Автор: Шкуро Диана Владимировна
Должность: студентка 4 курса кафедры педагогики и методики начального образования
Учебное заведение: Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Населённый пункт: г. Москвы
Наименование материала: статья
Тема: ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ П. Д. ЮРКЕВИЧА О ЛИЧНЫХ КАЧЕ-СТВАХ УЧИТЕЛЯ И ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Раздел: начальное образование
Шкуро Диана Владимировна
Студентка 4 курса кафедры педагогики и методики начального образования, Право-
славный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, diana
.
shkuro
.00@
.
ru
, Москва
ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ П. Д. ЮРКЕВИЧА О ЛИЧНЫХ КАЧЕ-
СТВАХ УЧИТЕЛЯ И ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация: В статье рассматриваются основные этико-педагогические идеи и воз-
зрения педагога XIX века Памфила Даниловича Юркевича о личных качествах учителя на
основе научного труда «Курс общей педагогики с приложениями». Автором исследованы
требования П.Д. Юркевича к образу учителя, выделены и охарактеризованы основные
направления воспитания по П.Д. Юркевичу, а именно тройственная любовь, определяющую
«искусство и совесть воспитателя»: любовь к истине, любовь к ученикам, любовь к добру.
Были классифицированы и описаны этико-педагогические идеи, выдвинутые Юркевичем от-
носительно профессиональных и нравственных качеств педагога. Установлено, в чем акту-
альность идей Юркевича, посвященных этико-педагогической проблематике: духовно-нрав-
ственное становление личности, которое раскрывает в своих педагогических трудах ученый,
является ориентиром для современной педагогики. Поэтому идеи Юркевича касательно
нравственного влияния являются особенно востребованными в современном воспитательном
и образовательном процессе.
Ключевые слова: Юркевич Памфил Данилович, педагогическая этика, воспитание,
образ учителя, христианская антропология, педагогика.
Введение.
Нравственность неразрывно
связана с духовной составляющей человека.
Поэтому, если говорить о нравственной лич-
ности учителя в контексте отечественной пе-
дагогики, то весьма важным будет вспомнить
труды педагогов, которые в решении этико-
педагогического вопроса имели четкие бого-
словские ориентиры и строили свою педагоги-
ку на христианских ценностях. Среди педаго-
гов, внесших значительный вклад в воспита-
ние и обучение детей в свете христианского
благочестия, были такие личности, как прот.
В. Зеньковский, К. П. Победоносцев. Тем не
менее, работы, специализированные на вопро-
се педагогической этики и ориентирующиеся
непосредственно на нравственность педагога с
позиции православия, представлены в таких
малых количествах, что это требует более по-
дробного и содержательного исследования. В
соответствии с этим является своевременным
обращение к научно-педагогическому насле-
дию Памфила Даниловича Юркевича (1826-
1874). Свои педагогические суждения Юрке-
вич строил, основываясь на христианских
ценностях, и в своих трудах он отразил глубо-
кие философские взгляды на духовную со-
ставляющую человека, а также роль нрав-
ственности в жизни человека, важность реше-
ния задач этико-педагогических норм и фор-
мирования личности педагога.
Цель исследования: изучить и описать
систему этико-педагогических идей П. Д. Юр-
кевича и установить их актуальность и значи-
мость в рамках современной педагогической
этики.
Методы исследования: в ходе проведе-
ния данного исследования были использованы
следующие методы: изучение литературы, ин-
терпретация, анализ и синтез полученной ин-
формации, формулировка выводов.
Результаты исследования. На данный
момент научных работ, посвященных этико-
педагогическому наследию П. Д. Юркевича,
как таковых, нет. Идеи, выдвигаемые этим
1
ученым, изучены только в определенных ас-
пектах. Рассматриваются его философские вз-
гляды на природу и духовную сущность чело-
века (Н. Л. Полторацкая, «Педагогическое со-
провождение нравственного воспитания лич-
ности в научном наследии П.Д. Юркевича»),
выдвигаемые им методологические основы и
психолого-педагогические взгляды (С. А. Зай-
цева, «Психолого-педагогическое наследие П.
Д. Юркевича», М. А. Шарова, «К определе-
нию предмета теоретической психологии в
философии П. Д. Юркевича»), описывается
научно-педагогическая деятельность ученого
в целом (А. Т. Павлов, «П. Д. Юркевич в Мо-
сковском университете»).
