Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Проворные пальчики - бойкая речь"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Проворные пальчики - бойкая речь».
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение
ребенка пользоваться этим движениями - держать ложку и карандаш,
застегивать пуговицы и завязывать шнурки, рисовать, лепить, мастерить.
Неуклюжесть пальцев говорит о том, что мелкая моторика недостаточна
развита. Почему же ей, врачи, психологи и педагоги уделяют такое
пристальное внимание.
В психическом развитии человека, очень многое определяется тем, на
сколько, он управляет своими руками, причем зависимость эта очень
сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребенку
соотнести то,что он видит и слышит, с направлением и траекторией
движения которое он осуществляет. А совершенствование движения рук
в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга,
иследовательно, способствует умению правильно говорить. М.М
Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулирует развитие
центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Таким
образом, постоянная стимуляция зон головного мозга, отвечающая за
мелкую моторику, является необходимым условием в системе речевого
развития. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают»
движение руки, особенно кисти. Полноценное развитие движений -
необходимый этап и условие мыслительной деятельности . Поэтому дети
со скованными движениями неумелых пальчиков отстают в
психомоторном развитии и прежде всего у них возникают проблемы с
речью.
Как же сделать пальчики ловкими и проворными?
Прежде всего нужно правильно организовать пространственно –
развивающую среду группы. В свободном доступе должны находиться
игры, пособия, игрушки для развития мелкой моторики. Кроме
традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик я предлагаю
детям:
*Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки,
раскрашивания, штриховки.
* Разрезные картинки и пазлы.
*Книжки- раскраски, линейки- трафареты.
*Пальчиковые бассейны с различными наполнителями( фасолью,
каштанами, морскими камушками)
*Веревки для завязывания узлов.
*Прищепки бельевые- для развития координации движений пальцев рук.
*Средние и мелкие бусы разных цветов и леска для нанизывания.
*Игрушки из «киндер- сюрпризов» для вытаскивания их из «Сухих
бассейнов».
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
пальчиковые игры с предметами и без предметов.
Пальчиковые игры позволяют:
- обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
- создают возможность для тренинга частой, последовательной
переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности;
- развивают мыслительные процессы и их произвольность;
- учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес
к деятельности.
Игры и упражнения со счетными палочками.
Для проведения таких игр необходимы счетные палочки разного размера,
цвета, материала. Составление фигурок из счетных палочек являются
хорошим средством развития мелких мышц пальцев, предплечья и
глазомера.
«Выложи узор», «Найди фигуры», «Разложи в слепую», «Звездочка»
Игры с мячом.
Использования мяча в играх с детьми всегда служат прекрасным
инструментом в развитии речи.
-развивают общую и мелку моторику, умение ориентироваться в
пространстве;
-регулируют силу и точность движения;
-движения мяча активизирует непроизвольное внимание , формирует
произвольное;
- развивает силу, глазомер, ловкость;
-развивают и нормализуют эмоциональную сферу.
Все это способствует лучшему функционированию речевых органов.
Для игр подойдут мячи разного размера и разной фактуры.
Нельзя забывать про массаж рук и пальцев. Массаж позволяет повысить
подвижность суставов, снять усталость напряжения мышц от процесса
письма, рисования, оказывает тонизирующие воздействие на
биологическую активность кровообращения, состояние мышц.
Массажором может служить предмет, с которым осуществляется
пальчиковая гимнастика или массаж ( грецкие орехи, каштаны, еловые и
сосновые шишки, массажные мячи, прищепки, шестигранный карандаш,
веревки с узелками).
Весь материал, в котором предполагаются движения рук, стараюсь давать
в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм
движения. Проговаривание деятельности дает большой
эффект( включаются слуховые, речевые и зрительные анализаторы).
На развитие мелкой моторики большое влияние оказывает рисование,
лепка, конструирование, ручной труд, игры и упражнения по развитию
графических навыков.
Вывод: только целенаправленная и систематическая работа, правильно
подобранный материал, позволяют пальчики ребенка, сделать
проворными, а речь бойкой.
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой М.А.., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
«Психология дошкольника» под редакцией Венгера Л.Г., Москва
1984г.
«Двести упражнений для развития мелкой общей и моторики» Е. А
Солнцева, Т.В. Белова, Москва, 2007г.
«Уроки правильного письма» Т. Успенская Москва, 2005г.
«Играем пальчиками- развиваем речь» С. Шалина, А. Гаврилова
Москва 2008г.