Напоминание

"Русь обрядовая"


Автор: Тюрина Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ
Населённый пункт: г.о. Лосино-Петровский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русь обрядовая"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «РУСЬ ОБРЯДОВАЯ»

Тема: «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЩЕДРОВКИ»

Возраст участников: от 6 лет

Автор разработки:

Педагог высшей квалификационной категории

дополнительного образования

Тюрина Наталья Александровна

Городской округ Лосино-Петровский

2023 год

1

АННОТАЦИЯ

У каждого времени года своя красота, свои особенности. Издавна смена

времен года отмечалась русским народом особыми праздниками и обрядами.

До нашего времени дошел один из магических святочных обрядов-

колядование.

В начале года славяне традиционно отмечали языческие Святки. С этими

празднованиями слился христианский праздник – Рождество Христово. В

данной работе представлен сценарий русского праздничного фольклора.

Данная разработка направлена на возрождение и сохранение народных

традиций

и

адресована

педагогам

образовательных

организаций,

реализующих

дополнительные

образовательные

программы

для

детей

старшего дошкольного и младшего школьного возраста, педагогам центров

детского досуга, методистам, воспитателям, музыкальным руководителям, а

также

всем,

кто

интересуется

проблемами

возрождения

русской

традиционной культуры.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………..…....4

2. Техническое обеспечение и оснащение…………………………………....…6

3. Основная часть. Содержание праздника «Рождественские щедровки».…...6

4. Заключение………………………………………………………………….....12

5. Список источников……………………………………………………………13

3

ВВЕДЕНИЕ

Традиции, обряды, ритуалы славян вызывают интерес и в современном

обществе.

Каждый

ритуал

нес

в

себе

смысл

и

глубокую

тайну

взаимодействия земного и духовного миров. Многих традиций люди

придерживаются до сих пор, не осознавая их значения. Но за каждым из них

стоит мудрость и знания предков, передающихся из поколения в поколение.

Языческие верования в древней Руси были тесно связаны с почтением богов

солнца, земли, плодородия. Поэтому многие обряды славян представляют

собой вереницу актов почтения природных явлений, которые, по их мнению,

могли обеспечить им урожайный год. Что же означает понятие слова

«обряд»?

«Обряд» - это древнее магическое действие, которое должно было помочь

людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными и непонятными им

силами.

Во время обряда люди обращались к своим богам и силам природы, просили

у них защиты и удачи в делах. Многие обряды включали игровые

представления. Так у славян в древности сложились народные обрядовые

праздники. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему

солнцестоянию.

Одним из главных зимних праздников был День зимнего Солнцестояния –

Зимние Святки. В дохристианские времена этот праздник назывался

Колядой. Коляда – бог зимнего солнцестояния и праздновался в честь

возрождения Молодого Солнца. После принятия христианства на Руси

праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова и длится две

недели: с Сочельника (вечер 6 января) до Крещения (19 января). Наиболее

важным моментом обряда зимнего цикла было колядование.

Колядный обряд направлен на обеспечение богатого урожая, жизненного

благополучия крестьянина-земледельца, приплода скота, счастья в семейных

отношениях.

Колядование

проходило

по

определенному

сценарию.

Подростки и молодежь собирались в назначенное время и шли на край

деревни.

Останавливались

у

окна

самого

крайнего

дома

и

громко

спрашивали, дома ли хозяева и можно ли колядовать, кликать коляду.

Получив одобрение, они начинали петь колядку, в которой славили хозяев,

хороший дом, умных детей, желали хозяевам богатого урожая и приплода

скота, просили себе угощение. Поздравительные праздничные песенки

называются колядками, а участники – колядовщиками. Обойдя все избы,

4

участники колядования собирались в свободном доме, где делили подарки,

угощались за праздничным столом, веселились, водили хороводы, играли в

народные праздничные игры.

Последний день уходящего года носит название «Щедрец». С давних пор в

этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались

щедровки – щедровальные песни-колядки. Перед пиром нужно было

повеселить народ щедровками. Колядовщики подходили к дому и пели:

«Щедрый вечер! Добрый вечер!».

В старину считали, что с людьми, которые игнорируют обычаи, происходят

несчастья. Русичи верили, что люди, которые не придерживаются традиций и

обрядов, непременно получат наказание от природы. Поэтому обряд

колядования играл важную роль в жизни крестьян, а песни-колядки

представляли собой заклинания на хорошую жизнь, действующие в течение

ближайшего года.

Цель: Приобщение детей к русской праздничной культуре, знакомство с

обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о традициях, обычаях, обрядах языческих времен и

православных зимних праздниках.

2. Уметь применять полученные знания на практике.

3. Развивать вокально-хоровые и артистические способности.

4. Сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей страны,

народной культуры, традиций и обычаев.

5. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре.

6. Воспитывать чувство уважения к народным традициям, обычаям.

5

ОБОРУДОВАНИЕ

Оформление напоминает русскую избу. Экспозиция представляет собой:

печку, ухват, кочергу, прялку, стол с самоваром и столовой утварью,

домашним угощением, домотканый коврик на

полу. Музыкальный центр с

аудиозаписями. Стол с народными музыкальными инструментами.

