Автор: Водянникова Анна Владимировна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 74 "Винни - Пух" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: "Сопровождение интеллектуально одаренного ребенка в ДОО в рамках индивидуально – образовательного маршрута"
Раздел: дошкольное образование
Сопровождение интеллектуально одаренного ребенка в ДОО в рамках
индивидуально – образовательного маршрута.
Стандартные образовательные программы в основном рассчитаны на детей со
средним уровнем развития. Одарённые дети, вынужденные заниматься по одной программе с
остальными ровесниками, не могут в должной мере развить свои способности.
ФГОС
требует,
чтобы
к
таким
детям
применялся
индивидуально-
дифференцированный подход, который помогал бы развивать их способности. С этой целью
и создают индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегося.
Индивидуально – образовательный маршрут (далее ИОМ):
- это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника;
- определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и
возможностями воспитанника.
Проектирование ИОМ для детей с признаками интеллектуальной одаренности.
Для начала выбирается область одаренности: общая интеллектуальная одаренность.
Возрастная категория: дети 6 – 7 лет.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального
развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ
«сообразительные»).
Характерные черты интеллектуальной одаренности.
-высокий уровень интеллекта;
-высокий
энергетический
уровень
и
чрезвычайно
раннее
проявление
высокой
познавательной активности и любознательности;
- высокий уровень способности ребенка к самообучению;
-богатый словарный запас, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;
-ребенок
отличается
остротой
креативностью
мышления,
наблюдательностью
и
исключительной памятью;
-охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои
знания;
-быстро осваивает деятельности и высокая успешность ее выполнения;
-проявление
способностей:
математических,
конструктивно-технических,
художественных, музыкальных, литературных и т.п.
-характерно новаторство и своеобразный индивидуальный стиль деятельности.
Цель разработки ИОМ: создание оптимальных условий для выявления, поддержки и
гармонического развития детей, с высоким уровнем познавательных способностей в
условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что
педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать
примерно по такой схеме:
1.Диагностика уровня развития ребенка (в т. ч. его качества и способности).
2.Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты ребенком по
окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
3.Определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и
специальной программы.
4.Определение ролей родителей ребенка в реализации маршруту.
5.Разработка учебно – тематического плана.
6.Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и
методов, формы определения итогов.
7.Интеграция с другими специалистами. Педагог – психолог проанализировав
результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает,
нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других
специалистов.
8.Определение способов оценки успехов ребенка на каждом этапе освоения маршрута.
Рассмотрим подробнее эти этапы деятельности.
Диагностика.
1.
Первоначальное выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности,
для создания банка одаренных детей.
Формы работы:
-наблюдение за ребенком, его общением со взрослыми и сверстниками, выполнением им
различных видов деятельности;
-анкетирование взрослых (родителей и воспитателей) по специально разработанным
опросникам;
-проведение специальных мероприятий (интеллектуальной олимпиады «СтартУм» на
уровне ДОО, призеры и победители).
2.Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка,
выявление уровня
развития способностей и его индивидуальных особенностей; изучение образовательных
запросов (проводится с детьми, у которых склонность проявляется в интеллектуальной
сфере).
Формы работы:
- специальные диагностические методики, оценивающие уровень развития способностей.
Для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используются
следующие методики:
Название
шкалы
Автор теста, название теста,
источник
Исследуемые функции
Интеллект
Интеллектуальная шкала
Стенфорд-Бине.
Тест Векслера WPPSI и WISC.
«Прогрессивные
матрицы»
Дж.
Равена.
Невербальный тест Р. Кеттелла
Методика
экспресс
диагностики
интеллектуальных способностей И.С.
Авериной,
Е.И.
Щеблановой
для
детей 6-7 лет.
Мышление, общая
осведомленность,
пространственная ориентация,
зрительно-моторная координация.
Способности
Шкала
детских
способностей
Маккарти.
Вербальный тест Дж. Гилфорда в
адаптации Е.Е. Туник.
Фигурный (изобразительный) тест П.
Торренса.
в
адаптации
Е.И.
Щеблановой,
Н.П.
Щербо,
Н.Б.
Шумаковой.
СОНА
(спонтанное
описание
нерегламентированной
активности),
разработанная В.С. Юркевич.
Вербальные,
перцептивные,
вычислительные,
моторные
способности
Вербальная
(словесная) креативность
Невербальная
креативность,
творческое мышление
Познавательная
активность
и
динамика её развития
На основе результатов комплексной диагностики делается вывод о наличии
одарённости. Далее, педагог – психолог совместно с ребенком и его родителями определяет
цели и задачи маршрута.
Определение целей и задач.
Цель: активизация творческих и познавательных способностей путем решения задач,
развивающих образное, логическое, креативное
мышление, воображение,
средствами
развивающих интеллектуальных игр.
Задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию ребенка;
- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности ребенка;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать
собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации.
Срок
реализации
индивидуального
маршрута
определяется
в
соответствии
с
поставленными целями и задачами в индивидуальном порядке по согласованию с
родителями и самим ребенком.
