Напоминание

" Курение - полезная привычка?"


Автор: Шарова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Дубенская СОШ
Населённый пункт: п. Дубна, Тульская область
Наименование материала: Конспект
Тема: " Курение - полезная привычка?"
Раздел: полное образование





Назад




Мероприятие о вреде курения " Курение - полезная привычка?" Цель: развитие у учеников ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм. Задачи: 1. познакомить воспитанников с последствиями курения, показать пагубное воздействие никотина на организм человека; 2. формировать у детей потребность противостоять вредным привычкам; 3. воспитание здорового образа жизни, развитие творческих и сценических способности детей, воспитание культуры поведения. Оборудование: проектор, презентация по проблеме, плакаты, стенд с детскими рисунками. Ход мероприятия
Ведущий:
Я сегодня дышу как слон, Походка моя легка. Ночь прошла, как чудесный сон, Без единого кашля и плевка. Я стал определенный весельчак и остряк, Ну просто душа общества. Забыл про сон и кровать. Граждане, вас интересует секрет? Открыть или не открывать? Граждане, я сегодня бросил курить! В.Маяковский
Ведущий:
Самое ценное, что есть у человека - это жизнь. Никакая жизнь не мила, если нет здоровья. Его не купишь ни за какие деньги. Если человек болен, он не сможет воплотить в жизнь свои мечты, не сможет полностью реализоваться в современном мире, не сможет почувствовать всю прелесть жизни. Люди почему-то не ценят то, что им дается даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берегут вещи, одежду, украшения. А здоровье только тратят. Сегодня мы поговорим о пагубной привычке, которая поработила за последнее столетие многих людей. Имя этой привычки, как вы уже догадались, - курение.
Ведущий:
Данные многочисленных социологических исследований, опросов и интервью показывают, что с каждым годом растёт процент курящих школьников или тех, кто попробовал сигарету. Курение среди подростков — настоящая беда, так как после окончания школы гигантская масса учащихся уже приобретают никотиновую зависимость.

Ведущий:
В будний день невозможно пройтись по двору, не увидев пару-тройку прячущихся с сигаретой подростков. Знают ли они о вреде курения? Да. Почему тогда продолжают, несмотря на колоссальный ущерб здоровью, страх наказания в школе и дома, на законы, в конце концов? Ответ прост – подростки живут настоящим днём, не задумываясь о последствиях. Цель нашего мероприятия - рассказать о том, к каким страшным последствиям может привести никотиновая зависимость.
Ведущий:


Почему на детском курении акцентируется внимание? Дело в том, что привыкание к никотину у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых: достаточно покурить всего три-четыре дня. А уже спустя месяц могут проявиться первые последствия. Среди школьников был проведён социологический опрос, в результате которого были выяснены причины раннего курения 1. Сигарета становится для подростков запретным плодом. Им интересно попробовать нечто новое. Детское курение позволяет школьникам чувствовать себя самостоятельными. 2. Курение в школе воспринимается как некий авторитет, подростки чувствую себя «крутыми». 3. Детское курение — это своеобразное влияние массовой культуры. Подростки пытаются подражать взрослым, героям любимых кинофильмов. Сигарета — это символ взрослой жизни. 4. Это влияние сверстников. Когда в компании сигарету попробовал один подросток, он обязательно предложит её и другим. Чтобы не казаться «белой вороной», отказываются единицы. 5. Нередко подростки, начавшие курить, воспитываются в семье, где один или оба родителя курят. Семейное влияние здесь доминирует, и курение школьников становится закономерностью. 6. Девочки в подростковом возрасте полагают, что курение — это способ выделиться из толпы и понравиться мальчикам.
Ведущий:
О вреде курения для школьников написано и снято немало. Приняты законы, которые не работают или работают неэффективно. Но количество курящих меньше не становится, несмотря на принимаемые меры. Курение в глазах окружающих — вполне безобидная привычка. Подскажите, кто видел хотя бы одного больного, который сказал, что причиной его недугов – табак?
Ведущий:
В определённом возрасте у каждого человека начинаются проблемы со здоровьем. И для школьника неважно, от чего наступила болезнь – от вредной привычки или от плохой экологии? Для них нет весомых доказательств, которые свидетельствуют, что курение вредно. Если это вред, тогда почему так много взрослых людей курит в общественных местах, в подъездах, домах, на кухне?

