Напоминание

"Волшебные, разноцветные листочки"


Автор: Нониашвили Людмила Михайловна
Должность: воспитатель, первая квалификационная категория
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о.Электрогорск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка - проект
Тема: "Волшебные, разноцветные листочки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Ромашка»



Проект

в группе раннего возраста №1

«Волшебные, разноцветные листочки»





Составитель: воспитатель

Нониашвили Людмила Михайловна



г.о. Электрогорск

2016 г.


Проект:
«Волшебные, разноцветные листочки»
Вид проекта:
информационно –познавательный, творческий
Возраст:
2-3 года
Составитель проекта:
Нониашвили Людмила Михайловна
Участники проекта:
дети,воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Длительность проекта:
краткосрочный
Сроки реализации проекта:
сентябрь – ноябрь 2016г.
Образовательная область:
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное, физическое развитие.

Актуальность
Ознакомление с природой и природными явлениями - одно из направлений образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО. Чтобы любить природу, её надо знать. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир. Формируются познавательные действия, развивается любознательность. Обогащение знаний детей о природном объекте – осеннем листочке дерева способствует формированию у детей активного словаря через организацию различных видов деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-эстетическую, восприятие художественной литературы.
Цель
Формирование, расширение и систематизация элементарных представлений детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях: желтых листьях, листопаде.
Задачи

Развивающие:
учить обследовать осенние листочки, выделяя цвета ( желтый, красный, зеленый); количество (много-мало); величину (большой - маленький); форму (круглый, длинный). Развивать моторику, побуждая выполнять движения рук по листочкам в процессе знакомства с ними (обводить руками, использовать в художественном творчестве, гладить). Развивать понимание речи и активизировать словарь на тему: осень. Развивать творческое воображение.
Образовательные:
формировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, способность наблюдать, анализировать изменения, происходящие с листьями осенью. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Воспитательные:
помогать детям замечать красоту природы и осенние изменения.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Привлечь родителей к активной жизни детского сада.
Создать условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, конструктивного взаимодействия педагога и родителей с детьми. Формировать продуктивные детско-родительские отношения через совместное декоративно-прикладное творчество.

Методы обучения:
практические, наглядные, словесные, игровые.
Образовательная программа строится с учётом принципа интеграции

образовательных областей.

Познавательное развитие
интегрируется с образовательными областями: речевое, социально-коммуникативное художественно-эстетическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие
интегрируется с образовательными областями: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Физическое развитие
интегрируется с образовательными областями: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие
интегрируется с образовательными областями:социально – коммуникативное, речевое, познавательное развитие
Речевое
– интегрируется с образовательными областями: социально- коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие.
Виды деятельности
. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность – неотъемлемые части в формировании и развитии познавательно- исследовательских, сенсорных способностей детей.
Ожидаемые результаты

Дети научились:
1. Замечать изменения в природе (на улице становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать). У детей развивается познавательный интерес, наблюдательность. 2. Видеть красоту осеннего пейзажа, любоваться листьями, относиться к ним бережно. 3. Передавать в рисунке, лепке, аппликации красоту осенней природы. 4. Слушать небольшие стихотворения, петь песенки про осень. 5. Активно двигаться под музыку. 6. Совместно с родителями делать сезонные поделки. 7. Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «разноцветные», «желтые», «красные», «грустное», «холодное», «радует» и других.