П. Д. Юркевич отводил вопросу этики
педагога едва ли не первостепенное значение.
В «Курсе общей педагогики с приложениями»
одним из начал воспитывающего обучения
Памфил Данилович называет именно качества
учителя; другим началом является качество
обучения, характеризующимся равномерным
развитием всех познавательных способностей
воспитанников и развитием их личности в
принципе.
На творчество и педагогические воззре-
ния Юркевича особое влияние оказала немец-
кая педагогика. В своих трудах он продолжил
идею немецкого педагога К. Шмидта о том,
что воспитание должно, по своей сущности,
закладывать в развивающуюся
личность
стремление к самостоятельности и самооб-
разованию, способствуя при этом раскрытию
божественных начал в ученике. Другими сло-
вами, основная роль воспитания заключается
в том, чтобы вложить в воспитанников такие
качества, которые служили бы для них ориен-
тирами как в настоящий момент времени, так
и в долгосрочной перспективе («Гимназиче-
ская педагогика», 1857). Также Юркевич об-
ращался к идеям А. Дистерверга и его точке
зрения о значимости самодеятельности учени-
ков, но не разделял мнение последнего о том,
что церковь должна быть отделена от школы,
а образование обязано быть светским.
Среди отечественных педагогов, с идея-
ми которых так или иначе перекликались со-
ображения Юркевича, были И. Г. Шварц и А.
С. Макаренко, писавшие о том, что системати-
зация общих воспитательных средств должна
осуществляться с учетом индивидуальных
особенностей детей и конкретных ситуаций. В
некоторой степени разнятся воззрения Юрке-
вича на вопрос взаимоотношений учителя и
учеников с мнением К. Д. Ушинского, кото-
рый сужал смысл воспитания и ставил в его
основу привычку (статья «Воспитание привы-
чек и навыков», 1856).
Педагогика Юркевича строится на по-
стулатах христианской антропологии. Целью
христианской
жизни
является
обожение,
стремление к Богоподобию, и именно эту
цель, по Юркевичу, должен преследовать вос-
питатель в отношении воспитания своих подо-
печных. «Художественным глазом» [11, с. 9],
как пишет Памфил Данилович, воспитателю
нужно «тщательно изучать природу воспитан-
ника, чтобы не считать доброе дурным, совер-
шенное несовершенным» [11].
Образ воспитателя, по Юркевичу, дол-
жен представать как образ Христа – образ
Учителя, непременно доброго, чуткого, всепо-
нимающего. Исходя из этого, главными со-
ставляющими личности воспитателя Памфил
Данилович называет авторитет и любовь. «Без
этих свойств все воспитательные меры будут
сопряжены с насилием и не будут встречать
со стороны детей добровольного послушания,
а это значит, что они потеряют свою воспита-
тельную силу» [11, с. 65].
Свой авторитет воспитатель развивает в
детских сердцах «превосходством разума и
воли» [11], а воздействие этого авторитета на
воспитанников «открывается в последователь-
ности, строгой законности и справедливости
действий» [11] воспитателя. Детское сердце
обладает невероятной зоркостью, и мало что
возможно скрыть от него. Поэтому, если слова
учителя не совпадают с его действиями, если
сам учитель руководствуется не собственной
2
волей, а посторонними прихотями, или если
дети становятся авторитетом учителя, то в та-
ком случае воспитание в своем истинном
смысле становится невозможным. В своем на-
ставнике дети видят «образец для своих убе-
ждений и для своей воли» [11], поэтому, что-
бы воспитанники верили в истину, нужно,
чтобы они верили наставнику, который, в
свою очередь, сам верит в истину. Задача вос-
питателя состоит вовсе не в том, чтобы беско-
нечно научать и наставлять своих учеников,
но в том, чтобы ученики, руководствуясь ав-
торитетом наставника, развивали свои убе-
ждения и волю самостоятельно, накапливали
практический опыт, сами смогли прийти к по-
ниманию истины. «Чем охотнее дети пови-
нуются, тем более следует предоставлять им
свободы» [11, с. 66].
Воспитание
невозможно
без
любви.
Поэтому, говоря о взаимоотношениях учителя
и учеников, Юркевич обращается к примеру
любви Божией – любви всепрощающей и все-
принимающей. «Дети, для которых воспита-
тель есть авторитет и которые любят его, ви-
дят в нем образец, или идеал и желают под-
няться до него; воспитатель же, который лю-
бит детей, хочет поднять их до того образца,
или до того идеала, который для него самого
служит авторитетом» [11].