Ведущий:
Курение школьников опасно, так как это будущее поколение, которое уже испорчено пагубным воздействием. Но задумался ли он хоть на одну секунду, какие процессы происходят в его организме и какой вред курение оказывает на него? Наверное, нет. Послушайте. В дыме 20 сигарет (а это обычная «норма заядлого курильщика») содержится никотина 130 мг, аммиака 45 г, синильной кислоты 0,7—1,1 мг , угарного газа 0,6 л и множество других ядовитых веществ. Попадая в организм человека эти вещества, наносят ему непоправимый вред. Медики доказали что средняя продолжительность жизни курящего человека на 9 лет меньше чем у некурящего.
Ведущий:
Как-то раз в Ницце было устроено необычное по своей нелепости и жестокости соревнование «На приз лучшего курильщика». В соревнованиях участвовало много человек желающих получить этот «почетный титул», и вот к чему это привело. Двое участников этого соревнования выкурили по 60 папирос каждый и через несколько часов умерли в больнице. Многие участники получили сильнейшее отравление, но их удалось спасти. Поистине печальный итог этих соревнований. Спросите у начинающего курильщика, как действует на него выкуренная сигарета? После выкуренной сигареты у него сразу начинает кружиться голова, появляется тошнота и рвота, учащается сердцебиение, тело бледнеет, выступает холодный пот, а это явные признаки отравления. В медицинской литературе неоднократно приведены примеры вреда курения на организм и острого его отравления табаком. .
Ведущий:
Среднего возраста мужчина, за двенадцать часов выкурил 20 сигар и 40 папирос. В результате чего у него начался упадок сил, появился холодный липкий пот, начались перебои с сердечной деятельностью, судороги. И как печальный конец этой истории мужчина погиб. Двое молодых людей заключили пари, кто из них без перерыва выкурит больше сигарет, и уже после 12 выкуренной сигареты один из них почувствовал себя плохо. У него помутилось сознание, и он умер от внезапной остановки сердца. Вред курения на здоровье весьма многообразен.
Вред курения на нервную систему

Ведущий:
Из всех систем нашего организма, от курения, в первую очередь, страдает нервная система. Одним из первых признаков отравления табаком нервной системы, является головокружение. Вначале появляется чувство пустоты, человек не может сосредоточиться, появляется ощущение потери сознания. У курящих людей со временем развивается быстрая у томл я емос т ь, раздражительность, ослабление памяти, нервность, головные боли.
Вред курения на органы чувств

Ведущий
: Органы чувств тоже страдают от ядовитых веществ, выделяемых при курении. Многие курильщики, например, не любят сладкого, так как никотин убивает окончания вкусовых нервов и полости рта и таким образом исчезают вкусовые восприятия. У злостных курильщиков нередко возникают проблемы со зрением, человек не может различать цвета. Курение также отрицательно действует и на функцию слуха.

Вред курения на органы дыхания

Ведущий:
Органы дыхания – принимают на себя самый первый удар от табачных ядов. Как плотные частицы сажи, так и тот «букет», который входит в состав продуктов табачного дыма, раздражает всю дыхательную систему человека. Курильщики часто страдают бронхитом, их постоянно мучает кашель, который сопровождается обильным отхаркиванием грязно-серой мокроты. Постоянное раздражение голосовых связок, которое часто встречается у курильщиков, делает его голос грубым, хриплым, неприятным. За один год через легкие курильщика проходит около 800 г табачного дегтя. Поэтому легкие курильщика становятся более темными, чем легкие не курившего человека. Врачи установили прямую связь между курением и туберкулезом. У курящих людей туберкулез встречается вдвое чаще, чем у не курящих. Курение одна из первых причин заболевания раком легкого. .
Вред курения на сердечно-сосудистую систему

Ведущий:
Во время курения учащается сердцебиение, и это происходит уже после первой затяжки. У вполне здорового человека сердце сокращается 70 раз в минуту, а во время курения 80-90 раз. Вот какую дополнительную нагрузку выполняет наше сердце! Курение способствует развитию такого заболевания как атеросклероз, а атеросклероз в свою очередь может привести к учащению случаев заболеваемости ишемической болезнью сердца, которую нередко называют сейчас «болезнью века». Данные ВОЗ говорят о том, что смертность от ишемической болезни сердца наступает чаще у курящих и уменьшается у тех, кто бросил курить. Приступы внезапной смерти у курящих встречаются в четыре раза чаще, чем у не курящих.
Вред курения на органы пищеварения