Этапы реализации проекта

ЭТАПЫ

Работа педагога

Работа с детьми

Работа с

родителями
1 этап- подгото- витель- ный Проанализировать педагогическую и методическую литературу, изучить передовой педагогический опыт по теме. Сформулировать цель, задачи проекта. Организовать проектную, исследовательскую деятельность детей. Привлечь родителей к участию в проекте на тему: «Волшебные, разноцветные листочки». Вхождение в проблему. Сезонные изменения в природе осенью. Определение воспитателем уровня сенсорного, речевого развития детей (через наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.) Ознакомление родителей с системой работы в ДОУ по познавательному, сенсорному воспитанию на родительском собрании. Оформление информационных стендов. Изучение проблем семьи по вопросам познавательного и сенсорно-речевого развития детей 2-3 лет (анкетирование, опросы, беседы). 2 этап- организа ционный Организовать мероприятия и подобрать материал,фотоальбомы по ознакомлению детей с осенними явлениями природы. Разработка конспектов, занятий по развитию любознательности, сенсорной культуры ребенка. Подготовить доклады «Значение сенсорного развития в жизни ребенка», «Познавательное развитие детей с 2 до 3 лет», «Учимся говорить» к родительским собраниям. Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, загадок, игр, иллюстративного материала, с использованием листьев деревьев. Разработка Знакомить детей с осенними явлениями природы, экспериментировать с осенними листочками, учить различными способами обследовать их. Проводить наблюдения за изменениями в природе осенью. Беседы с детьми, для выявления знаний о деревьях. Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек про деревья, осень. Родители помогают, собирают информацию по теме. Привлечение родителей с детьми к наблюдениям за сезонными, осенними изменениями в природе. Беседы с родителями о необходимом участии в проектной деятельности в группе, о серьезном отношении к воспитательно- образовательному процессу. Рекомендации родителям о проведении выходных дней в скверах, парках.
3этап- практиче ский НОД по ознакомлению с признаками осени, с осенними листочками. Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Организует уголок познавательно- исследовательской деятельности: папки «Времена года», гербарии из осенних листиков. НОД по ознакомлению с признаками осени «Листопад». Дидактическая игра «Чей листочек? ». Художественное творчество «Листопад» (пластилинография, рисование красками,аппликация) Сбор осенних листьев для гербария Художественное творчество (аппликация) «Ковер из листьев». Разучивание песни- хоровода «Осень золотая, мы тебя встречаем». Исследование во время прогулки: «Какие из листиков падают с деревьев в первую очередь?» Наблюдение за жизнью 1 дерева в течение недели. Научить детей отличать деревья от других растений. Описать их: высокие, красивые, много осенних листочков разного цвета. Наблюдение за трудом дворника. Что делает: сгребает листья, подметает дорожки, собирает Анкетирование родителей. Консультация «Что должен уметь ребенок этого возраста?» Консультации: «Цветовое восприятие». «Сенсорно-речевое воспитание детей» (папка-передвижка). Психолого- педагогическое просвещение родителей на тему: «Наши выходные осенью» Привлечение родителей к совместному с детьми декоративно- прикладному творчеству. Оформление выставки «Волшебство осенних листьев»
4 этап- итого- вый Подготовка итоговых материалов о деятельности мусор. Что есть у дворника (метла, грабли, корзина для сухих листьев) Наблюдение за ветром. Ветер сильный, холодный, качает деревья. Дует на листики и отрывает их. Наблюдение. В тихую солнечную погоду обратить внимание на разноцветные листья. Предложить побродить по опавшим листьям, прислушиваться, как они шуршат под ногами. Предложить собрать листья, уточнить с каждым ребенком цвета (красный, желтый), листочки большие, маленькие. Собрать в букет. Игра"Покажи красный (желтый, зелёный) листок". Цель: закрепить знания о названиях цветов. Игра "Найди такой же листочек"
.
Цель игры - научить детей находить в природе листья растений, которые показывает воспитатель. Подвижная игра "Мы - осенние листочки" Утренник «Осень в Помогают в подведении итогов. Участвуют в подготовке и
проекта, презентации. Оформление фоторепортажа по декоративно-прикладному творчеству. гости к нам пришла» проведении выставок совместного творчества
Продукт проектной деятельности:
Выставка по декоративно - прикладному творчеству совместных работ родителей с детьми «Волшебство осенних листьев». Выставки детских работ из цикла: «Радость осеннего творчества» (пластилинография, аппликация из листьев, поролона, рисование красками кисточкой и пальчиком). Презентация проекта « Волшебные, осенние листочки». Подготовка фоторепортажа «Растем, развиваемся, творим». Оформление тематической папки «Осень золотая». Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по теме проекта. Оформление стенда для родителей с информацией о сенсорном развитии детей (от 2 - до 3 лет), о декоративно - прикладной деятельности в семье; о сезонных изменениях осенью. Размещение материалов на сайте ММЦ, ДОУ, персональной странице воспитателя. Сценарии развлечений и досуга.
Выводы
Применение в работе проектного метода с детьми раннего возраста, помогает развивать в детях такие качества, как любознательность,самостоятельность, творческое воображение.
Приложения


Прогулка: Наблюдения за
листопадом
.