При этом автор отмечает, что учитель ни
в коем случаем не должен доходить до
крайностей в своей работе: ни дойти до
крайнего педантизма, ни опуститься до пани-
братства в отношениях с детьми. Первый слу-
чай исключает возможность доброжелатель-
ных отношений между учеником и учителем,
так как чем более отстраненно и ведет себя
учитель, тем дальше от него становятся дети;
во втором случае теряется авторитет настав-
ника перед детьми.
Воспитатель также должен быть в своем
роде психологом. Относительно этого ученый
пишет, что необходимо видеть в своем подо-
печном не только общечеловеческие черты, но
и уметь различать индивидуальные качества
личности, особенности характера и поведения
каждого отдельного взятого ребенка. Или, как
пишет сам Юркевич, «испытать все особенно-
сти его чувств и стремлений» [11, с. 67]. Не-
льзя пытаться воздействовать на воспитанни-
ка общими мерами – это станет слепым управ-
лением единицей из общей массы, но никак не
воспитанием личности ученика.
Возвращаясь к теме любви в воспитании,
уместным будет отметить еще одну особен-
ность требований Юркевича к нравственной
составляющей личности учителя, а именно
тройственную любовь, определяющую «ис-
кусство и совесть воспитателя» [11, с. 244]:
три параграфа книги он посвящает трем видам
любви, которые должен развить в себе учи-
тель. Далее рассмотрим подробнее те качества
и действия педагога, которые особенно выде-
ляет Юркевич.
1.
Любовь к истине. Здесь автор пи-
шет о некотором честолюбии, которым дол-
жен обладать каждый учитель в отношении к
своей профессии. Ученый перечисляет такие
педагогические качества, как стремление к
самообразованию, работа над красотой и убе-
дительностью своей речи, а также уважение
чужого авторитета и одновременно забота о
независимости своих взглядов. Эти черты ха-
рактера предполагают уверенность педагога в
своем призвании и имеют весьма значитель-
ное влияние на воспитательный и образова-
тельный процесс, так как определяют взаимо-
отношения между преподавателем и классом.
Кроме личных качеств, которыми дол-
жен отличаться нрав учителя, автор пишет
также и о том, как нужно действовать при
проведении урока. Учитель должен привно-
сить оригинальность и новизну в каждый но-
вый урок вместо проведения занятий по ша-
блону, доносить до подопечных только досто-
верные и общепринятые сведения во избежа-
ние фальсификации предоставляемой им ин-
формации, заботиться о должном усвоении
материала, поддерживать концентрацию и
внимание учеников на уроке.
3
2.
Любовь к ученикам. В этом пара-
графе Юркевич пишет о непосредственном от-
ношении учителя к своим подопечным. При
воспитательном процессе учителем должны
руководить не только профессиональные по-
буждения, но и искреннее желание обучить
детей, помочь и направить. Ни в коем случае
нельзя учителю вымещать свое плохое на-
строение на детях, с чем бы оно ни было свя-
зано – грубостью и холодностью можно легко
оттолкнуть от себя своих учеников, а это ни-
коим образом не повлияет на взаимоотноше-
ния внутри коллектива и в целом на процесс
воспитания положительно. Интересно то, что
Юркевич считает более естественным обраще-
ние на ты вместо вы, причем в отношении
обеих сторон: ты для детей более привычно, а
также «выражает отношение любви со сторо-
ны учителя и почтительность со стороны де-
тей» [11, с. 246]. Особенно подчеркивает Юр-
кевич необходимость последовательности в
обучении, чтобы дети усваивали новое посте-
пенно и сообразно своему развитию, потому
как если чрезмерно утруждать учеников слиш-
ком большим количеством информации, про-
цесс обучения для них будет не под силу;
мало того, это может вызвать страх и нежела-
ние учиться, поэтому на первых порах обуче-
ние должно быть похожим на игру.
3.
Любовь к добру. В этом параграфе
автор делает акцент на единстве внутреннего
устройства ученика и знанием, которое ему
преподносится учителем. Задача учителя в
этом деле заключается в обеспечении полноты
образовательного процесса, достигаемого гра-
мотной систематизацией учебного материала
и заботой об усвоении этого материала каж-
дым из учеников. Юркевич подчеркивает, что
иметь большой теоретический опыт учителю
недостаточно – нужно расширять свой круго-
зор и эрудированность, чтобы успешно сооб-
щить эти качества и своим подопечным. Учи-
тель должен быть видеть не только результат,
которого достигает его ученик, но и видеть ту
работу и приложенные усилия, которые при-
вели к тому или иному результату.
