Автор: Яр Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гыданская школа-интернат имени Н.И.Яптунай
Населённый пункт: с.Гыда, Тазовский район, ЯНАО
Наименование материала: Первые результаты работы по программе предшкольной подготовки
Тема: "Учим звуки речи"
Раздел: начальное образование
Статья
Первые результаты работы по программе предшкольной подготовки
«Учим звуки речи» в рамках проекта «Кочевая школа»
«Кочевые школы» - проект, не оставляющий равнодушным никого. Люди,
транслирующие в массы идею кочевого образования, слабо представляют,
что в действительности происходит в таких учебных заведениях, как
организована жизнь детей в семьях оленеводов- рыбаков, в каких условиях
живет и работает учитель.
Поэтому необходимо было учителя так подготовить всесторонне
методически и морально, чтобы обучение было грамотным, интересным. Для
этого составила программу дополнительного образования для детей 5-6 лет
«Учим
звуки
речи».
Актуальность
программы
заключается
в
ее
необходимости. Тундровые дети не ходят в детские сады. Поступая в школу
без подготовительного периода, они очень отстают от тех детей, которые
обучались в детских садах. Программа позволяет подготовить ребёнка к
обучению, помочь ему перейти на новую ступень, получить знания о звуках
речи, помочь адаптироваться в школе-интернате.
Первая «кочевая школа», созданная на участке Юрибей не получилась.
Сильные ветра разнесли палатки, учитель Яндо О.Н. не смог вести занятия в
таких условиях.
На следующий год были увезены балки, методическая литература,
учебные принадлежности. Занятия проводились с 1 июля по 21августа 2014г,
учитель Салиндер Л.Н.
Самой лучшей Салиндер Л.Н. отметила программу «Учим звуки речи». О
положительных результат программы Любовь Николаевна выступала на
педагогической конференции в сентябре 2014г. «Мне было легко и интересно
работать с программой Яр Т.П. «Учим звуки речи». По словам, Салиндер
Л.Н. «Программа полностью соответствует для возрастной категории 5-6 лет.
Татьяна Павловна разработала примерные занятия по программе. А в таких
условиях это очень необходимо. Почти на каждом занятии есть упражнения
на родном ненецком языке, что детям помогало услышать звук речи не
только на русском языке, но и на родном. Были разработаны занятия о звуках
только родного языка, это нужно было познакомить детей с заднеязычным
звуком [η], с глухим гортанным смычным звуком [”].
В 2016-17 г. я сама готовила старшеклассников, для работы в «кочевой»
школе летний период. Работала также по этой программе. В нашей школе
каждый год работает кружок «Авангард» - дополнительное образование для
старшеклассников, которые ведут предшкольную подготовку детей в
условиях кочевья. Педагог, ведущий кружок «Авангард», также работает по
программе «Учим звуки речи»
Таким образом, данная программа имеет плодотворные результаты.
К 1 сентября будущие первоклассники приходят в школу более
подготовленными. Дети умеют составлять предложения из 2-4 слов, делить
слова на слоги (измерение хлопками), составлять слова из слогов (устно),
различать на слух и в произношении все звуки; определять место звука в
слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно устанавливать
последовательность звуков в слове, осознавать их как отдельные элементы
слова. Дошкольники «будущие первоклассники», знали - термины «слово»,
«звук», «предложение»; гласные и согласные звуки. Главное - дети умели
выделять данный звук в словах.
Конкретные результаты 1 «а» класса за 2020-2021 уч.г.
( По списку в классе - 22 чел., в «кочевой» школе обучалось 12 чел.)
Региональный мониторинг образовательных достижений первоклассников.
Русский язык (% справившихся с заданиями)
Тазовский район-59,7%
ГШИ-62,5%
1а класс-72, 2%
Литературное чтение
Тазовский район-66,2%
ГШИ-68,4%
1а класс-73, 9%
Литературное чтение
Тазовский район-66,2%
ГШИ-68,4%
1а класс-73, 9%