Звучит Рождественская музыка. В зал входят дети в русских народных

костюмах, рассаживаются на лавках. В праздничных действиях принимают

участие все участники: дети, родители, гости, педагоги.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАЗДНИКА

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие дети, дорогие гости! Рада видеть вас

нарядными и веселыми. Наступила красавица Зима. Зима – трех месяцев

владыка. В народе зима слывет удалой и задорной. Зима румянит и бодрит

человека. Славится гуляньями и забавами! Встретим зимушку весельем и мы.

1 ребенок. В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

2 ребенок. Тетушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везет,

На землю холод трясет,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

3 ребенок. Зима бела нам с собой принесла

Морозы трескучие, снеги сыпучие,

Ветры завьюжные, метели дружные.

Заводи, честной народ, развеселый хоровод!

Все участники праздника исполняют хоровод «Метелица»

Ведущий. Друзья, вместе с зимой пришли к нам веселые Рождественские

новогодние праздники: «Зимние Святки». В старину дни праздника «Зимние

Святки» были посвящены возрождению, пробуждению Солнца. Время это в

6

народе называлось: «Перезимье». На Перезимье существовал обычай

зимнего обхода дворов – «Коляды». «Коляда» от слова «коло» - солнце, круг.

У

древних

славян

это

божество,

возникшее

из

праздника

зимнего

солнцеворота, т.е. рождение Молодого Солнца. «Коляда» - это солнце-дитя

(аналогично современному мальчику Новому Году).

В старину считалось, если праздничные дни будут веселыми и счастливыми,

то и весь год будет таков. А для этого нужно кликать Коляду. Ведь образ

Коляды – это могущественные силы природы, которым поклонялись наши

предки.

Заклички:

1 ребенок. Коляда, коляда,

Приходи к нам с высока,

2 ребенок. Один раз в годок,

Полюбуемся часок.

3 ребенок. С морозом трескучим,

Со стужей колючей,

4 ребенок. Со снегами белыми,

С вьюгой, с метелями.

5 ребенок. Самокаты-сани

Покатили сами –

От села до села,

Коляда весела!

Дети исполняют «Песню Коляды» («Эй вы, ковали…»)

Ведущий. По всей Руси шло веселье. Молодежь и дети обходили дворы,

поздравляли хозяев с Рождеством Христовым, славили хозяев, желали им

богатого

урожая,

счастья,

здоровья

в

новом

году.

Их

называли

колядовщиками. Поздравляли они не просто словами, а специальными

песенками – колядками. Отсюда и обычай – колядовать.

А сейчас, друзья, вместе дружно встретим Коляду, чтобы Коляда весь год

нам во всем помогала.

Все участники праздника встают в хоровод «Уродилась Коляда»

7

Ведущий. Праздник Зимние Святки длился 2 недели. И за этот праздничный

период колядовщики колядовали трижды:

1. В день Рождества Христова, т.е. 7 января.

2. Под Новый год, в Васильев день (в честь святого Василия Великого), 14

января.

3. В день Крещенья, 19 января.

Главным символом

Святок у наших предков было необыкновенное

животное. Вы его наверняка узнаете, отгадав загадку:

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)

- Коза в старину считалась символом жизненной силы, богатства, удачи. В

народе говорили:

Ребенок. Где коза ходит – там жито родит,

Где коза хвостом – там жито кустом.

Проводится старинная народная игра «К нам коза пришла»

По окончании игры все участники произносят слова: «К нам коза пришла,

много счастья принесла».

Ведущий.

Слово «колядки» могло иметь и другое название. Россия –

огромная страна и в разных местах песни зимнего обхода дворов назывались

по-разному. Это: авсень, овсень, таусень, усень, щедровки. Но все эти

названия

означают

божество,

олицетворяющее

начало

нового

года,

приносящего богатый урожай и благополучие.

- С одним из интересных Святочных обрядов мы и познакомимся сейчас. Он

называется «Щедрый вечер», где колядовщики поют Колядки-щедровки.

Инсценируется Рождественский обряд «ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР»

Участвуют дети творческого объединения «Русский детский фольклор»

Действующие лица: тетушка Агафья, тетка Нюра, дядя Тарас, колядовщики.

1 ребенок. Пора нам идти колядовать!

2 ребенок. На чей двор пойдем?

8

Дети. К тетушке Агафье!

Под русскую народную музыку подбегают ко двору. Стучат.

- Здравствуй, тетушка Агафья! Позволь колядку спеть.

Агафья. Добрым гостям всегда рада!

Дети исполняют колядку: «Уж ты, тетушка, подай»:

1. Уж ты, тетушка подай,

Ты, лебедушка, подай.

Ты подай-ка пирог –

С рукавичку широк.

2. Подавай, не ломай

И начинку не теряй.

Подавай и каши –

Золотые чаши.

3. Либо каши горшок,

Либо блюдо кишок,

Либо ступу молока,

Либо блюдо киселя.

4. Либо сена клок,

Либо вилы в бок!

Уж ты, тетка, не скупись,

Уж ты с нами поделись!