Ведущий
: Попадая в полость рта, дым от сигарет раздражает язык, десна, зев, он отрицательно действует на зубную эмаль и она начинает трескаться. Очень часто изо рта курильщика неприятно пахнет. Дым от сигарет раздражает слюнные железы, вследствие чего происходит обильное слюноотделение. Ученые установили, что курение это прямой путь к раку губ и языка. Статистика говорит о прямой связи между курением и язвой желудка и двенадцатиперстной кишки. Смертность от этих заболеваний в 3-4 раза выше у курящих, чем у некурящих. Неоценимый вред курение наносит и печени..
Ведущий
: Вот неполная картина, того какой вред наносит курение нашему организму. Известно, что доза 0,1 г никотина смертельна для человека. Она содержится в 20 сигаретах. Ученые подсчитали, что при курении в среднем 20 сигарет в день курильщик в течение 30 лет выкурит более 200 000 сигарет, в которых заключено 160 кг табака.
Ведущий:
Сегодня мы проведём опыт, который продемонстрирует нам, что курение вовсе не безобидная привычка. ( Опыт проводит лаборант кабинета химии).

Лаборант:
Нам понадобится:  сигарета  спички  шприц любого объема (главное — сухой!) без иголки  небольшой кусочек ваты  стакан с водой  марганцовка  резиновая груша (спринцовка) без наконечника  хорошо проветриваемое помещение Итак, вынимаем из шприца поршень, он нам не понадобится. Аккуратно вырезаем ножом носик шприца, делаем отверстие по размеру сигареты. Вставляем в это отверстие сигарету, поплотнее, чтобы не выпала. В шприц кладем рыхлый комочек ваты. Это будет модель легких. Туго не набиваем, нужно, чтобы проходил воздух. Зажигаем сигарету и резиновой грушей втягиваем воздух из открытого конца шприца — имитируем процесс курения — втягивания дыма в легкие (то есть в вату). Так «скуриваем» всю сигарету. ( Помещение должно проветриваться!) Вот, что у нас получилось в итоге: Обратите внимание на то, как выглядят вата и шприцы — использованный для опыта и неиспользованный: Теперь готовим слабый раствор марганцовки. Для этого в небольшом количестве воды нужно растворить один кристаллик марганцовки (на кончике ножа): Бросаем в нее «легкие курильщика», то есть использованную вату. Цвет раствора мгновенно меняется.
Думаю, цвет «легких» курильщика вам не понравился. Во вдыхаемом дыме от сигареты содержатся различные вещества: оксиды азота, пиридин, аммиак и ароматические амины. Твердая фаза дыма содержит никотин и смолу (табачный деготь). Все это и придало такой цвет вате. Эти же вещества активно взаимодействовали с раствором марганцовки и изменили ее цвет. Ну как вам опыт? Наглядно? Неважно, что сигарета была без фильтра. По разной информации, фильтр задерживает лишь до 30% вредных веществ, а те, что пропускает, являются настолько мелкими, что всасываются в ткани легких намного быстрее и причиняют гораздо больше вреда, чем крупные частицы.
Ведущий:
Кстати, научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКАДР) подсчитал приблизительное попадание радионуклидов в организм среднестатистического человека с пищей и воздухом за год. Выяснилось, что у некурящих людей годовая эффективная доза внутреннего облучения составляет около 7 мкЗв (микрозиверт — это такая величина для обозначения дозы облучения), а у курящих — 81 мкЗв. Это происходит за счет того, что в табаке содержатся радиоактивные изотопы свинец-210 и полоний-210, которые попадают в организм и дают такую дозу.
Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вашему вниманию сценку о вреде курения.
Сценка
Звучит современная музыкальная композиция. На сцену выходят два парня — диск-жокеи.
Первый.
Привет!
Второй.
Привет!
Первый.
У вас в гостях дискотека «Твой выбор»!
Второй.
Делайте свои заявки, выбирайте только то, что вам нравится!
Первый.
Вы готовы?
Второй.
Тогда поехали! Звучит быстрая музыкальная композиция.
Первый.
А сейчас, я думаю, самое время нам с вами познакомиться. Это мой друг Колян.
Второй.
Это тоже мой друг, но Вован. Хлопают друг друга по рукам.
Первый.
Слышь, Колян, я что-то устал. Сколько у нас было дискотек?