Предполагаемый результат обучения:
1.Ребенок с хорошо развитой интеллектуальной сферой, сформированной адекватной
самооценкой и уверенностью в себе.
2.Сформированной внутренней мотивацией деятельности и системы ценностей,
которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.
3.Количественные и качественные показатели участия воспитанника в мероприятиях
разного уровня в интеллектуальных олимпиадах и турнирах.
Участие родителей в реализации ИОМ:
1.Психолого-педагогическое
просвещение
родителей
(беседы,
индивидуальные
консультации).
2.Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей
ребенка (онлайн – платформы, видеоуроки с ответами и пояснениями, логические тесты,
решение задач уровня сложности и др.).
3.Организация участия в конкурсах, олимпиадах, турнирах и др. мероприятиях,
выполнение совместных работ (подготовка к олимпиадам).
4.Поддержание интереса ребёнка, поощрение.
5.Работа с портфолио успеха.
В
семьях
особо
одаренных
детей
отчетливо
прослеживается
высокая
ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители.
Это
обстоятельство
является
благоприятным
фактором,
в
значительной
мере
обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка.
Содержание развивающей работы, формы, методы, приёмы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- индивидуальные занятия 1 раз в неделю -
проводятся для удовлетворения
познавательного интереса ребенка, на которых решаются задачи повышенной трудности,
которые выходят за рамки образовательной программы. Программа развивающих занятий
составлена
на основе
авторской
программы «Лаборатория
профессора
Ума» М.Р.
Григорьевой. Объем программы составляет – 20 часов.
Лаборатория профессора «Ума» состоит из множества разных мастерских и
маленьких лабораторий:
«Мастерская Ума», где работает сам профессор. Там он решает сложные логические
задачи и примеры.
«Мастерская узоров и фигур». Там проводят различные эксперименты с клетками,
создают узоры из геометрических фигур и много, много интересного.
«Словотворческая мастерская», где из разных букв создают слова.
«Живая мастерская», где обитают животные и растения.
«Творческая мастерская», где воплощаются самые смелые идеи и фантазии учеников
профессора Ума.
- Дополнительные занятия дома и в ДОО подготовка к конкурсам, интеллектуальным
играм, мини олимпиадам.
- Участие в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного
уровня.
Основные методы и приемы.
При
отборе
методов
и
приемов
учитываются:
доминирование
развивающих
возможностей материала над его информационной насыщенностью.
Методы реализации познавательного содержания используются и традиционные:
рассказ, объяснение. Однако, в силу особенностей одаренного ребенка, преимущество - за
проблемным обучением (с опорой на опыт ребенка):
проблемная задача, ситуация;
проблемный вопрос;
поисковые задачи с повышенным уровнем сложности;
творческие задания, на развитие креативности;
интеллектуальные игры и разминки;
задания с отсроченным вопросом;
составление и решение кроссвордов, ребусов, головоломок.
В процессе познания и деятельности, особое внимание мы уделяем развитию
дивергентного мышления, которое служит средством порождения огромного количества
невербальных идей. В ходе выполнения дивергентных задач развиваются оригинальность,
гибкость и беглость мышления ребенка. Это следующие дивергентные задачи:
невербальные задачи. «Нарисуй разные букеты в разных вазах», «Составь
коллаж», «найди аналогию с реальными предметами» и др.);
вербальные дивергентные задачи. «Составь предложение из предложенных
слов», «Подбери теплые/холодные слова», «Расскажи другими словами», «Сочини сказку»,
«Сочинение рассказов по схеме» и др.;
дивергентные задачи на базе творчества. «Соедини части животных – кто
получился», «Построй дом, похожий на цветок»», «Назови как можно больше предметов –
аналогов самолета», «Сочинение выдуманных историй», «Чем различаются и чем похожи» и
др.);
задачи дивергентного типа, которые имеют не один, а несколько правильных
ответов «Что будет, если я стану выше ростом», и т.п. Это обеспечивает функционирование
мыслительного процесса ребенка на высоком уровне самостоятельности.
Принимая во внимание тот факт, что развитие когнитивных способностей неотделимо
от коммуникативной сферы, необходимо использовать ряд методов и приемов на развитие
позитивной и адекватной Я-концепции (мотива самооценки, формирующегося под влиянием
окружающих, развивающий уверенность в себе, веру в собственные силы. Хорошо
зарекомендовали себя следующие коммуникативные игры: «Комплименты», «Волшебные
очки», «Похвалилки», «Добрые волшебники» (развитие способности видеть и подчеркивать
свои положительные качества и достоинства своих сверстников). «Я так устал», «Я могу
помочь», «Кто я и кто мы», « Скажу себе комплимент», «Я – дороже всех на свете», «Кто у
нас хороший» и т.п.
Способов оценки успехов ребенка: демонстрация достижений, тесты,
поощрение
одаренных детей.
Если ребенок одарен от природы уникальными способностями, то их следует
обязательно развивать, помня при этом, что одаренный ребенок нуждается в помощи и
поддержке не менее чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.