Напоминание

"Развитие речи в формировании личности ребенка с ФФН"


Авторы: Спицына Наталья Васильевна, Родионова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мичуринск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи в формировании личности ребенка с ФФН"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Спицына Н. В., Родионова Т. М.

МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

г. Мичуринск Тамбовская область

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С

ФФН»

Аннотация: Статья посвящена организации целенаправленной работы по

развитию речи дошкольников, ведущей к формированию личности ребенка.

Рассматривается

комплексная

модель,

включающая

в

себя

поэтапный,

системный

алгоритм

сочетания

форм,

методов

и

приемов

совместной

образовательной деятельности ДОУ и семьи.

Ключевые слова:

процессы мышления,

смысл и значение слов, родной

язык, выразительные средства, диалог и монолог, рассказывание,

связная речь.

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни – одна из

важнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесно связано

с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием

всех сторон его личности.

«Родной язык является средством овладения

знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем

образовании». [5, с. 23].

На основе изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел

к выводу,

что «не только интеллектуальное развитие ребенка,

но

и

формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в

непосредственной зависимости от речи.»

[1, с. 76] Исследования отечественных

психолингвистов доказали, что полноценное развитие детей невозможно без

красивой, связной и убедительной речи. Психическое развитие ребенка тесно

связано с богатством, ясностью и правильностью его речи, с тем, как легко он

может выражать свои мысли, каких успехов достиг в познании окружающего

мира. Ведь известно, что красиво говорить – это и правильно мыслить. Из этого

вытекает огромная важность и необходимость своевременного формирования

речи дошкольника.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо,

чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили

правильно и красиво. Следовательно, чем быстрее (по мере возрастных

особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет

чувствовать

себя

в

коллективе.

«

Личность,

внутренний

мир

человека

формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими

личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно».

[3, с. 54]

Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем

более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без

наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание

и творчество невозможно без диалога с другими личностями, с другими

культурами.

Вся образовательная деятельность педагогов должна быть направлена на

обогащение активного словаря детей, улучшения грамматического строя речи,

развитие грамотной диалогической и монологической речи. Вместе с тем,

познание самого главного в родном языке нужно считать, как основу

полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, интеллектуального,

эстетического и нравственного.

Решение

важнейших целей по развитию речи усложняются по мере

перехода от одной возрастной группы к другой. Педагогам надо четко

представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,

которые решаются в каждой возрастной группе:

-Думать о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал

смысл слова.

-Направлять детей на понимание значения слова и развитие точности его

употребления.

-Использовать

игры,

направленные

на

усвоение

падежей,

множественного числа слова, наклонения глаголов.

-Применять игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а

театральную деятельность.

Речевое

развитие

детей

планируется

на

следующих

принципах:

использование различных видов деятельности (игра, труд, общение); учет

возрастных и психических особенностей детей; взаимосвязь развития речи с

патриотическим,

нравственным,

эстетическим,

духовным,

физическим

воспитанием; использование наглядности (картины, игрушки, дидактические

материалы, окружающая среда); преемственность развития речи в семье,

детском саду и школе и др.

Речевое

и

умственное

развитие

находится

в

непрерывном

взаимодействии.

Еще К.Д. Ушинский сказал: «…родное слово есть основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание,

через него проходит и к нему возвращается».

[4, с. 31] Для того, чтобы у

ребенка развилась связная речь, он должен смоделировать в своем воображении

предмет, и то, что происходит в рассказах, уметь рассматривать всевозможные

отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова,

строить простые и сложные высказывания.

Мышлению дошкольника свойственна определенность, образность. Это

отражается в его речи, часто заполненном примерами из личного опыта, из

жизни своей семьи, заимствованными из услышанного от других детей, а также

из литературных произведений, сказок.

Необходимо

учить

ребенка

рассказывать

связно,

логично

и

последовательно. В беседах с детьми основываться на смысл понятных

реальных событий: знакомые истории из жизни, содержание прочитанных книг.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием.

Поэт И.

Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам

В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий

воспитатель

находит

путь

к

сердцу

ребенка».

[2,

с.

83]

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы

нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Чтение и пересказ литературных книг и произведений устного народного

творчества знакомит ребенка с изобразительными средствами (поговорками,

побасенками и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении

проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Чтобы речь ребенка стала яркой, образной и вместе с тем убедительной, нужно

побуждать

его

к

осознанному

подбору

выразительных

средств,

к

использованию эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок.

Надо развивать

интонационное богатство речи ребенка.

Именно прослушивание записей

сказок, рассказов, стихотворений в исполнении артистов, а также привлечение

ребенка в игры, драматизации, театральную деятельность, в которых он учится

изменять тембр и высоту звуков, изображая птичку, лягушку, лисичку, и т. п.

являются

прекрасным

средством

развития

речи

дошкольников.

Инсценирование произведений устного народного творчества играет важную

роль в развитие воображения – способности, без которой невозможна ни

умственная, ни какая другая творческая деятельность.

