Автор: Губина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Построение целостной системы нравственно – патриотического пространства в ДОУ посредством технологии проектирования"
Раздел: дошкольное образование
«Построение целостной системы нравственно – патриотического
пространства в ДОУ посредством технологии проектирования»
(из опыта работы воспитателя Губиной Ирины Николаевны)
Дошкольный
возраст
–
период
активной
социализации
ребёнка,
пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной
культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче
духовных и художественных ценностей.
Нравственно – патриотическое воспитание, приобретая всё большее
общественное значение, становится задачей государственной важности,
поэтому хочу представить вашему вниманию опыт моей работы по данному
направлению.
За 20 лет работы я часто обращалась сама к себе с вопросом: как, каким
образом можно повлиять на маленького человека, чтобы он сам пришёл к
уважению и любви к своей Родине. Ещё в древности люди считали, что для
абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Очень
актуально звучат эти слова в современном мире.
Целесообразность использования проектного метода в нравственно –
патриотическом воспитании старших дошкольников в том, что метод
проектов
позволяет
ребёнку
почувствовать
себя
исследователем
и
объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов
дошкольной организации в совместной деятельности.
Для наиболее успешного результата мною была выстроена «Модель
нравственно – патриотического воспитания дошкольников «От ступеньки
дома
до
крыши
вселенной».
Принцип
тематического
планирования
материала предполагает подачу изучаемого материала по блокам, которые
включают в себя проекты. Систематизация материала по темам обогащает
знания
детей,
создаёт
предпосылки
поисковой
деятельности
(умение
выполнять творческие задания вместе с родителями, добывая информацию из
разных источников), интеллектуальной инициативы, способствует активному
формированию интегративных качеств личности дошкольника, ключевых
компетенций (коммуникативная деятельность, социальная, информационная,
здоровьесберегающая),
развитию
познавательных,
речевых,
творческих
способностей детей, что в итоге отразится на формировании готовности к
обучению в школе, социальной адаптации ребёнка в обществе. Для
реализации
проектов
в
группе
создана
развивающая
предметно
–
пространственная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности
детей (картотека подвижных и дидактических народных игр, карты нашей
страны, области, района, альбомы (с символикой, фотографиями), серии
картин, театры, лэпбук, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, фотостенды).
Содержание работы:
I блок «Всё начинается с семьи»
В него вошли проекты: «Традиции моей семьи», «Выходной день с
семьёй», «Вместе дружная семья». Цель: воспитывать у детей чувство любви
и привязанности к своей семье, дому. Совместно с родителями познакомить
детей с традициями семьи, с историей предков, участвующих в ВОВ.
II блок «Детский сад»
Проекты: «Профессии в детском саду», «Вместе дружная семья – детский
сад, родители и я».
III блок «Моя малая родина»
Проекты: «С чего начинается Родина», «Моя малая родина – село
Саваслейка», «Ока – река нашего края». Дети познакомились с историей
возникновения военного гарнизона, села, со знаменитыми земляками,
людьми, которые своим трудом способствуют процветанию села. Была
проведена экскурсия в музей Боевой славы дома офицеров, в детскую школу
искусств, в библиотеку села. Дети расширили представления о природных
богатствах России, познакомились с историей возникновения названия
«Ока».
IV блок «Мой родной край»
Проект «Любимый край». Дети совершили виртуальную экскурсию по
Нижегородской
области,
путешествие
по
Нижегородскому
Кремлю,
получили
первичное
представление
о
многообразии
гербов
городов
Нижегородской области.
V блок «Родная страна»
Представлен 5–ю проектами:
«История
старины
глубокой»
(были
проведены
следующие
мероприятия: интеллектуальная игра – путешествие «Родина моя –
Россия», развлечение «Как работали и отдыхали люди на Руси», игра –
викторина «История старины глубокой», праздник по народному
календарю «Екатерина – Санница»). Обогатились знания детей об
истории возникновения Руси. Ребята познакомились с жизнью наших
предков, с условиями их быта и культурой, русскими былинами,
пословицами, поговорками.
«Москва – столица России»
Ребята узнали историю возникновения Москвы, познакомились с
обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, посмотрели
видеофильм «Моя Москва» о её главных достопримечательностях,
прослушали музыкальные произведения, стихи, рассказы о Москве.
«Государственные праздники. Символы России»
Были
проведены:
занятие
–
викторина
«Символы
России»,
интегрированное
мероприятие
«Моя
Россия»,
познавательно
–
спортивное мероприятие «Мы верим в Россию», развлечение с
элементами театрализации «Русская берёза». Закрепили и обобщили
знания детей о государственных символах России – гербе, флаге,
гимне. Сформировали уважительное отношение к ним.
«Народно – прикладное искусство»
Оформила выставку «Чудо – чудное, диво – дивное», праздник
деревянной ложки, «Ярмарка народных мастеров», изготовила серию
дидактических игр, провела праздник «Мотивы русских ремёсел».
Дети в игровой форме познакомились с народными промыслами,
росписями, поиграли в русские народные подвижные игры «Самовар»,
« Как под горку», выучили песню «Расписная ложка».
VI блок «Наша армия»
Проекты:
«Защитники
Отечества»,
«Профессия
–
военный
лётчик»,
«Богатыри – защитники земли русской» (проведён спортивный праздник с
фольклорными
героями
и
народной
музыкой
«Ой,
ты,
Русь
моя,
богатырская!», «День Победы» (акция «Георгиевская лента», литературно –
музыкальная гостиная «Дню Победы посвящается»). Цель данных проектов:
воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам,
воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, знакомство с
профессиями людей, работающих в авиации.
Весь
собранный
материал,
изготовленные
презентации,
сведения
краеведческой направленности понятны и близки детям, адаптированы к
старшему возрасту, что в свою очередь вызывает у них познавательный
интерес.
Использование проектного метода в системе нравственно – патриотического
воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать
интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в
работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них
процессе нравственно – патриотического воспитания детей;
-
дети
организуются
в
соответствии
с
их
интересами,
желаниями,
потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного
метода в целях формирования нравственно – патриотических качеств у
дошкольников является действенным и эффективным – дети узнают и
называют символику страны, округа, района, могут дать ответы на вопросы о
богатстве
и
достопримечательностях
нашего
края,
села,
гарнизона.
Расширились знания о традициях, семейных ценностях, сформировались
чувства любви и уважения к родному дому, селу, гарнизону. Только общими
усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными
гражданами, патриотами своей страны. Хочу закончить свою публикацию
словами В.В. Путина: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то,
сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя»!