Второй.
Сколько, сколько - это первая.
Первый.
Да-а-а? Что-то с памятью моей стало. Ну да ладно, давай лучше закурим.
Второй.
Да я же бросил.
Первый.
Правда? Когда?
Второй.
Ну ты вообще... Действительно, память потерял.
Первый.
Ну ладно, ладно, сейчас вспомню... Вот выкурю сигаретку. (Роется в карманах, сигарет не находит, а вынимает газетные статьи.) Что это такое? Где сигареты? (Выбрасывает некоторые статьи на пол, а некоторые прочитывает.) «Английский союз врачей скрупулезно подсчитал, что каждая сигарета сокращает жизнь на 5 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 сигарет, сокращает свою жизнь на 5 лет». Вот ерунда! (Выбрасывает.) (Второй поднимает и заинтересованно читает).
Первый
(достает другую статью). «Любители табака страдают опасными недугами: раком легких в 20 раз чаще, чем некурящие, язвой желудка - в 5 раз больше, чем некурящие...» Фу, какая гадость! Второй забирает статью и назидательно читает.
Второй.
«... а также коронарным склерозом (показывает на темечко друга) - в 4 раза больше, чем некурящие. У каждого седьмого курильщика возникает тяжелое заболевание сосудов - облетирирующий эндоартериит. Эта болезнь нередко приводит к гангрене нижних конечностей и к их ампутации».
Первый
(подкашиваются коленки). Ма-ма!
Второй
(усаживает его на стул). Да не переживай ты так, Вован. Это же не сразу, еще лет 10-20 протянешь.
Первый
(закашлялся)
.
С-па-си-бо! Утешил. (Тяжело дышит.)
Второй
(продолжает читать). «Извечные спутники любителей табака - одышка, кашель, а то и хронический бронхит, воспаление легких...
Первый
закашлялся. Второй хлопает его по спине и продолжает читать. ... Курение вызывает учащенное сердцебиение, нарушение сна, повышает вероятность кишечных расстройств...»
Первый.
Ой, я, кажется, куда-то хочу. (Убегает.)
Второй.
Да, такая информация сразит любого. (Продолжает читать.) «Курение отрицательно сказывается на умственной и физической работоспособности». Кто табак любит - тот себя губит. Возвращается Вован.
Второй.
О, Вован, что-то ты быстро.

Первый.
Хорош прикалываться. Ты лучше скажи, откуда у меня в карманах эта пропаганда? Неужели родители подсунули?
Второй.
А что, ты не веришь в то, что здесь написано?
Первый.
Да как тебе сказать. Хоть верь, хоть не верь - курить страшно хочется, аж уши пухнут.
Второй.
Хорошо, что хоть не отваливаются.
Первый.
А что, скажешь, тебе не хочется?
Второй.
Да со мной такой случай произошел несколько лет назад, что я с тех пор видеть сигареты не могу.
Первый.
Расскажи.
Второй.
Отец учил курить меня в 5-м классе.
Первый.
Да ну?!
Второй.
Ну да. Когда я учился в 5-м классе, то с завистью поглядывал на курящих старшеклассников, которые на перемене набивались в туалетную комнату и вовсю там дымили. Потом от меня пахло табаком. Даже девчонки иной раз спрашивали: «Ты что, куришь?» Заметил однажды и отец, что от меня дымищем несет. Посмотрел в упор в глаза и неожиданно спросил: «Что, потягиваешь понемножку?» Я просто онемел от такого вопроса. «Нет, - отвечаю. - Это я в школе так прокурился». Тогда папаша достает из кармана пачку папирос и мне протягивает: «Бери, закуривай! Чем окурки подбирать, давай лучше, как мужчины, открыто будем курить». Растерялся я: шутит или испытать меня хочет? «Да я курить не умею вовсе», - признался я. «Ничего, - подбодрил отец. - Научу». Протянул он мне папиросу и дружелюбно сказал: «Только один уговор - курить так курить, а не просто зря дым пускать». Беру папиросу (не могу же ослушаться), прикуриваю, а про себя думаю: вот это да-а! Рассказать ребятам - не поверят! А отец настаивает: «Сильнее в себя вдыхай, не бойся». Совсем я воспрянул духом и так глотнул дым, что закашлялся, аж слезы из глаз потекли. А отец не дает передохнуть: «Кури!» - говорит. Глотнул я еще разок, снова закашлялся, а отец не отпускает: «Давай, давай, привыкай...» После еще одной затяжки мне так противно стало, что даже затошнило. Не выдержал я папиной «педагогики», разревелся и убежал... С того дня никогда не брал в рот сигарет...
Первый.
М-да... А вот у меня все по-другому вышло. Я тоже всегда с завистью посматривал на старшеклассников, которые за углом школы тайком потягивали сигареты, залихватски пускали колечки. Так и тянуло самому взять в рот сигарету.
Второй.
Ну и че? Когда закурил?
Первый.
Да еще раньше тебя, только начал с окурков. Подбирал оставшиеся от взрослых. Тьфу, вспоминать противно. Так и пристрастился. Теперь мне и пачки сигарет в день не хватает, а она же денег стоит. Одно разорение.

