом.
Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление их
красным карандашом. Если есть расхождения во мнениях, то ученики
сверяются со словарём, либо консультируются у учителя.
Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с
использованием информационно – коммуникационных технологий (далее
ИКТ).
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и
развития речи ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что
помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в
свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к
обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую
мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в
учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как
личности.
Литература.
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.
- М., 1999.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: 1994.
3.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей
сотклонениями в развитии: Учеб.пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред.
Б.П.Пузанова.- М.:Академия,1998
4.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Под.ред. В. В.
Давыдова, В. П. Зинченко - М., 2001.
5.Интернет-ресурсы.