Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР"


Автор: Назарова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ ПОО имени В.П.Омельченко
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В.В.Назарова,

преподаватель иностранного языка

ГБОУ ПОО имени В.П.Омельченко,

магистр

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР»

В современных условиях иноязычное общение (как устное, так и

письменное)

становится

всё

более

важным

моментом

будущей

профессиональной деятельности специалиста в области «Графический дизайн».

Происходит

огромный рост

числа разнообразных мастер-классов и

профессионально - ориентированных тренингов для этих специалистов на

английском языке. В связи с этим значительно возрастает роль дисциплины

«Иностранный язык» в учебных заведениях, где иностранный язык не является

профильным.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

общего

образования

предусматривает

учет

профессиональной

специфики

при

изучении

иностранного

языка,

его

направленности

на

реализацию задач будущей профессиональной деятельности студентов.

Актуальность

учета

такой

специфики

для

студентов

профессии

«Графический дизайнер» обусловлена тем, что у студентов формируется

способность иноязычного общения в конкретных профессиональных и деловых

ситуациях. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку

является в настоящее время приоритетным направлением в современном

образовании.

В

настоящее

время

обязательным

требованием

подавляющего

большинства всех вакансий, имеющихся на современном рынке труда, является

знание иностранного языка. Причем не просто разговорный минимум, а

профессионально-направленный расширенный лексический практикум для

возможных профессиональных контактов с зарубежными партнерами. То есть

владение языком на привычном уровне – «чтение со словарем» – уже не

актуально. Современный специалист в области графического дизайна должен

уметь не только общаться с зарубежными партнерами, но и использовать в

своей работе профессиональный словарь опыт перевода профессионально-

ориентированных текстов. Согласно последним исследованиям социологов

наиболее востребованными когнитивными способностями в современном мире

являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к

принятию творческого и нестандартного решения, открытость и способность

услышать партнера в процессе диалога. Это становится возможным только при

достижении достаточно высокого уровня владения иностранным языком, в том

числе и профессиональными терминами.

Высокий

уровень

профессиональной

компетентности

специалиста

обусловлен наличием у него профессиональных умений, приобретенных за

время обучения в колледже. Иноязычные умения реализуются успешно в

составе коммуникативной компетенции в том случае, если они соответствуют

профессиональным навыкам, определенным характеристиками специалистов

данного профиля в соответствии с квалификацией. Это зафиксировано

Государственным образовательным стандартом среднего профессионального

образования. Таким образом, целесообразной и методически оправданной

является профессионально – коммуникативная направленная подготовка по

иностранному языку, предполагающая обучение студентов профессионально-

ориентированному

иноязычному

общению.

В

связи

с

этим

особую

актуальность приобретает профессионально- ориентированный подход к

обучению

иностранного

языка

в

колледже,

который

предусматривает

формирование у студентов способности общения на иностранном языке в

конкретных профессиональных и деловых ситуациях, с учетом особенностей

профессионального образования.

Под

профессионально-ориентированным

понимается

«обучение,

основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка,

диктуемого особенностями будущей профессии или специальности» [1. С.5].

Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированной

иноязычной лексикой с развитием личностных качеств обучающихся, знанием

культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков,

основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в

учебном заведении, где иностранный язык не является профильным предметом,

включает такие компоненты, как изучение иностранного языка как средства

овладения специальностью и как средства профессионального общения.

Профессиональная направленность обучения требует:

интеграции дисциплины «иностранный язык» с профильными

дисциплинами;

использование иностранного языка как средства пополнения своих

профессиональных знаний на основе межпредметных связей

использование иностранного языка как средства формирования

профессиональных умений и навыков;

использования форм и методов обучения, способных обеспечить

формирование необходимых профессиональных умений и навыков

будущего специалиста [2]

Процесс обучения профессионально-ориентированному общению на

иностранном языке с целью развития и формирования профессиональной

компетентности будет более эффективным при соблюдении следующих

условий:

Процесс обучения на основе личностно-деятельного подхода;

отбор содержания обучения профессионально-ориентированному

иноязычному

общению

осуществляется

на

ситуативно-

тематической основе;

в

качестве

средства

обучения

используются

аутентичные

материалы,

которые

отбираются

с

учетом

лингвистических,

методических,

культурологических

параметров

и

принципов

обучения

профессионально-ориентированному

общению

на

иностранном языке;

обучение осуществляется на основе специально разработанной

методики,

которая

предполагает

использование

комплекса

упражнений и приемов, направленных на развитие и формирование

профессиональной компетентности у студентов.

Наибольшая трудность при обучении профессиональному общению на

иностранном

языке

-

работа

в

условиях

отсутствия

естественной

профессиональной языковой среды. Поэтому особое внимание уделяется

обучение речевому поведению, адекватному типичным ситуациям будущего

профессионального общения. В учебный процесс включаются типичные

ситуации, которые характерны для профессиональной коммуникации. Они

создают мотивированную потребность в общении на иностранном языке. Такие

тематические игры и учебные диалоги максимально приближают учебный

процесс к естественной профессиональной коммуникации.