Прочитав ребенку

сказку, рассказ, стихотворение, необходимо поговорить с ним не только о

содержании прочитанного, но и о художественных средствах выразительности,

выяснить, например, какими словами описан день, луг, деревья, небо, какими

красивыми словами передано состояние героев, его радость, печаль и т. п.

Ценный материал для насыщения детской речи средствами выразительности

дает

отгадывание

загадок.

Они

побуждают

ребенка

к

наблюдениям,

раздумыванию, постижению. Разгадывание загадок требует активной работы

мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и

захватывающим, позволяет легко и естественно тренировать ребенка в

использовании лексических и грамматических языковых средств. Загадки дают

не только возможность результативно упражнять ум, улучшать мыслительную

деятельность, но и обеспечивает детям проникновение в образный строй

русской речи, освоить выразительные средства языка.

Образность придают речи пословицы и поговорки. Они учат, помогают

жить. Если не знаешь, что нужно сделать в какой-то ситуации, нужно

вспомнить, что говорится в пословице. Пословица всегда окажет помощь. А

поговорки делают нашу речь более красивой и привлекательной. Приступать к

работе нужно с применения педагогом пословиц и поговорок в повседневной

жизни в соответствующих ситуациях. Починили игрушку – «Каков мастер,

такова и работа». Детям, которые всегда знают, чем заняться – «Умелые руки

не знают скуки». Пословицы не только развивают речь, но и несут большой

нравственный потенциал. Многие из них учат правилам поведения, так что их

ценность выходит далеко за пределы украшения речи.

Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка

правильное произношение звуков и работать над ударением в словах. Работать

над

производительной

стороной

речи

ребёнка

необходимо

с

раннего

дошкольного возраста, так как часто перенос её на старший возраст не

приносит требующих результатов. Дефекты произношения искажают фонетику

родного языка, делают речь не только малопривлекательной, но порой и

невнятной. Чистота речи зависит от многих показателей: от развития речевого

слуха, фонематического внимания, речевого дыхания, голосового и речевого

аппарата. Все эти компоненты без специального обучения часто не достигают

нужного уровня развития.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное

значение. Рассматривание, составление описательных рассказов по картинам и

сериям

картинок,

чтение

литературных

произведений

нравственного

содержания

развивают

у

детей

познавательную

активность,

чувства

достоинства, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение

словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные,

воспитательные задачи: любовь и интерес к родному языку, его красоте и

богатству.

Поскольку семья — первая ступень в жизни человека, то основы

правильной, грамотной речи закладываются с раннего детства именно в семье.

Родителям необходимо воспитывать у детей интерес к языку, внимание к

языковым явлениям, к собственной речи, учить владеть словом. Ярко, связно и

образно рассказать о пережитом, увиденном и услышанном чаще всего могут

дети, воспитывающиеся в культурной речевой семье. Здесь поддерживаются

уместные и находчивые утверждения детей и заботятся о том, чтобы речь и

взрослых членов семьи, и детей была красивой и правильной. Через речевые

контакты с родителями ребенок получает главную информацию, необходимую

для его личностного развития. В период от полутора до двух лет ребенок

начинает

учиться

нормам

поведения,

например,

потребность

быть

исполнительным, послушным, сдерживать свою агрессию. В речь включаются

словесные вознаграждения и наказания, средства управления и самоконтроля

поведения. Она так же является носителем правил и норм, которым повинуется

ребенок. Чем больше развиты лексические и грамматические стороны

высказывания со стороны родителей, адресуемые ребенку, тем точнее и тоньше

способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.

Умение слушать собеседника, соблюдение всех правил вежливости — вот

бесспорные условия, которые должны соблюдать и родители, и дети. А такие

пути влияния, как крик, суровый и сердитый тон, обидные слова («дурь»,

«ерунда»), нарекания в неумении понять говорящего, свидетельствуют о

резкости, невоспитанности человека. Если такой метод общения характерен для

старших членов семьи, её с большой вероятностью перенимают дети.

Итак, освоение правильной, четкой, живой и художественной речью

открывает многообразие жизненных путей. Оно берет начало в дошкольные

годы и развивается, улучшается всю жизнь. Как ни сложится судьба ребенка,

будет ли красноречие нужда ему профессионально или нет, хороший

рассказчик, прекрасный собеседник всегда будет признан в обществе.

Таким образом, речевое развитие дошкольников, основанное на знании

норм родного литературного языка, является важным условием развития

личности детей и началом успешного обучения в школе. Правильность,

точность, богатство и выразительность речи характеризуют человека как

личность,

помогают

точнее

выражать

свои

мысли,

поддерживать

дружественные отношения с окружающими, контролировать свое поведение в

обществе.

Список литературы

1.Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005.- С 1136

2.Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. - Санкт-Петербург: Спецлит,

2017 – С 208

3.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера,

2008.-С 315

4.Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / К.Д. Ушинский //

Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С.151

5.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина,

М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.



В раздел образования