Напоминание

"Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Шевцова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: воспитатель группы компенсирующей направленности
Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Аленький цветочек»

муниципального образования город Ноябрьск

«Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом

воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель группы

компенсирующей направленности

первой квалификационной категории

Шевцова Евгения Владимировна

г. Ноябрьск

2023 г

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-

эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии

(например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории

проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения

изобретательских задач.

В

области

художественно-эстетического

воспитания

активно

используются

технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично

поисковый

(эвристический)

метод,

исследовательский

метод,

метод

проектов,

интегрирование, использование компьютера.

Остановимся кратко на некоторых из них.

Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с

эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества,

как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям,

способность к логичным рассуждениям.

Экспериментировать можно через:

Получение новых оттенков путем смешивания красок.

Использование разных изобразительных материалов и

техник изображения.

Овладение разными изобразительными инструментами.

Создание разных изобразительных материалов.

А также используя все те нетрадиционные технологии

изодеятельности (лепка, аппликация, рисование):

1.

Нетрадиционные техники лепки: тестопластика, пластилинография, пластилиновая

мозайка, контурная техника лепки – «рисование» пластилиновыми жгутиками.

2.

Нетрадиционные техники аппликации: обрывная аппликация, накладная аппликация,

модульная аппликация (мозаика), торцевания, аппликация из ткани, аппликация из крупы.

3.

Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск

пробкой, картофелем, поролоном, пенопластом,

листиками, смятой бумагой, рисование свечой и

акварелью, монотипия, кляксография, набрызг,

тычкование (торцевание), граттаж, рисование

мыльными

пузырями,

пеной

для

бритья,

ватными

палочками,

втулками,

веревочкой,

сыпучими материалами и т.д.

Которые включают использование самых

необычных материалов: краски, свечи, песок,

соль,

нитки,

коктейльными

трубочками,

расчёски,

вилки,

ложки,

полиэтиленовые

пакеты, ватные диски, палочками, листьями и

др.

Экспериментирование

с

различными

изоматериалами

выполняют

важную

функцию, а именно позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих

изобразительных поисках.

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению

социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного

взаимодействия.

Проектная

деятельность предполагает

выполнение

детьми

коллективных,

подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями.

Проектная

деятельность

позволяет

объединить

разные

виды

творчества,

когда

комбинируются различные художественные материалы и техники.

Одним

из

примеров

является

краткосрочный проект (2 недели) нашей

группы

по

художественно-эстетическому

развитию

«Древность+Современность

=Творчество»

Цель

проекта:

приобщение

всех

членов

семьи

к

культурному

наследию

русских мастеров народных промыслов.

В ходе реализации проекта семьям

была предложена единая форма силуэта

кружки,

которую

они

должны

были

расписать

элементами

той

или

иной

росписи, которая досталась им по жребию. А

результатом стала выставка совместных работ детей и родителей по данной теме.

Информационно-коммуникационные технологии

Способствуют повышению качества

образовательного

процесса,

служат

развитию

познавательной

мотивации

воспитанников,

ведут

к

росту

их

достижений, ключевых компонентов.

Положительная

сторона

данной

технологии в том, что позволяет увеличить

количество иллюстрационного материала,

обеспечивает наглядность, что позволяет

лучше запоминать материал. Но также есть

и

минусы

данной

технологии

-

это

трудности экономического характера, не

хватает средств и технического оснащения,

а также остается актуальной проблема

профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться

современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы т.е. игры-

задания художественно-эстетической направленности, которые дети могут выполнить на

интерактивном оборудовании в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.

Можно отметить, что в интернете есть готовые игры и Виртуальные экскурсии по

изодеятельности. С их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми

редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным детальный анализ

художественных

произведений.

Благодаря

виртуальным

экскурсиям

процесс

ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и

познавательно значимым. Например, виртуальная экскурсия в картинную галерею по

темам пейзаж, натюрморт, «Из сказки в картинную раму» и др. для детей старшего

дошкольного возраста.

Но в тоже время потенциальные возможности гармоничного развития и воспитания

ребенка, его творческие способности к постижению мира могу оставаться в значимой

степени нереализованными, поэтому в своей педагогической деятельности можно

применять интеграцию при приобщении детей к изобразительному искусству и музыке,

литературе,

к

началам

компьютерной

грамотности,

математике,

экономики

с

использованием эвристических бесед и решений изобразительных задач.

Эвристическая беседа помогает педагогу

стимулировать творческую активность детей в

процессе создания ими художественного образа.

Задавая

вопросы,

педагог

побуждает

детей

задуматься,

рассуждать,

выбирать,

происходит

обмен мнениями

и

опытом,

дети становятся

активными

соучастниками,

а

не

пассивными

слушателями.

Решение изобразительных задач позволяет

рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон,

учитывая

различный

исходный

уровень

восприятия

детей

и

их

индивидуальные

возможности.

Проблемные

задачи

плавно

включаются в процесс создания выразительного

образа с помощью художественных средств.

Основным

средством

работы

с

детьми

является педагогический поиск. Педагог не должен

давать детям готовые знания, раскрывать перед

ними истину, он должен учить ее находить.

Примеры интегрирования в детском саду:

– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети

лепят и рисуют условные деньги, разрабатывают и составляют рекламные проспекты,

упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду делового человека и

т.п.);

– художественно-эстетическое

образование

и

нравственно-патриотическое

воспитание (дети рисуют сюжеты из истории и культурной жизни страны);

– художественно-эстетическое

образование

и

экологическое

воспитание

и

образование (дети рисуют природу родного края, страны);

– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность

(игры и задания в рамках изодеятельности).

В заключение хочется отметить, что каждый педагог – творец технологии, даже

если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным

ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках,

поэтому нельзя их опускать.

Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей

(законных представителей)

Список используемой литературы:

1.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ

Сфера, 2005.

2.

Князева О.А., Маханева М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. – СПб.: Акцидент, 1997г.

3.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М.:

Педагогическое общество России, 2005г.

4.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –

(серия «Вместе с детьми»).



В раздел образования