Второй.
Предлагаем пройти два теста на выбор. Результаты первого будут проанализированы, второго - останутся у вас. Надо просто ответить на вопросы, и вы узнаете, какая причина сильнее других заставляет вас потянуться к сигарете. А как говорят медики: «Правильный диагноз - половина успешного лечения». (Тест дается каждому желающему и объясняется механизм подсчета результатов. Результат теста «Почему я курю» остается у отвечающих, что будет способствовать лучшему воздействию на психику подростков). Тест № 1 1. Как ты считаешь, курение вредно? 2. Пробовал ли ты курить? 3. По каким причинам ребята начинают курить? 4. Куришь ли ты в настоящее время? 5. В каких местах обычно курят? 6. Знают ли родители что ты куришь? Тест Дэниэла Хорна "Почему я курю" о«Почему я курю» Вам предлагается ответить на следующие вопросы, оценивая свои ответы в «очках» таким образом: всегда - 5 очков часто - 4 очка при случае - 3 очка изредка -2 очка никогда - 1 очко 1. Курю, чтобы снять усталость. 2. Манипуляции с сигаретой при курении - для меня истинное удовольствие. 3. Курение приятно, при этом чувствую расслабление. 4. Закуриваю, когда злюсь. 5. Если сигарет нет, я сам не свой, пока не достану их. 6. Курю автоматически, не задумываясь. 7. Курю, потому что это подбадривает меня, вызывает уверенность в себе. 8. Определенное удовольствие я получаю в момент прикуривания. 9. Курение вызывает приятные ощущения. 10. Закуриваю, когда чувствую себя нехорошо или же когда выбит из колеи. 11. Четко осознаю минуты, когда не курю. 12. Закуриваю новую сигарету, когда предыдущая еще тлеет в пепельнице. 13. Курю, чтобы улучшить настроение. 14. Приятно наблюдать за дымом, идущим изо рта и от сигареты. 15. Люблю закуривать, когда чувствую удовлетворение и раскованность. 16. Обязательно должен закурить, когда угнетен, опечален, подавлен, когда хочу избавиться от неприятностей и забот. 17. В минуты, когда не курю, испытываю истинную тоску по сигарете. 18.Хотя и осознаю, что во рту у меня сигарета, но не помню, как я ее туда вложил.
Ребята, если вы по какому-либо из пунктов получите результат, превышающий 11 баллов, то самое время насторожиться и начать борьбу именно с этой причиной. Если результат не превышает 10 баллов, то эта причина не является главной в вашей тяге к сигарете.
Итак, причины, по которым ты куришь:
1. Не уверен в себе (пункты 1, 7, 13). 2. Нравится сам процесс курения, а не то, что я при этом ощущаю (2, 8, 14). 3. Хочу ощущать себя раскрепощенным (3, 9, 15). 4. Для снятия внутренней напряженности (4, 10, 16). 5. Психологическая зависимость от сигареты (5, 11, 17). 6. Рефлекторное курение, т.е. курение превратилось в механическую привычку (6, 12, 18).
Ведущий:
Наше мероприятие подошло к концу, и если мы заставили вас хоть немного задуматься над тем, стоит ли курить, значит поработали сегодня не напрасно. Желаем вам здоровья, берегите его! До новых встреч! (Звучит "Песня о здоровом образе жизни")


В раздел образования