Авторы: Спицына Наталья Васильевна, Родионова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мичуринск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи в формировании личности ребенка с ФФН"
Раздел: дошкольное образование
Спицына Н. В., Родионова Т. М.
МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»
г. Мичуринск Тамбовская область
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С
ФФН»
Аннотация: Статья посвящена организации целенаправленной работы по
развитию речи дошкольников, ведущей к формированию личности ребенка.
Рассматривается
комплексная
модель,
включающая
в
себя
поэтапный,
системный
алгоритм
сочетания
форм,
методов
и
приемов
совместной
образовательной деятельности ДОУ и семьи.
Ключевые слова:
процессы мышления,
смысл и значение слов, родной
язык, выразительные средства, диалог и монолог, рассказывание,
связная речь.
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни – одна из
важнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесно связано
с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием
всех сторон его личности.
«Родной язык является средством овладения
знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем
образовании». [5, с. 23].
На основе изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел
к выводу,
что «не только интеллектуальное развитие ребенка,
но
и
формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи.»
[1, с. 76] Исследования отечественных
психолингвистов доказали, что полноценное развитие детей невозможно без
красивой, связной и убедительной речи. Психическое развитие ребенка тесно
связано с богатством, ясностью и правильностью его речи, с тем, как легко он
может выражать свои мысли, каких успехов достиг в познании окружающего
мира. Ведь известно, что красиво говорить – это и правильно мыслить. Из этого
вытекает огромная важность и необходимость своевременного формирования
речи дошкольника.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо,
чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили
правильно и красиво. Следовательно, чем быстрее (по мере возрастных
особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет
чувствовать
себя
в
коллективе.
«
Личность,
внутренний
мир
человека
формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими
личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно».
[3, с. 54]
Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем
более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без
наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание
и творчество невозможно без диалога с другими личностями, с другими
культурами.
Вся образовательная деятельность педагогов должна быть направлена на
обогащение активного словаря детей, улучшения грамматического строя речи,
развитие грамотной диалогической и монологической речи. Вместе с тем,
познание самого главного в родном языке нужно считать, как основу
полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, интеллектуального,
эстетического и нравственного.
Решение
важнейших целей по развитию речи усложняются по мере
перехода от одной возрастной группы к другой. Педагогам надо четко
представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,
которые решаются в каждой возрастной группе:
-Думать о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал
смысл слова.
-Направлять детей на понимание значения слова и развитие точности его
употребления.
-Использовать
игры,
направленные
на
усвоение
падежей,
множественного числа слова, наклонения глаголов.
-Применять игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а
театральную деятельность.
Речевое
развитие
детей
планируется
на
следующих
принципах:
использование различных видов деятельности (игра, труд, общение); учет
возрастных и психических особенностей детей; взаимосвязь развития речи с
патриотическим,
нравственным,
эстетическим,
духовным,
физическим
воспитанием; использование наглядности (картины, игрушки, дидактические
материалы, окружающая среда); преемственность развития речи в семье,
детском саду и школе и др.
Речевое
и
умственное
развитие
находится
в
непрерывном
взаимодействии.
Еще К.Д. Ушинский сказал: «…родное слово есть основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание,
через него проходит и к нему возвращается».
[4, с. 31] Для того, чтобы у
ребенка развилась связная речь, он должен смоделировать в своем воображении
предмет, и то, что происходит в рассказах, уметь рассматривать всевозможные
отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова,
строить простые и сложные высказывания.
Мышлению дошкольника свойственна определенность, образность. Это
отражается в его речи, часто заполненном примерами из личного опыта, из
жизни своей семьи, заимствованными из услышанного от других детей, а также
из литературных произведений, сказок.
Необходимо
учить
ребенка
рассказывать
связно,
логично
и
последовательно. В беседах с детьми основываться на смысл понятных
реальных событий: знакомые истории из жизни, содержание прочитанных книг.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием.
Поэт И.
Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам
В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий
воспитатель
находит
путь
к
сердцу
ребенка».
[2,
с.
83]
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы
нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Чтение и пересказ литературных книг и произведений устного народного
творчества знакомит ребенка с изобразительными средствами (поговорками,
побасенками и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении
проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Чтобы речь ребенка стала яркой, образной и вместе с тем убедительной, нужно
побуждать
его
к
осознанному
подбору
выразительных
средств,
к
использованию эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок.
Надо развивать
интонационное богатство речи ребенка.
Именно прослушивание записей
сказок, рассказов, стихотворений в исполнении артистов, а также привлечение
ребенка в игры, драматизации, театральную деятельность, в которых он учится
изменять тембр и высоту звуков, изображая птичку, лягушку, лисичку, и т. п.
являются
прекрасным
средством
развития
речи
дошкольников.
Инсценирование произведений устного народного творчества играет важную
роль в развитие воображения – способности, без которой невозможна ни
умственная, ни какая другая творческая деятельность.
