Автор: Городова Наталья Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ школа-интернат № 8 Копейский городской округ
Населённый пункт: Челябинская область, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Основная помощь родителям законным представителям имеющих детей с РАС"
Раздел: среднее образование
Наталья Викторовна Городова,
МОУ школа-интернат № 8
Копейский городской округ
Челябинская обл., Россия
«Основная помощь родителям (законным представителям) имеющих
детей с РАС»
Аннотация.
В статье рассмотрено понятие аутизм, основные
признаки
ребёнка
с
расстройством
аутистического
спектра,
психологические
трудности
родителей
(законных
представителей)
воспитывающих ребёнка с аутизмом. Представлен для родителей (законных
представителей) спектр правил к принятию аутичного ребёнка.
Ключевые слова: аутизм, ранний детский аутизм.
Natalya Viktorovna Gorodova,
MOU boarding school № 8
Kopeysky urban district
Chelyabinsk region, Russia
Annotation. The article discusses the concept of autism, the main features of
a child with an autism spectrum disorder, the psychological difficulties of parents
(legal representatives) raising a child with autism. A range of rules for the
adoption of an autistic child is presented for parents (legal representatives).
Keywords: autism, early childhood autism.
Детей страдающих аутизмом легко узнать, их взгляд ускользает от нас, и
мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще, их поведение удивляет, а то и
пугает: они могут подолгу беспорядочно размахивать руками, кружиться на
одном месте или по многу раз монотонным голосом задавать один и тот же
вопрос... Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром, они не
хуже и не лучше обычных детей, они просто особенные.
Аутизм - это расстройство,
возникающее вследствие нарушения
развития
мозга
и
характеризующееся
отклонениями
в
социальном
взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и
интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.
Если для родителей (законных представителей) заметными становятся
вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно
нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти
особенности развития ребёнка имеют основание. Диагноз «ранний детский
аутизм»
может
быть
поставлен
только
специалистом
-
детским
психоневрологом после тщательного обследования малыша.
Аутизм – название расстройства, которым страдает ребёнок, – нередко
превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердце родителей.
Родители (законные представители), которые имеют детей - аутистов
часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их
ребёнком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет.
Появление в семье ребёнка с заболеванием – для родителя (законных
представителей) огромное горе. Когда идет вынашивание беременности и
родители ожидают появления ребёнка на свет, они, конечно же, ждут
появления на свет обычного, нормального малыша. А потом, когда
становится понятно, что ребёнок болен, рушится целый мир.
Основная помощь семье в этот момент – пережить вместе с ней это
горе.
Первое, что спасает, – проговаривание – это уже облегчение, а ещё
лучше, если вы будете вести общение с людьми, оказавшимися в похожей
ситуации. Не стесняйтесь спросить их совета, может эти люди, образовали
группы взаимопомощи, вступайте в них.
Второе - должно стать принятие того, что их ребёнок страдает
аутизмом. Ведь ребёнок не психически больной человек, у него просто
«другой способ видения мира», ему немного труднее выразить свои чувства.
Вот здесь и нужно ему помочь, поддержать, научить.
Да, он болен, но это не значит, что он всю жизнь будет страдать, ведь у
него есть семья, у вас будет много побед, радостей, достижений, но других,
потому что жизнь – она разная. Нужно, чтобы семья аутичного ребёнка
внутренне осознала это, приняла эту мысль. Тогда у нее просто поменяются
жизненные задачи, и у них появляется шанс
жить дальше вполне
полноценно.
Несколько правил принятия аутичного ребёнка:
Правило 1. Не предъявляйте к ребёнку повышенных требований. В
своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребёнка. Признайте
за ним право быть таким, какой он есть.
Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы
любите его, пусть ваша любовь поможет пережить трудные времена. В конце
концов, какая разница, что скажут о вашем ребёнке незнакомые люди,
которых вы больше никогда не увидите?
Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребёнка, не ждите быстрого
результата. Результата вообще ждать не стоит.
Родители (законные
представители) должны помнить о том, как сложно жить их ребёнку в этом
мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух
каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир
аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли,
чувства и эмоции словами.
Правило 4. Глядя на своего ребёнка, не думайте о своей вине. Лучше
подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается
в вас и вашей любви к нему признание и одобрение.
Правило 5. Ребёнок не требует от вас жертв. Хотя, конечно, кое от чего
и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой
сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Осознав все особенности, аутичного ребёнка и приняв его, наступает
время действовать.
Третье – включение разума (осведомленность, сбор информации).
Сходите на консультацию к психологу или коррекционному педагогу,
которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить,
развернутую характеристику состояния психического развития ребёнка, а
также определить формы и направления коррекционных занятий для него
.
Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в
домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной
программы реабилитации больного ребёнка. Естественно, главная задача
здесь ложится на плечи родителей.
При
правильном,
упорном
подходе
к
выполнению
лечебной
(реабилитационной)
программы
дети,
больные
аутизмом,
показывают
отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться,
адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или
талантом в какой-то области искусства или знания.
Особенно важное, значение в воспитании аутичного ребёнка имеет
организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня,
формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.
Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то
положительное
влияние
на
развитие
ребёнка
должно
происходить
комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать
моторная, эмоциональная и познавательная сферы.
Поэтому вы как
родители,
должны
быть
заинтересованы,
чтобы
при
составлении
и
реализации
коррекционной
программы
ребёнка
с
расстройствами
аутистического спектра, были использованы методы коррекции следующих
специалистов: психолог (педагог-психолог, клинический психолог), логопед
(специалист по ранней коммуникации), учитель-дефектолог (специальный
педагог), психиатр,
тренер-преподаватель (инструктор) по адаптивной
физической культуре (физический терапевт), врач-педиатр, специалист по
социальной работе.
Родителям (законным представителям) нужно набраться терпения,
твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах
открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают
аутизмом,
поэтому
не
оставайтесь
одни
со
своими
проблемами,
а
обращайтесь к людям готовым помочь вам и вашему ребёнку на высоком
квалифицированном уровне.
Вся информация, данная в этой статье, не носит научного характера и не
может стать для родителей единственным руководством к действию – скорее,
это просто информация к размышлению.
Рождение больного ребёнка – это всегда тяжёлое событие, однако
необходимо найти в себе силы и жить дальше. И не просто жить, а жить
вместе с вашим сокровищем – максимально полноценно и, конечно же,
счастливо.