Автор: Раздобреева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Долинск Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: диагностическая работа для 1 класса по литературному чтению
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к диагностической работе по литературному чтению
Материал
диагностической
работы
составлен
с
учётом
государственного
образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,
документов,
определяющих
содержание
современного
школьного
образования,
требований к уровню подготовки за курс 1 класса по литературному чтению.
Диагностическая работа включает вопросы, проверяющие усвоение содержания курса
литературное чтение. Проверяемый материал не выходит за рамки стандарта и
действующих программ данного курса.
Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний учащегося по литературному чтению, его практических умений и
навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий,
учащихся требованиям ФГОС за курс 1 класса по литературному чтению по следующим
разделам:
1 полугодие:
Раздел 1. Добукварный период;
Раздел 2. Букварный период;
2. полугодие:
Раздел 3. Послебукварный период;
Раздел 4. Литературное чтение. Жили-были буквы;
Раздел 5. Сказки, загадки, небылицы;
Раздел 6. Апрель, апрель. Звенит капель
Раздел 7. И в шутку и всерьёз;
Раздел 8. Я и мои друзья;
Раздел 9. О братьях наших меньших.
Усвоение курса литературное чтение обеспечено действующими учебниками:
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. Учебник1
класс. В 2 частях;
Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Литературное
чтение. Учебник. 1 класс. В 2 частях;
При
составлении
аттестационного
материала
использованы
следующие
методические пособия:
1.
Контрольно - измерительные материалы. Литературное чтение. 1 класс. Волкова
Е.В., Птухина
1
2.
Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс. Панкова О.Б.
3.
Чтение. Работа с текстом. 1 класс. Крылова О.Н.
4.
Зачётные работы по литературному чтению. 1 класс. Гусева Е.В., Курникова Е.В.,
Останина Е.А.
Форма проведения: диагностическая работа.
Целью данной работы является проведение текущего контроля успеваемости за весь
курс литературного чтения, определение теоретических знаний, умение применять
практические знания и умения полученные в ходе обучения;
Время и условия проведения контрольной работы: на выполнение работы,
включая организационный момент, учащемуся отводится 40 минут.
Критерии оценивания результатов выполнения экзаменационной
работы
Диагностическая работа
1, 2 вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
1
2
3
2
2
2
2
3
Итого: 19 баллов
Уровни
Проценты
Баллы
Выше базового уровень
71-100%
14-19 баллов
Базовый уровень
50 - 70%
8-13 баллов
Ниже базового уровень
0 - 49%
0 - 7 баллов
Норма техники чтения в 1 классе:
II четверть – 16-20 слов в минуту и выше;
III четверть – 26-30 слов в минуту и выше
IV четверть – 40 слов в минуту и выше.
Ключи к итоговой диагностической работе
2
Вариант 1.
№
п/п
Ответы
Балл
1
Это стихотворение, потому что в нём есть
рифма и ритм.
1 балл
2
Жука – пока, закрыли – крылья, маму -
раму
1 балл
3
Это стихотворение о том, как ребёнок
хотел помочь жуку выбраться на волю.
1 балл
4
В энциклопедии
2 балла
5
Примерный план:
1.
Глаз лягушки.
2.
Невидимка.
3.
Третий глаз.
3 балла
6
Зачем лягушке третий глаз? / Как видит
лягушка?
2 балла
7
С компасом и термометром.
2 балла
8
Остроглазый – зоркий, хорошо видящий.
2 балла
9
Ёрзает – вертится.
2 балла
10
Свободный ответ
3 балла
Итого
19 баллов
Вариант 2.
3
№
п/п
Ответы
Балл
1
Это закличка. С её помощью призывали
дождь.
1 балл
2
Пище – гуще, крылечко – огуречка, каравай –
поливай.
1 балл
3
В сборнике народных (фольклорных)
произведений. Там также можно прочитать
считалки, пословицы, поговорки.
1 балл
4
Помогать надо всем, даже незнакомым
людям.
2 балла
5
Примерный план:
1.
Старушка упала.
2.
Мальчик поспешил на помощь.
3.
Разговор ребят.
3 балла
6
Почему старушка упала? / Кто помог
старушке подняться?
2 балла
7
С зеркалом.
2 балла
8
Бросился – поспешил, быстро побежал.
2 балла
9
Ранец – портфель, рюкзак, школьная сумка.