Тематические игры и диалоги: составить техническое задание, обсудить

его с руководством, обсудить возможное исполнение с клиентом, вызывают у

студентов живой отклик, побуждают к эмоциональному общению. Они

способствуют созданию имитации профессиональной иноязычной среды,

повышают мотивацию студентов к общению на иностранном языке и

формируют у них потребность использовать изученные речевые образцы и

тактику речевого поведения.

Обучение строится на основе следующих принципов:

поэтапность

(подготавливает

студентов

к

построению

высказывания на иностранном языке. Происходит выход

в

общение сначала в учебно-речевой ситуации, а затем в ролевой

игре),

«активность и деятельность

межпредметная координация

мотивация межкультурного взаимодействия,

учет индивидуально-психологических особенностей студентов.» [3,

с 41-42]

В

разделе

программы

«Иностранный

язык

в

профессиональной

деятельности» используются тексты, тематически относящиеся к основам

специальности. Эти тексты имеют то преимущество для усвоения студентами

собственно языковых особенностей иностранного языка, что их содержание

знакомо

студентам

и

соответствует

их

профессиональным

интересам.

Логическая последовательность тем и порядок представления материала,

который принят в систематическом курсе соответствующей дисциплины

способствует связи языка с профессией и выступает как дополнительный

фактор мотивации при изучении иностранного языка.

Отбор содержания предусматривает формирование способности общения

на

иностранном

языке

в

конкретных

профессиональных

ситуациях,

способствует

профессиональной

эрудиции,

закладывает

основы

профессионального мышления и профессиональных умений.

Для студентов профессии «Графический дизайнер» отобраны тексты,

отражающие будущую профессиональную среду, историю графического

дизайна и т.п.

Например, при работе с текстом «How the Past Influences the Present»,

студенты учатся находить исторические параллели в работе графического

дизайна, находят постулаты и принципы работы, которыми дизайнеры

пользуются с древних времен и по сей день.

При работе с текстом «Colour in design» учатся правильно применять

названия цветов на иностранном языке и пользоваться в условиях иноязычного

общения такими инструментами как цветовой круг Иттена и цветовой круг

Оствальда

Для

специалистов

профессии

«Графический

дизайнер»

основным

инструментом является Круг Иттена. Это цветовая схема из 12 цветов. В основе

лежат три базовых цвета – красный, желтый и синий. Остальные цвета – это

производные базовых: вторичные и третичные цвета. В настоящее время это

самый

популярный

инструмент

графических

дизайнеров

и художников.

Опираясь на цветовой круг можно выбрать палитру для интерфейса сайта,

фирменного стиля или иллюстрации. Круг Иттена так же позволяет быстро

подбирать подходящие цветовые сочетания для всевозможных случаев: от

дизайна одежды и интерьера до выбора косметических средств. В бумажной

или цифровой версии им пользуются новички и опытные дизайнеры, а так же

художники, модельеры, визажисты, колористы и т.п. Это важный и полезный

инструмент, упрощающий работу графического дизайнера, позволяющий

подбирать гармоничные цвета.

На уроках иностранного языка использование круга Иттена оправдано при

изучении довольно большого спектра тем. Это и описательные прилагательные

(цвета и их сочетание), и использование вводной конструкции (описание

интерьера или картины) и многое другое. В цветовой теории есть много

интересных тем, которые очень часто возникают при общении на иностранном

языке. Это, например, такие темы:

как работать с цветовым воздействием,

что делать с субъективным цветовосприятием,

какие бывают контрасты,

как связаны форма и цвет

Не менее важный инструмент дизайнера – цветовой круг Оствальда. Это

цветовая система предполагает 8 цветовых тонов. Четыре базовых цвета:

желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый).

Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24оттенков, по 3 в каждом

секторе.

Кроме

того,

на

основе

круга

Оствальда

строятся

основные

гармоничные

сочетания

цветов.

Это

комплиментарное

сочетание

(Complimentary colors), схема сближенных цветов (A similar color combination) и

т.п.

Используя такие термины как цвет, насыщенность, сочетание цветов и т.п.,

уроки

иностранного

языка

легко

связать

с

теоретическими

основами

цветоведения. На занятиях студенты с удовольствием сопоставляют уже

имеющиеся знания с новыми иностранными названиями, могут прочитать

интересные статьи и тексты по профильному предмету на иностранном языке и

проанализировать их.

Интересно

студентам

составлять

собственные

описания,

такие

как

«Интерьер моей мечты», «Дом моей мечты» и т.п.

Главная и конечная цель обучения иностранному языку с учетом

профессиональной

направленности

обеспечить

активное

владение

иностранным языком студентами как средством формулирования мыслей в

повседневном общении и в специализированных областях, связанных с

будущей профессией. С использованием таких инструментов как было

рассмотрено выше, это становится возможным.

Литература

1.

Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное

обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов.

Орел: ОГУ, 2005. 114 с.

2.

Зиннурова

Ф.М.

Формирование

профессионально-языковой

компетентности студентов ССУЗ в полиэтническом регионе (на

примере строительных специальностей): Автореф. дис. … канд.

пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 25 с

3.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый

курс лекций.- М.: Просвещение, 2002. – 240 с.



В раздел образования