Автор: Анастасия Игоревна Сухарева
Должность: студент
Учебное заведение: ГАПОУ "Читинский педагогический колледж"
Населённый пункт: Чита
Наименование материала: Статья
Тема: "Мультимедийные лонгриды как средство формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения"
Раздел: среднее профессиональное
Мультимедийные лонгриды как средство формирования коммуникативных
умений младших школьников на уроках литературного чтения
Автор- Сухарева Анасатсия
Руководитель- Перевалова Лариса Николаевна
ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективный и успешный процесс
обучения в начальной школе, является интерес учащихся к этому процессу, то есть
мотивация.
В основе мотивации лежит потребность. Коммуникативная мотивация – такой ее
вид, который обеспечивает инициативное участие человека в общении (как в жизни, так и
на уроке), в основе коммуникативной мотивации лежит потребность 2 видов:
потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу
социальному;
потребность в совершении
данного
конкретного
речевого
поступка,
потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию (это ситуативная мотивация,
уровень которой определяется тем, как мы обучаем – как создаем речевые ситуации,
какой используем материал, приемы, формы работы).
Формирование мотивов – это, прежде всего, создание условий для появления
внутренних побуждений к учению, осознанию их самими учащимися и дальнейшего
саморазвития мотивационной сферы.
Развитие информационных технологий позволяет задействовать все каналы
передачи и усвоения учебного материала для повышения учебной мотивации. На
сегодняшний день доступен огромный выбор мультимедийных способов подачи учебной
информации: фото, видео, аудио-элементы, инфографика, анимация и т.д., а также выбор
многообразного контента. Все это позволяет создавать и использовать мультимедийные
лонгриды в образовательном процессе.
Именно лонгрид предполагает единство всех коммуникативно-познавательных
элементов. Изображения, видео, инфографика и другие источники являются не просто
бутафорским дополнением печатного текста, а создают вместе с ним цифровую
познавательную единицу. Наличие мультимедийных элементов может удержать внимание
учеников, углубиться в содержание.
В младшем школьном возрасте выделяются следующие коммуникативные умения:
умение организовывать текст сообщения в соответствии с ситуацией
общения;
умение получать обратную связь;
умение преодолевать коммуникативные барьеры;
умение
инициировать
благоприятную
эмоционально-психологическую
атмосферу в процессе общения;
умение организовывать сотрудничество;
умение активного слушания;
умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в
общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы
поведения, составлять адекватный образ другого как личности; умение производить
благоприятное впечатление.
Не
секрет,
что
современные
дети
предпочитают
виртуальное
общение
-
медиазадачи урока могут сплотить класс и помочь педагогу лучше понять своих учеников.
Медиаобразование подталкивает учеников к усвоению материала в процессе творческо-
коммуникационной деятельности. Кроме того, оно помогает педагогу наладить контакт с
молодым поколением. Школьнику интереснее осваивать литературу, если параллельно он
ведет читательский дневник в формате блога, делится мнением со сверстниками,
обсуждает с ними впечатления от произведений, создает презентации.
На странице блога, даже если это школьный проект, ученик будет более искренен,
чем в реальном общении с учителем. Наиболее удобные и распространенные формы
представления медиатекста: сайты, лонгриды, блоги.
Подводя итог изложенному выше, можно говорить о том, что в настоящее время
приоритет отдается использованию мультимедиа технологий на различных уроках в
начальной школе, в том числе и на уроках филологического цикла. При этом мультимедиа
технологии позволяют обеспечить положительную мотивацию обучению, проводить
уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), повысить
объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза, усовершенствовать контроль знаний,
рационально
организовать
учебный
процесс,
повысить
эффективность
урока,
формировать навыки коммуникативной и исследовательской деятельности.