2 балла
10
Свободный ответ
3 балла
Итого
19 баллов
4
1-й вариант
Фамилия,имя _____________________________________________
Класс _____________________________
ИНСТРУКЦИЯ
по выполнению диагностической работы
Внимательно читай вопросы и задания. Ответы пиши в
отведённых для этого полях. Если ты хочешь изменить вопрос, то
зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться
учебником, рабочими тетрадями или другими справочными
материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не проверяются и не оцениваются.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они
даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не
удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся
выполнить как можно больше заданий.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Часть 1
Прочитай и выполни задания 1 -3.
Мы не заметили жука
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне, расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
- Там жук живой! Раскроем раму!
(А.Барто)
5
1.
Запиши,
как
называется
прочитанный
текст.
Приведи
доказательства.
Ответ:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.
Найди в тексте рифмующиеся слова. Выпиши их парами
через чёрточку.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
3.
Определи тему прочитанного текста. Запиши ответ.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Часть 2
Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу
учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь.
Дочитай текст до конца и выполни задания 4 – 10.
У лягушек и жаб глаза большие. Они могут видеть не
только спереди и с боков, но и сзади сверху. К тому же мир
они
видят
цветным,
а
некоторые
виды
могут
даже
ультрафиолетовые лучи различать! Но слишком зоркими
лягушек не назовёшь. Самые «остроглазые»
видят не
дальше, чем на 15 человеческих шагов.
А теперь представьте, что вы сидите на уроке. Учитель
смотрит на вас и думает: «Что-то он слишком серьёзно
ёрзает. Надо бы его спросить!» Но тут вы замерли и стали
для учителя… невидимкой! Так видит лягушка: зачем
смотреть на то, что не опасно или нельзя съесть?
А ещё у лягушек есть третий глаз. Он, словно термометр
и компас, улавливает магнитные поля и умеет определять
температуру. Именно этот дополнительный глаз помогает
слепым личинкам выжить. Упадёт на малышей тень, глаз
это почувствует и командует: опасность, беги!
6
4.
В какой книге можно прочитать такой текст? Запиши
ответ.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
5.
Составь план прочитанного текста из трёх пунктов.
1) _______________________________________________
2) _______________________________________________
3) _______________________________________________
6.
Придумай и запиши вопрос по тексту, который
поможет понять, насколько точно одноклассники
поняли содержание прочитанного.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
7.
С чем автор сравнивает третий глаз лягушки? Запиши
ответ.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
8.
Как ты понимаешь выделенное слово? Запиши ответ.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
9.
Каким близким по значению словом можно заменить
слово «ёрзать»? Запиши ответ.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
7
10.Представь, что ты прочитал очень интересную книгу.
Предложи её своему другу (подруге). Напиши два-три
предложения.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
8
2-й вариант
Фамилия,имя ____________________________________________
Класс _____________________________
ИНСТРУКЦИЯ
по выполнению диагностической работы
Внимательно читай вопросы и задания. Ответы пиши в
отведённых для этого полях. Если ты хочешь изменить вопрос, то
зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться
учебником, рабочими тетрадями или другими справочными
материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не проверяются и не оцениваются.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они
даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не
удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся
выполнить как можно больше заданий.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Часть 1
Прочитай и выполни задания 1 -3.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
9
1.
Запиши, как называется прочитанный текст. Для чего он
использовался?
Ответ:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2.
Найди в тексте рифмующиеся слова. Выпиши их парами через
чёрточку.
Ответ:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3.
В какой книге можно прочитать такой текст? Запиши ответ.
Ответ:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Часть 2
Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу
учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь.
Дочитай текст до конца и выполни задания 4 – 10.
За ночь земля промёрзла, и лужи на дорожках блестели,
словно зеркала. Было очень скользко. По улице шли
мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Вдруг
старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая
девочке ранец, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.
(По В.Осеевой)
10
4.
Определи основную мысль прочитанного текста. Запиши
ответ.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
5.
Составь план прочитанного текста из трёх пунктов.
1)_______________________________________________
2)_______________________________________________
3)_______________________________________________
6.
Придумай и запиши вопрос по тексту, который поможет
понять,
насколько
точно
одноклассники
поняли
содержание прочитанного.
Ответ:
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
7.
С чем автор сравнивает лужи на дорожках? Запиши
ответ.
Ответ:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
8.
Как ты понимаешь выделенное слово? Запиши ответ.
Ответ:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
9.
Каким близким по значению словом можно заменить
слово «ранец»?
11
Ответ:
____________________________________________________
____________________________________________________
10.
Понравилось ли тебе прочитанное произведение?
Почему? Напиши об этом два-три предложения.
Ответ:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
12