Напоминание

"Построение целостной системы нравственно – патриотического пространства в ДОУ посредством технологии проектирования"


Автор: Губина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Построение целостной системы нравственно – патриотического пространства в ДОУ посредством технологии проектирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Построение целостной системы нравственно – патриотического

пространства в ДОУ посредством технологии проектирования»

(из опыта работы воспитателя Губиной Ирины Николаевны)

Дошкольный

возраст

период

активной

социализации

ребёнка,

пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной

культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче

духовных и художественных ценностей.

Нравственно – патриотическое воспитание, приобретая всё большее

общественное значение, становится задачей государственной важности,

поэтому хочу представить вашему вниманию опыт моей работы по данному

направлению.

За 20 лет работы я часто обращалась сама к себе с вопросом: как, каким

образом можно повлиять на маленького человека, чтобы он сам пришёл к

уважению и любви к своей Родине. Ещё в древности люди считали, что для

абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Очень

актуально звучат эти слова в современном мире.

Целесообразность использования проектного метода в нравственно –

патриотическом воспитании старших дошкольников в том, что метод

проектов

позволяет

ребёнку

почувствовать

себя

исследователем

и

объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов

дошкольной организации в совместной деятельности.

Для наиболее успешного результата мною была выстроена «Модель

нравственно – патриотического воспитания дошкольников «От ступеньки

дома

до

крыши

вселенной».

Принцип

тематического

планирования

материала предполагает подачу изучаемого материала по блокам, которые

включают в себя проекты. Систематизация материала по темам обогащает

знания

детей,

создаёт

предпосылки

поисковой

деятельности

(умение

выполнять творческие задания вместе с родителями, добывая информацию из

разных источников), интеллектуальной инициативы, способствует активному

формированию интегративных качеств личности дошкольника, ключевых

компетенций (коммуникативная деятельность, социальная, информационная,

здоровьесберегающая),

развитию

познавательных,

речевых,

творческих

способностей детей, что в итоге отразится на формировании готовности к

обучению в школе, социальной адаптации ребёнка в обществе. Для

реализации

проектов

в

группе

создана

развивающая

предметно

пространственная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности

детей (картотека подвижных и дидактических народных игр, карты нашей

страны, области, района, альбомы (с символикой, фотографиями), серии

картин, театры, лэпбук, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, фотостенды).

Содержание работы:

I блок «Всё начинается с семьи»

В него вошли проекты: «Традиции моей семьи», «Выходной день с

семьёй», «Вместе дружная семья». Цель: воспитывать у детей чувство любви

и привязанности к своей семье, дому. Совместно с родителями познакомить

детей с традициями семьи, с историей предков, участвующих в ВОВ.

II блок «Детский сад»

Проекты: «Профессии в детском саду», «Вместе дружная семья – детский

сад, родители и я».

III блок «Моя малая родина»

Проекты: «С чего начинается Родина», «Моя малая родина – село

Саваслейка», «Ока – река нашего края». Дети познакомились с историей

возникновения военного гарнизона, села, со знаменитыми земляками,

людьми, которые своим трудом способствуют процветанию села. Была

проведена экскурсия в музей Боевой славы дома офицеров, в детскую школу

искусств, в библиотеку села. Дети расширили представления о природных

богатствах России, познакомились с историей возникновения названия

«Ока».

IV блок «Мой родной край»

Проект «Любимый край». Дети совершили виртуальную экскурсию по

Нижегородской

области,

путешествие

по

Нижегородскому

Кремлю,

получили

первичное

представление

о

многообразии

гербов

городов

Нижегородской области.

V блок «Родная страна»

Представлен 5–ю проектами:

«История

старины

глубокой»

(были

проведены

следующие

мероприятия: интеллектуальная игра – путешествие «Родина моя –

Россия», развлечение «Как работали и отдыхали люди на Руси», игра –

викторина «История старины глубокой», праздник по народному

календарю «Екатерина – Санница»). Обогатились знания детей об

истории возникновения Руси. Ребята познакомились с жизнью наших

предков, с условиями их быта и культурой, русскими былинами,

пословицами, поговорками.

«Москва – столица России»

Ребята узнали историю возникновения Москвы, познакомились с

обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, посмотрели

видеофильм «Моя Москва» о её главных достопримечательностях,

прослушали музыкальные произведения, стихи, рассказы о Москве.

«Государственные праздники. Символы России»

Были

проведены:

занятие

викторина

«Символы

России»,

интегрированное

мероприятие

«Моя

Россия»,

познавательно

спортивное мероприятие «Мы верим в Россию», развлечение с

элементами театрализации «Русская берёза». Закрепили и обобщили

знания детей о государственных символах России – гербе, флаге,

гимне. Сформировали уважительное отношение к ним.

«Народно – прикладное искусство»

Оформила выставку «Чудо – чудное, диво – дивное», праздник

деревянной ложки, «Ярмарка народных мастеров», изготовила серию

дидактических игр, провела праздник «Мотивы русских ремёсел».

Дети в игровой форме познакомились с народными промыслами,

росписями, поиграли в русские народные подвижные игры «Самовар»,

« Как под горку», выучили песню «Расписная ложка».

VI блок «Наша армия»

Проекты:

«Защитники

Отечества»,

«Профессия

военный

лётчик»,

«Богатыри – защитники земли русской» (проведён спортивный праздник с

фольклорными

героями

и

народной

музыкой

«Ой,

ты,

Русь

моя,

богатырская!», «День Победы» (акция «Георгиевская лента», литературно –

музыкальная гостиная «Дню Победы посвящается»). Цель данных проектов:

воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам,

воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, знакомство с

профессиями людей, работающих в авиации.

Весь

собранный

материал,

изготовленные

презентации,

сведения

краеведческой направленности понятны и близки детям, адаптированы к

старшему возрасту, что в свою очередь вызывает у них познавательный

интерес.

Использование проектного метода в системе нравственно – патриотического

воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать

интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в

работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них

процессе нравственно – патриотического воспитания детей;

-

дети

организуются

в

соответствии

с

их

интересами,

желаниями,

потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного

метода в целях формирования нравственно – патриотических качеств у

дошкольников является действенным и эффективным – дети узнают и

называют символику страны, округа, района, могут дать ответы на вопросы о

богатстве

и

достопримечательностях

нашего

края,

села,

гарнизона.

Расширились знания о традициях, семейных ценностях, сформировались

чувства любви и уважения к родному дому, селу, гарнизону. Только общими

усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными

гражданами, патриотами своей страны. Хочу закончить свою публикацию

словами В.В. Путина: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то,

сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя»!



В раздел образования