Задачи
: Рассказать о характерных приметах осени. Раскрыть понятие «
листопад
». Развивать правильное произношение и умение составлять простые предложения. Развивать мышление, воображение и зрительную память. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Сколько желтых листочков на деревьях, на земле! Желтые листья - признак осени. Зеленые листочки на деревьях желтеют и опадают. Это явление называется – листопад. Листопад! Что это такое? Дети: Листопад – листья падают
.
Воспитатель: Какая у нас осень
?
Дети: Золотая. Воспитатель: Давайте соберем листочки, которые у нас под ногами. Срывать с дерева нельзя - дереву больно. Почему нельзя срывать с дерева, ребята? Дети: Срывать нельзя – больно дереву. Воспитатель: Молодцы. Дерево само сбрасывает все листочки
,
потому что у нас какое время года? Дети: Осень золотая
.
Воспитатель: Какого цвета у вас листочки? Какой формы? Дети: Желтые, красные. Круглые. Воспитатель: Соберите и покажите большие листочки, а затем маленькие. Дети собирают на земле большие листочки и показывают. Затем собирают маленькие и показывают воспитателю. Воспитатель: Осенью дерево готовится к зимнему сну. Зимой листики не нужны дереву
,
потому что могут принести дереву боль. Зимой выпадает снег и если он ляжет на листочки, то веточки могут отломиться. Итог: Расскажите, какого цвета листочки становятся осенью? Почему нельзя обрывать листья? Почему деревья сбрасывают листья? Дети отвечают на вопросы .
Исследование листьев. Задачи

:
Развивать общую моторику, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме (осенние, гладкие, желтые, черешок). Дети садятся на стульчики. У каждого ребенка в руках осенние
листья. Вопросы детям: - Что у вас в руках? Какого цвета листья? Какие на ощупь? Воспитатель предлагает приложить листья к щеке, рассказать о своих ощущениях. - Какого цвета листочки? Рассмотрите внимательно лист. - Что у него есть? - Лист прикрепляется к ветке с помощью специальной ножки, которая называется «черешок». Покажите, где на ваших листьях черешки - ножки?
Эксперимент «Тонет – не тонет».

Задачи
: развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей. Дети опускают в воду листочки. Листочки сухие, лёгкие, большие и маленькие.Познаются свойства листьев,
размер, цвет. Делаем вывод: листочки не тонут, так как они легкие. Развивается мелкая моторика.




Упражнение «Подуем на листочки»

Задачи
: тренировка навыка правильного носового дыхания;
формирование углубленного выдоха. Оборудование: сухие желтые листочки. Мы листочки, мы листочки, Мы веселые листочки, Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз. Подвижная игра "Мы - осенние листочки" Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.
Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки. Мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели. Ветер снова подул и листочки быстро сдул. Покружил их, покружил и на землю опустил. Мы летали, мы летали, а потом летать устали! Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок.




«Осенние листочки» — нетрадиционная техника рисования

(отпечатки листьев)


Задачи:
Развивать зрительное восприятие, воображение, интерес к творчеству, моторику рук. Закреплять знания о цветах: красном, желтом. Учить держать правильно кисточку. С наступлением осени дети очень любят играть с листочками и делать отпечатки листьев различных деревьев на бумаге. На прогулке с детьми собираем опавшие понравившиеся листья деревьев, затем покрываем их красками разных цветов. Прикладываем к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка, накрывая салфеткой. Прижимаем ладошкой. Черешки листьев можно использовать настоящие или дорисовать кистью
.



У детей формируется представление о растительности и понимание того, что рисунок (след) оставленный на бумаге - это плоскостное изображение, образ настоящего, реального объемного листочка.






Аппликация «Осенний листочек»

Задачи
: расширять представление детей об окружающей природе; развивать моторику и художественное восприятие, умение располагать аппликацию - осенний листочек на бумаге. Знакомим со свойствами карандашного клея.



Художественное творчество. Пластилинография «Осеннее дерево».
Коллективная работа.



Цель:
Учить детей создавать образ осеннего дерева, используя технику - пластилинографию
.
Задачи: закрепить умение отщипывать пластилин
,
наносить его на обозначенный фон; развивать мелкую моторику рук
;
закрепить правила аккуратного обращения с пластилином; знакомство с красным и желтым цветами.Материалы: пластилин двух цветов(красный, желтый), плотный картон с силуэтом дерева (заранее, подготовленный воспитателем), доска для лепки, картина с осенним пейзажем.


