Напоминание

"Проворные пальчики - бойкая речь"


Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Проворные пальчики - бойкая речь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Проворные пальчики - бойкая речь».

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение

ребенка пользоваться этим движениями - держать ложку и карандаш,

застегивать пуговицы и завязывать шнурки, рисовать, лепить, мастерить.

Неуклюжесть пальцев говорит о том, что мелкая моторика недостаточна

развита. Почему же ей, врачи, психологи и педагоги уделяют такое

пристальное внимание.

В психическом развитии человека, очень многое определяется тем, на

сколько, он управляет своими руками, причем зависимость эта очень

сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребенку

соотнести то,что он видит и слышит, с направлением и траекторией

движения которое он осуществляет. А совершенствование движения рук

в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга,

иследовательно, способствует умению правильно говорить. М.М

Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулирует развитие

центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Таким

образом, постоянная стимуляция зон головного мозга, отвечающая за

мелкую моторику, является необходимым условием в системе речевого

развития. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают»

движение руки, особенно кисти. Полноценное развитие движений -

необходимый этап и условие мыслительной деятельности . Поэтому дети

со скованными движениями неумелых пальчиков отстают в

психомоторном развитии и прежде всего у них возникают проблемы с

речью.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего нужно правильно организовать пространственно –

развивающую среду группы. В свободном доступе должны находиться

игры, пособия, игрушки для развития мелкой моторики. Кроме

традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик я предлагаю

детям:

*Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки,

раскрашивания, штриховки.

* Разрезные картинки и пазлы.

*Книжки- раскраски, линейки- трафареты.

*Пальчиковые бассейны с различными наполнителями( фасолью,

каштанами, морскими камушками)

*Веревки для завязывания узлов.

*Прищепки бельевые- для развития координации движений пальцев рук.

*Средние и мелкие бусы разных цветов и леска для нанизывания.

*Игрушки из «киндер- сюрпризов» для вытаскивания их из «Сухих

бассейнов».

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

пальчиковые игры с предметами и без предметов.

Пальчиковые игры позволяют:

- обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;

- создают возможность для тренинга частой, последовательной

переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности;

- развивают мыслительные процессы и их произвольность;

- учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес

к деятельности.

Игры и упражнения со счетными палочками.

Для проведения таких игр необходимы счетные палочки разного размера,

цвета, материала. Составление фигурок из счетных палочек являются

хорошим средством развития мелких мышц пальцев, предплечья и

глазомера.

«Выложи узор», «Найди фигуры», «Разложи в слепую», «Звездочка»

Игры с мячом.

Использования мяча в играх с детьми всегда служат прекрасным

инструментом в развитии речи.

-развивают общую и мелку моторику, умение ориентироваться в

пространстве;

-регулируют силу и точность движения;

-движения мяча активизирует непроизвольное внимание , формирует

произвольное;

- развивает силу, глазомер, ловкость;

-развивают и нормализуют эмоциональную сферу.

Все это способствует лучшему функционированию речевых органов.

Для игр подойдут мячи разного размера и разной фактуры.

Нельзя забывать про массаж рук и пальцев. Массаж позволяет повысить

подвижность суставов, снять усталость напряжения мышц от процесса

письма, рисования, оказывает тонизирующие воздействие на

биологическую активность кровообращения, состояние мышц.

Массажором может служить предмет, с которым осуществляется

пальчиковая гимнастика или массаж ( грецкие орехи, каштаны, еловые и

сосновые шишки, массажные мячи, прищепки, шестигранный карандаш,

веревки с узелками).

Весь материал, в котором предполагаются движения рук, стараюсь давать

в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм

движения. Проговаривание деятельности дает большой

эффект( включаются слуховые, речевые и зрительные анализаторы).

На развитие мелкой моторики большое влияние оказывает рисование,

лепка, конструирование, ручной труд, игры и упражнения по развитию

графических навыков.

Вывод: только целенаправленная и систематическая работа, правильно

подобранный материал, позволяют пальчики ребенка, сделать

проворными, а речь бойкой.

Литература:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

Васильевой М.А.., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

«Психология дошкольника» под редакцией Венгера Л.Г., Москва

1984г.

«Двести упражнений для развития мелкой общей и моторики» Е. А

Солнцева, Т.В. Белова, Москва, 2007г.

«Уроки правильного письма» Т. Успенская Москва, 2005г.

«Играем пальчиками- развиваем речь» С. Шалина, А. Гаврилова

Москва 2008г.



В раздел образования