Прочитав ребенку
сказку, рассказ, стихотворение, необходимо поговорить с ним не только о
содержании прочитанного, но и о художественных средствах выразительности,
выяснить, например, какими словами описан день, луг, деревья, небо, какими
красивыми словами передано состояние героев, его радость, печаль и т. п.
Ценный материал для насыщения детской речи средствами выразительности
дает
отгадывание
загадок.
Они
побуждают
ребенка
к
наблюдениям,
раздумыванию, постижению. Разгадывание загадок требует активной работы
мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и
захватывающим, позволяет легко и естественно тренировать ребенка в
использовании лексических и грамматических языковых средств. Загадки дают
не только возможность результативно упражнять ум, улучшать мыслительную
деятельность, но и обеспечивает детям проникновение в образный строй
русской речи, освоить выразительные средства языка.
Образность придают речи пословицы и поговорки. Они учат, помогают
жить. Если не знаешь, что нужно сделать в какой-то ситуации, нужно
вспомнить, что говорится в пословице. Пословица всегда окажет помощь. А
поговорки делают нашу речь более красивой и привлекательной. Приступать к
работе нужно с применения педагогом пословиц и поговорок в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях. Починили игрушку – «Каков мастер,
такова и работа». Детям, которые всегда знают, чем заняться – «Умелые руки
не знают скуки». Пословицы не только развивают речь, но и несут большой
нравственный потенциал. Многие из них учат правилам поведения, так что их
ценность выходит далеко за пределы украшения речи.
Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка
правильное произношение звуков и работать над ударением в словах. Работать
над
производительной
стороной
речи
ребёнка
необходимо
с
раннего
дошкольного возраста, так как часто перенос её на старший возраст не
приносит требующих результатов. Дефекты произношения искажают фонетику
родного языка, делают речь не только малопривлекательной, но порой и
невнятной. Чистота речи зависит от многих показателей: от развития речевого
слуха, фонематического внимания, речевого дыхания, голосового и речевого
аппарата. Все эти компоненты без специального обучения часто не достигают
нужного уровня развития.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное
значение. Рассматривание, составление описательных рассказов по картинам и
сериям
картинок,
чтение
литературных
произведений
нравственного
содержания
развивают
у
детей
познавательную
активность,
чувства
достоинства, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение
словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные,
воспитательные задачи: любовь и интерес к родному языку, его красоте и
богатству.
Поскольку семья — первая ступень в жизни человека, то основы
правильной, грамотной речи закладываются с раннего детства именно в семье.
Родителям необходимо воспитывать у детей интерес к языку, внимание к
языковым явлениям, к собственной речи, учить владеть словом. Ярко, связно и
образно рассказать о пережитом, увиденном и услышанном чаще всего могут
дети, воспитывающиеся в культурной речевой семье. Здесь поддерживаются
уместные и находчивые утверждения детей и заботятся о том, чтобы речь и
взрослых членов семьи, и детей была красивой и правильной. Через речевые
контакты с родителями ребенок получает главную информацию, необходимую
для его личностного развития. В период от полутора до двух лет ребенок
начинает
учиться
нормам
поведения,
например,
потребность
быть
исполнительным, послушным, сдерживать свою агрессию. В речь включаются
словесные вознаграждения и наказания, средства управления и самоконтроля
поведения. Она так же является носителем правил и норм, которым повинуется
ребенок. Чем больше развиты лексические и грамматические стороны
высказывания со стороны родителей, адресуемые ребенку, тем точнее и тоньше
способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.
Умение слушать собеседника, соблюдение всех правил вежливости — вот
бесспорные условия, которые должны соблюдать и родители, и дети. А такие
пути влияния, как крик, суровый и сердитый тон, обидные слова («дурь»,
«ерунда»), нарекания в неумении понять говорящего, свидетельствуют о
резкости, невоспитанности человека. Если такой метод общения характерен для
старших членов семьи, её с большой вероятностью перенимают дети.
Итак, освоение правильной, четкой, живой и художественной речью
открывает многообразие жизненных путей. Оно берет начало в дошкольные
годы и развивается, улучшается всю жизнь. Как ни сложится судьба ребенка,
будет ли красноречие нужда ему профессионально или нет, хороший
рассказчик, прекрасный собеседник всегда будет признан в обществе.
Таким образом, речевое развитие дошкольников, основанное на знании
норм родного литературного языка, является важным условием развития
личности детей и началом успешного обучения в школе. Правильность,
точность, богатство и выразительность речи характеризуют человека как
личность,
помогают
точнее
выражать
свои
мысли,
поддерживать
дружественные отношения с окружающими, контролировать свое поведение в
обществе.
Список литературы
1.Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005.- С 1136
2.Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. - Санкт-Петербург: Спецлит,
2017 – С 208
3.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера,
2008.-С 315
4.Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / К.Д. Ушинский //
Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С.151
5.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина,
М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.