Т. Агафья. Спасибо, колядовщики! Принимайте угощенье! (угощает детей).

Колядовщики.

С Новым годом! С новым счастьем, с Рождеством

Христовым! Вам и каша густа, вам и мед на уста! (уходят).

1 ребенок. К кому теперь?

Дети. К тетке Нюре!

2 ребенок. Злая она. Весь год нас гоняла!

3 ребенок. А вот мы ее и потрясем!

9

Подходят ко двору, кричат:

- Тетя Нюра! Тетя Нюра!

Выходит тетя Нюра.

Т. Нюра: Это кто тут орет, спать не дает? Уходите, а то я вас метлой!

Прогоняет детей метлой.

Колядовщики. Злая тебе бабка,

Пень да колода,

Дай тебе Бог

Тараканов да клопов!

Издалека слышится голос дяди Тараса.

Д. Тарас. Эй, колядовщики! Что же наш-то двор обошли? К нам бегите!

Дети. А, дядя Тарас, идем, идем! (Подбегают ко двору).

Дети. Добрый вечер, щедрый вечер! А угостить нечем?

Д. Тарас. Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки!

Загадки:

1. После осени пришла и сугробы намела. (Зима)

2. Не огонь, а жжется. (Мороз).

3. На всех садится, никого не боится. (Снег)

Д. Тарас.

Молодцы, ребятки. А теперь берите ложки, поиграйте-ка

немножко!

Исполняется «Оркестровая пьеса» (используются: ложки, трещотки,

духовые, окарины, свистульки, бубны, шумовые)

Д. Тарас. Спасибо, колядовщики. Молодцы! Вот вам угощенье – сыр да

печенье! Пряники, конфетки, кушайте, детки!

Дети. Будьте здоровы! Живите без бед много-много бед!

Ведущий.

Колядовщики принимали дары, исполняли благодарственную

песню с пожеланием благополучия и богатого урожая хозяевам и после

шумного, веселого обхода домов собирались на праздничные посиделки в

какой-нибудь избе. Там они устраивали пиршество из подаренных вкусных

10

даров. А потом заводили песни, веселые зимние игры, хороводы, танцы. А

пляски исполнялись всем миром, всем народом!

Ребенок. Нас морозы не пугают,

Не пугают холода!

Нас Колядка согревает,

Пляски будут до утра!

Исполняется русская хороводная пляска «Семеновна»

Ведущий. Вот и подошла наша встреча к концу. Дорогие дети, поздравим

всех участников праздника Колядкой-Щедровкой:

Дети. С Новым Годом! С Новым счастьем! С Новым здоровьем!

Чтоб поросятки водилися, горшки не билися.

Чтоб богатый был круглый год Новый год!

Ведущий. Добро пожаловать на русское чаепитие!

Русское чаепитие

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни народа обряды всегда занимали важное место. Они складывались из

века в век, постепенно накапливая опыт многих поколений. Народные

традиции и обычаи выступают в роли регуляции поведения и деятельности

взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных

качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей. Ценность

же календарно-обрядового фольклора очень велика, так как в нем –

отголоски старинного быта наших предков, отголоски русской истории и

культуры.

В специально организованной художественной деятельности под влиянием

окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания,

художественного вкуса. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку

и движение, образуя гармоничный синтез, достигающей большой силы

эмоционального

воздействия.

Изучение

народной

культуры

можно

рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как

специфическое

средство

для

формирования

творческих

способностей

личности ребенка.

Соприкасаясь

с

истоками

культурных

традиций

народа,

у

детей

формируются такие личностные качества, как: уважение к традициям своего

народа и людям труда; понимание роли семьи; создание коллективных,

общественных отношений, придавая им национальный колорит; культурно-

ценностные ориентации в русле православных традиций. У ребенка же

остается детство с красотой, радостью, искренним весельем, положительным

эмоциональным фоном.

12

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин В.П. Детский фольклор. – Л., 1983.

2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное

пособие. – М.: МГУ, 1969.

3. Арутюнов С.Т. Технические средства оформления детских праздников. –

Барнаул, 1962.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М.: Индрик,

1994.

5.. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины. XIX-XX

века. – Л., 1988.

6. Брудная Л.И. Энциклопедия обычаев и обрядов. СПб., 1996.

7. Виноградова Л.Н. Святки // Славянская мифология. Энциклопедический

словарь. – М., 1995. – Календарно-обрядовая поэзия крестьян-сибиряков. –

Новосибирск, 1981.

8. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.

9. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и

поэзия. – Рига, 1991.

10. Коринфский А.А. Народная Русь. Изд. Репринт. – М., 1995.

11. Молотова А.Н. Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Л., 1984.

12. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках,

играх, обрядах. Часть I – зима, весна. – М., 1999.

13. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории.

Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX – начале XX в. –

СПб., 1992.

14. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Л., 1982.

15. Русские праздники. Праздники и обряды народного земледельческого

календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 2001.

16. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987.

13

17. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М.,

1937-1939.

18. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные

формы досуга: история и современность. – М., 1993.

19. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

14



В раздел образования