Автор: Шевцова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: воспитатель группы компенсирующей направленности
Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Аленький цветочек»
муниципального образования город Ноябрьск
«Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель группы
компенсирующей направленности
первой квалификационной категории
Шевцова Евгения Владимировна
г. Ноябрьск
2023 г
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-
эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии
(например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории
проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения
изобретательских задач.
В
области
художественно-эстетического
воспитания
активно
используются
технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично
поисковый
(эвристический)
метод,
исследовательский
метод,
метод
проектов,
интегрирование, использование компьютера.
Остановимся кратко на некоторых из них.
Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с
эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества,
как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям,
способность к логичным рассуждениям.
Экспериментировать можно через:
Получение новых оттенков путем смешивания красок.
Использование разных изобразительных материалов и
техник изображения.
Овладение разными изобразительными инструментами.
Создание разных изобразительных материалов.
А также используя все те нетрадиционные технологии
изодеятельности (лепка, аппликация, рисование):
1.
Нетрадиционные техники лепки: тестопластика, пластилинография, пластилиновая
мозайка, контурная техника лепки – «рисование» пластилиновыми жгутиками.
2.
Нетрадиционные техники аппликации: обрывная аппликация, накладная аппликация,
модульная аппликация (мозаика), торцевания, аппликация из ткани, аппликация из крупы.
3.
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск
пробкой, картофелем, поролоном, пенопластом,
листиками, смятой бумагой, рисование свечой и
акварелью, монотипия, кляксография, набрызг,
тычкование (торцевание), граттаж, рисование
мыльными
пузырями,
пеной
для
бритья,
ватными
палочками,
втулками,
веревочкой,
сыпучими материалами и т.д.
Которые включают использование самых
необычных материалов: краски, свечи, песок,
соль,
нитки,
коктейльными
трубочками,
расчёски,
вилки,
ложки,
полиэтиленовые
пакеты, ватные диски, палочками, листьями и
др.
Экспериментирование
с
различными
изоматериалами
выполняют
важную
функцию, а именно позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих
изобразительных поисках.
Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению
социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Проектная
деятельность предполагает
выполнение
детьми
коллективных,
подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями.
Проектная
деятельность
позволяет
объединить
разные
виды
творчества,
когда
комбинируются различные художественные материалы и техники.
Одним
из
примеров
является
краткосрочный проект (2 недели) нашей
группы
по
художественно-эстетическому
развитию
«Древность+Современность
=Творчество»
Цель
проекта:
приобщение
всех
членов
семьи
к
культурному
наследию
русских мастеров народных промыслов.
В ходе реализации проекта семьям
была предложена единая форма силуэта
кружки,
которую
они
должны
были
расписать
элементами
той
или
иной
росписи, которая досталась им по жребию. А
результатом стала выставка совместных работ детей и родителей по данной теме.
Информационно-коммуникационные технологии
Способствуют повышению качества
образовательного
процесса,
служат
развитию
познавательной
мотивации
воспитанников,
ведут
к
росту
их
достижений, ключевых компонентов.
Положительная
сторона
данной
технологии в том, что позволяет увеличить
количество иллюстрационного материала,
обеспечивает наглядность, что позволяет
лучше запоминать материал. Но также есть
и
минусы
данной
технологии
-
это
трудности экономического характера, не
хватает средств и технического оснащения,
а также остается актуальной проблема
профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться
современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы т.е. игры-
задания художественно-эстетической направленности, которые дети могут выполнить на
интерактивном оборудовании в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.
Можно отметить, что в интернете есть готовые игры и Виртуальные экскурсии по
изодеятельности. С их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми
редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным детальный анализ
художественных
произведений.
Благодаря
виртуальным
экскурсиям
процесс
ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и
познавательно значимым. Например, виртуальная экскурсия в картинную галерею по
темам пейзаж, натюрморт, «Из сказки в картинную раму» и др. для детей старшего
дошкольного возраста.
Но в тоже время потенциальные возможности гармоничного развития и воспитания
ребенка, его творческие способности к постижению мира могу оставаться в значимой
степени нереализованными, поэтому в своей педагогической деятельности можно
применять интеграцию при приобщении детей к изобразительному искусству и музыке,
литературе,
к
началам
компьютерной
грамотности,
математике,
экономики
с
использованием эвристических бесед и решений изобразительных задач.
Эвристическая беседа помогает педагогу
стимулировать творческую активность детей в
процессе создания ими художественного образа.
Задавая
вопросы,
педагог
побуждает
детей
задуматься,
рассуждать,
выбирать,
происходит
обмен мнениями
и
опытом,
дети становятся
активными
соучастниками,
а
не
пассивными
слушателями.
Решение изобразительных задач позволяет
рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон,
учитывая
различный
исходный
уровень
восприятия
детей
и
их
индивидуальные
возможности.
Проблемные
задачи
плавно
включаются в процесс создания выразительного
образа с помощью художественных средств.
Основным
средством
работы
с
детьми
является педагогический поиск. Педагог не должен
давать детям готовые знания, раскрывать перед
ними истину, он должен учить ее находить.
Примеры интегрирования в детском саду:
– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети
лепят и рисуют условные деньги, разрабатывают и составляют рекламные проспекты,
упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду делового человека и
т.п.);
– художественно-эстетическое
образование
и
нравственно-патриотическое
воспитание (дети рисуют сюжеты из истории и культурной жизни страны);
– художественно-эстетическое
образование
и
экологическое
воспитание
и
образование (дети рисуют природу родного края, страны);
– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность
(игры и задания в рамках изодеятельности).
В заключение хочется отметить, что каждый педагог – творец технологии, даже
если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках,
поэтому нельзя их опускать.
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей
(законных представителей)
Список используемой литературы:
1.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ
Сфера, 2005.
2.
Князева О.А., Маханева М.Д.
Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб.: Акцидент, 1997г.
3.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М.:
Педагогическое общество России, 2005г.
4.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –
(серия «Вместе с детьми»).