Рисование красками пальчиком «Листопад»


Задачи:
Вызвать интерес к рисованию, рассказать о назначении красок. Научить видеть контуры силуэтного рисунка и рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу. Развивать моторику рук.



Конспект непосредственно образовательной деятельности по

художественному творчеству в группе раннего возраста № 1

Аппликация поролоном «Осеннее дерево»
Цель: Учить детей создавать образ осеннего дерева
,
используя технику – аппликация поролоном Задачи: Закрепить умение отщипывать поролон
,
наносить карандашным клеем клей, приклеивать маленькие желтые и красные кусочки поролона по контуру дерева. Развивать мелкую моторику руки воображение. Закрепляем знания о желтом и красном цветах. Материалы: поролон двух цветов(красный, желтый), плотный картон с силуэтом дерева, салфетки для рук, картина с осенним пейзажем, игрушка медвежонок.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми входит в группу, проводит динамическую паузу «По ровненькой дорожке». Дети вместе с воспитателем произносит текст, в соответствии с которым дети выполняют разные движения: идут, прыгают, приседают. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке Шагают наши ножки, раз-два, раз-два! (Идут.) По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам В ямку – бух! (Прыгают.) По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке устали наши ножки, устали наши ножки. (Дети идут, а затем приседают на корточки). Вот наш дом, здесь мы живем. (Все бегут в дом.) «С кочки на кочку» (игры с прыжками) Ножками затопали, зашагали по полу: топ, топ, топ, топ, все ребята дружно стоп. Звучит музыка «звуки леса» Воспитатель: - Ребята, где это мы с вами очутились и что это за звуки мы слышим? Это шумит лес, дует ветер. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону). На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются и тянут ручки вверх). Воспитатель: - Такая погода бывает осенью
:
ветреная, осенняя
.
Пойдемте, погуляем по осеннему лесу. Дети, посмотрите, сколько листьев упало с деревьев! Такое явление природы называется листопад.
Чтение воспитателем стихотворения: «Листопад» Е. Благиной Листопад, листопад, листья желтые летят, Листья желтые летят, под ногами шуршат. Воспитатель с детьми подходит к игрушке: - Кто это здесь сидит и грустит? Это же медвежонок, давайте спросим, что у него случилось? Медвежонок: - Грустно мне оттого, что подул сильный ветер, и с деревьев упали вселистья. Я так хотел вам показать какой осенний лес красивый. Что же делать? Воспитатель: - Не грусти медвежонок, дети смогут тебе помочь. Они сделают листочки на деревья при помощи поролона. Воспитатель обращается к детям: - Поможем мы медвежонку? Ответы детей. Воспитатель: - Давайте пойдем к своим местам, у вас на листе картона изображен ствол и ветки дерева
,
вам надо украсить его листьями. Воспитатель обращается к детям, объясняя правила работы: - Возьмите поролон желтого цвета, отщипните маленькие кусочки, нанесите карандашным клеем клей по контуру дерева, а затем прижмите - приклейте кусочки желтого поролона. (Дети начинают работу)
Затем воспитатель предлагает по такому же принципу следовать, поочередно с другими цветом поролона(красный). Дети выполняют работу. Воспитатель по мере необходимости помогает детям. Спрашивает у детей, какого цвета бывают листья осенью на деревьях
,
какой поролон они используют, помогает наносить точечно клей карандашным клеем.


Воспитатель: - Какие красивые у вас получаются деревья. Листочки на деревьях желтые и красные. Давайте подарим наши деревья медвежонку, чтобы он не грустил. Медвежонок: Спасибо ребята, теперь у меня всегда будет красиво в лесу, а я вам тоже подарки приготовил - корзинку с шишками для поделок. Медвежонок отдает корзинку детям и прощается. Воспитатель: - Нам с вами тоже пора возвращаться в детский сад.

Выставка декоративно-прикладного творчества родителей с детьми

«Волшебство осенних листьев»

Задачи:
создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества педагога и родителей с детьми.




Семья Гришиных Осенняя композиция «Веселые ежики»









Осеннее оформление группы


Литература.
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: BAKO, 2005. – 240с. 2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 128с. 3. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада/авт. - сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 286с. 4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-у изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104с.


В раздел образования