Основой идеи добра в обучении автор
называет единство науки, житейского опыта,
религиозности, культуры и личных желаний,
так как считает, что только при гармоничном
соотношении разных направлений жизни воз-
можно правильное воспитание духа воспитан-
ника.
Заключение. В своих трудах П. Д. Юр-
кевич продолжил мысли немецких педагогов
о том, что воспитание должно закладывать в
развивающуюся личность стремление к само-
стоятельности и самообразованию, способ-
ствуя при этом раскрытию божественных на-
чал в ученике. Свою педагогику ученый
строил на основе христианской антропологии,
поэтому и образ учителя в его понимании яв-
ляет собой образ Христа. Исходя из этого,
ученый среди качеств, определяющих учите-
ля, называет авторитет и любовь. Любовь учи-
теля, в свою очередь, имеет три начала: лю-
бовь к ученикам, любовь к добру и любовь к
истине. Гармоничное сочетание качеств, о ко-
торых пишет автор, обеспечивает становление
нравственной личности учителя в его истин-
ном, высоком смысле.
Невозможно отрицать влияние учителя и
формы, в которой протекает процесс обуче-
ние, на становление ребенка как личности.
При обращении к историческому опыту мож-
но убедиться в том, в какой значительной сте-
пени развилась за время своего существования
педагогическая этика. Воззрения Памфила Да-
ниловича Юркевича актуальны и в наши дни,
поскольку его система этико-педагогических
идей в вопросе нравственности преподавателя
и влияния на духовную составляющую лично-
сти ученика находит отклик в контексте
современного понимания педагогической эти-
ки.
Библиографический список:
1.
Брунчукова, Н. М. П. Д. Юркевич о
роли философии в нравственном воспитании
4
личности / Н. М. Брунчукова. – дисс. ... канд.
философ. наук. – Ярославль, 2011. – С. 17 –
11.
2.
Дивногорцева, С. Ю. Теоретиче-
ская педагогика: учебное пособие / С. Ю. Див-
ногорцева. – М.: изд-во ПСТГУ, 2004. – 195 с.
3.
Емельянов, Б. В. Памфил Данило-
вич:
постулаты
педагогической
антропологии / Б. В. Емельянов. // Известия
Уральского государственного универститета:
общественные науки. – 2011. №1. – С. 159 –
167.
4.
Еникеева, Н. К. Выдающийся мыс-
литель Памфил Данилович Юркевич / Н. К.
Еникеева. - Актуальные проблемы современ-
ной науки в XXI-ом веке : материалы между-
народной конференции. – М., 2014. – С. 148 –
150.
5.
Зайцева, С. А. Психолого-педаго-
гическое наследие П. Д. Юркевича / С. А. Зай-
цева. – дисс. ... канд. психол. наук. – Спб,
2001. – 164 с.
6.
Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая
этика: учебное пособие / Н. Б. Лаврентьева. –
Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с.
7.
Полторацкая, Н. Л. Педагогическое
сопровождение
нравственного
воспитания
личности в научном наследии П. Д. Юркеви-
ча. / Н. Л. Полторацкая. - дисс. ... канд. пед.
наук. – Смоленск, 2006. – 205 с.
8.
Соловьев, В. С. О философских
трудах П. Д. Юркевича // Юркевич П. Д. Фи-
лософские произведения. – М.: Правда, 1990.
– 577 с.
9.
Сорочик, Л. И. Совесть и любовь
как смыслообразующие ценности в филосо-
фии Памфила Даниловича Юркевича / Л. И.
Сорочик // М.: Гуманитарный вектор, 2008. -
№2. – С. 58 – 59.
10.
Шарова, М. А. Философско-педа-
гогические взгляды П. Д. Юркевича (анализ
работ «Чтения о воспитании», «Курс общей
педагогики с приложениями») / М. А. Шарова.
– дисс. ... канд. философ. наук. – Калуга, 2017.
– 13 с.
11.
Юркевич, П. Д. Курс общей педа-
гогики с приложениями / П. Д. Юркевич. – М.:
тип. Грачева, 1869. – 404 с.
5