Напоминание

Роль текущего поурочного контроля в формировании оценки учебных достижений учащихся


Автор: Миронова Светлана Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54" Авиастроительного района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Роль текущего поурочного контроля в формировании оценки учебных достижений учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Роль текущего поурочного контроля в формировании оценки учебных

достижений учащихся

В теории педагогики и педагогической практике под контролем понимается в

«широком смысле…проверка чего-нибудь», а в «узком…- принцип обратной

связи, характерной для управления саморегулирующейся системой». Исходя

из этого, «контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает

внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю

обратную связь (самоконтроль учащегося)».

Текущий контроль заключается в систематическом наблюдении за работой

класса в целом и каждого ученика в отдельности, за становлением знаний,

умений и навыков учащихся; сочетается изучением нового материала, его

повторением, закреплением и практическим применением. Его основная цель

– получение информации о ходе формирования знаний и умений учащихся, о

проблемах и искажениях в восприятии учебного материала. Это дает

учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки,

выявить их причины и принять необходимые меры к устранению;

возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Этот

вид контроля успеваемости имеет большое значение для становления у

учащихся привычки к самостоятельному выполнению учебных заданий

(классных и домашних), повышению интереса к учению, развитию чувства

ответственности. Текущий контроль также особенно важен и для учителя как

средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения

изменений в планирование последующего обучения и предупреждения

неуспеваемости с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

В данной ситуации складывающийся гуманистический подход к оценке

учебных достижений учащихся признает за учеником право на ошибку, на

подробный и совместный с учителем анализ результатов. Это исключает

поспешность в применении цифровой оценки – отметки карающей за любую

ошибку, и усиливает значение оценки в виде аналитических суждений,

намечающих возможные пути исправления ошибок. Такой подход

поддерживает ситуацию успеха и формирует позитивное отношение ученика

к контролю.

В практике обучения используются различные методы текущего контроля за

качеством знаний учащихся.

Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения

учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на данном

занятии вопросам. Они помогают учителю получить некоторую информацию

о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое

педагогическое воздействие, а учащимся – подробнее и глубже разобраться в

изучаемом материале. Среди целевых установок проверки можно выделить

следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить

подготовленность к изучению нового материала, проверить степен

понимания и усвоения новых знаний.

Сущность этого метода контроля заключается в том, что учитель задает

учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет

степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Учитель

может предложить одному учащемуся изложить всю тему целиком.

Целостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их

логики. Однако, будучи эффективным методом контроля знаний учащихся,

используемым учителями почти на каждом уроке, устный опрос имеет свой

недостаток. Этот метод требует значительных затрат времени и позволяет в

течение урока проверить знания не более 3-4 школьников.

Известным результатом школьного опроса является выставление поурочного

балла нескольким ученикам. Поурочный балл выставляется за знания,

которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, учение

может дополнять, уточнять и углублять ответы своих товарищей,

отвечающих в ходе устного опроса. Потом он может участвовать в ответах на

вопросы учителя при изложении нового материала, быстро осваивать новую

тему. В этих случаях в конце занятия учитель может выставить поурочный

балл 4-8 учащимся, хотя они и не отвечали по всей теме. Выставление

поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и

внимание учащихся, а также накапливать оценки по текущей успеваемости.

Письменные контрольные работы также могут использоваться для

активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в

обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета.

Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в

большинстве случаев в пользу последних Считается, что, хотя устный

контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы,

развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности.

Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме

того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности:

обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, глубже вникает в

сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа.

Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности

изложения мыслей.

Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать такие методы

контроля качества знаний учащихся, которые опираются на специально

созданные для этого материалы – тесты.

Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно

работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности

всех учащихся. Это побуждает их готовиться к каждому уроку, работать

систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой

прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в

знаниях, выявляются возможные затруднения, что очень важно для

продуктивного самообучения. Кроме того, именно регулярное проведения

тестирования на уроках готовит учащихся к ЕГЭ.

Самостоятельные работы, тесты, контрольные срезы создаются трех уровней

сложности (базовый, конструктивный, творческий), что дает ученику право и

возможность выбирать уровень, соответствующий его потребностям,

интересам и способностям. Открытость уровней и критериев их оценивания

является механизмом формирования положительных мотивов учения,

сознательного отношения к учебной работе, помогает исключить

непонимание между учителем и учащимся, создает психологический настрой

на анализ собственных результатов. Учащиеся анализируют свою

деятельность, отвечая на вопросы: что я ожидал – что получил – что не

удалось – над чем надо поработать. Самооценка становится важнейшим

механизмом, корректирующим деятельность учащихся, создающим условия,

которые позволяют ученику выстроить план дальнейших действий и

отслеживать свое продвижение по уровням.

Важно помнить, что с помощью тестов фиксируется только результат, но не

ход выполнения задания, а у учащихся есть возможность угадывания ответа.

Поэтому при проверке знаний и умений учащихся не следует ограничиваться

лишь тестовым контролем, как и любым другим способом проверки, а

необходимо их сочетать с другими методами и приёмами.

Чтобы владеть информацией о том, какими учащиеся обладают предметными

знаниями и умениями, перед изучением каждой темы составляем таблицу,

где чётко представлен состав предметных знаний и перечень умений,

которыми должны овладеть учащиеся. Также предусмотрен лист контроля

«Проверь себя», где дети отмечают, что они усвоили, в чём испытывают

затруднения, а какой материал остался ими не понят. Ученик имеет право

исправить на листе собственную самооценку в ходе изучения темы, если на у

него изменится.

Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как

ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и

навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы

учебной работы, правильно дозировать материал, оказывать индивидуальную

помощь, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

Правильно организованный систематический контроль знаний и умений

учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения.

Умелая организация его в русле гуманистических тенденций способствует

повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает

отставание, обеспечивает активную и эффективную работу каждого ученика.

Список литературы

1.

Баранов, С.П. Принципы обучения / С.П. Баранов. – М., 1981.

2.

Берсенова, Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний

страшеклассников / Т.А. Берсенова // Математика в школе. – 1988. -

№6.

3.

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.

Беспалько. – М. 1989.

4.

Богданов, Г.А. Опрос на уроках русского языка / Г.А. Богданов. –

М.,1989.

5.

Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки

учебной деятельности учащихся / А.Б. Воронцов // Начальная школа. –

1999. - №7.

6.

Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К.

Бабанского. – М.,1982.

7.

Пятунин, Б.В. Тесты как одна из форм проверки усвоения учебного

материала / Б.В. Пятунин // География в школе – 1999. - №6.



В раздел образования