Напоминание

Эпиграфы и стихи как средство развития познавательного интереса к естествознанию


Автор: Нагоева Галина Георгиевна
Должность: преподаватель естественнонаучных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РА "АПК им.Х. Андрухавеа"
Населённый пункт: Майкоп
Наименование материала: Статья
Тема: Эпиграфы и стихи как средство развития познавательного интереса к естествознанию
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Нагоева Галина Георгиевна

преподаватель естественнонаучных дисциплин

ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х.Андрухаева»

Эпиграфы и стихи как средство развития познавательного интереса к

естествознанию

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

С. М. Бондаренко

Современный урок естествознания характеризуется большим объемом

информации, которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть освоена

и

принята

обучающимися.

Однако

не

всякая

информация

способна

пробудить познавательный интерес: это возможно лишь тогда, когда она

вызывает

у

них

определенные

эмоции

и

чувства.

«Эмоциональная

окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие

живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать

ответную реакцию. Информация, лишенная эмоциональной окраски, мертва»

(Хильми Г. Ф.).

Эмоционально

окрасить

содержание

урока

можно

различными

способами, в том числе, при помощи эпиграфов и стихов. Они органично

вписываются в его содержание и являются дополнением к основной учебной

информации.

Термин «эпиграф» означает «надпись, заголовок», характеризующий

основную идею, используется с целью проиллюстрировать или подчеркнуть

содержащиеся в нем выводы. Эпиграф применяется в технологии встречных

усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал

урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои

мысли, не дает «потеряться» в теме. Эпиграф к уроку естествознания – это

попытка в художественной форме изложить основную научную идею урока,

наметить его цели и задачи, предопределить выводы. Часто это как бы

краткая

аннотация

урока,

призванная

заинтересовать

обучающихся,

сосредоточить их внимание на изучаемой проблеме.

Он выполняет следующие функции:

создает сильную мотивационную установку процессу обучения, задает

тон всему уроку;

выполняет

психологическую

функцию,

обостряя

внимание

обучающихся;

повышает работоспособность и творческий потенциал коллективной

деятельности на уроке;

гуманизирует взаимоотношения педагога и обучающегося;

способствует связи умственной деятельности с положительными

эмоциями.

Эпиграфом к уроку естествознания может быть:

цитата из научных работ ученых;

цитата из художественного произведения;

крылатые выражения;

пословицы, поговорки.

Так как эпиграф позволяет лаконично вскрыть суть урока, то очень

важно подходить к правильному его выбору, что существенно помогает в

реализации мотивационной и рефлексивной деятельности на занятии.

Примерами цитат из научных работ ученых и крылатых выражений

могут служить следующие эпиграфы к урокам:

Тема: «Фотосинтез» - «Свет – вечно натянутая пружина, приводящая в

действие механизм земной жизни» - Ю. Майер.

Тема: «Естественный отбор» - «…Открыв естественный отбор и

выяснив роль его в эволюции живой природы, Дарвин превратил всю

биологию в точную науку» - Б.Кедров.

Тема: «Возникновение жизни на Земле» - «Жизнь – это самое

прекрасное и, в конечном, итоге самое важное из того, что существует на

нашей планете» - А.И.Опарин.

Стихотворные эпиграфы являются важными элементами в системе

мотивации обучающихся на изучение данной темы, например:

Тема: «Химический состав клетки» -

«Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых»

С. Щипачев

Тема: «Борьба за существование» -

«И меж растений царствует война.

Деревья, травы вверх растут задорно.

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут»

Эразм Дарвин

Тема: «Естественнонаучная картина мира» -

«В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой – листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое»

Омар Хайям

Вопросы

теории

и

практики

естественнонаучного

образования

неразрывно связаны со становлением познавательного интереса к изучению

предмета как части общечеловеческой культуры, а так же развитию всех

сфер личности обучающихся, их возможностей и ориентации на ценности

гуманистического характера.

Включение дидактических стихов в уроки естествознания может быть

одним из возможных путей гуманизации. Исследования, посвященные

проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он

характеризуется тремя обязательными элементами:

1 - положительные эмоции по отношению к деятельности;

2 - наличие познавательной стороны этих эмоций;

3 - наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Следовательно, любая деятельность по усвоению учебной информации

лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у обучающихся определенные

эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее

восприятие,

позволяет

ощутить

отношение

к

ней

и,

следовательно,

выработать ответную реакцию.

Эмоционально

окрасить

содержание

урока

можно

различными

способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.

К дидактическим относятся те стихи, которые написаны или подобраны

для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.

Для подтверждения любой мысли, любой идеи практически всегда

можно подобрать соответствующее стихотворение. Правильно подобранное

и прочитанное к месту, оно улучшит впечатление обучающихся от урока,

внесет элемент новизны. Стихи можно использовать не только для создания

эмоционального настроя, но и для последующей беседы или дискуссии, для

объяснения нового материала с опорой на прочитанный или прослушанный

стихотворный текст, для постановки проблемы или для создания проблемной

ситуации, если автором допущены «естественнонаучны» или смысловые

ошибки. Стихи-загадки хороши на различных этапах любого типа урока, на

обобщающих уроках, при повторении изученного. Эффективность работы

при их использовании заметно повышается.

Стихи – источник информации

На первом уроке естествознания: «Предмет и задачи курса», где

подчеркивается значение наук, составляющих этот предмет, использую

отрывок из поэмы Маргариты Алигер «Ленинские горки»:

О, физика – наука из наук!

Всё впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пуст станет математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестер познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер и знанье человеческое шире.

Завершаю урок словами А.С.Пушкина:

Владея опытом естественных наук,

Изучим всё, что есть в подлунном мире.

Тогда лишь станет ясным всё вокруг

И пониманье человеческое шире.

Тему «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.

Менделеева»

начинаю

с

чтения

стихотворения

Е.С.

Ефимовского

«Периодический закон»:

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных,

И смелых догадок.

Как чудо природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок…

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Всё то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри,

Найдется ль правило простое,

Что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит:

Природы ищет Алфавит.

Изучению темы: «Поток вещества и энергии в биогеоценозе» помогает

отрывок из поэмы В.М Наумова «Урок на природе», который дает

представление о видах цепей питания, передаче вещества и энергии в

биогеоценозах и показывает роль зеленых растений как источника энергии и

кислорода для всего живого.

- Значит так! Начнем с растений

И откроем вам секрет:

Удивительней явлений,

Чем растенья, в мире нет!

Зародившись в Океане

Миллионы лет назад,

Стали Солнцево сиянье

Превращать в бесценный клад.

Клад энергией назвали.

Он и в листьях, и в стволе.

Без энергии едва ли

Жизнь возникла б на Земле.

- К нам энергия растений

Поступает из варений,

Хлеба, каши и ватрушки,

Яблок, лука и петрушки,

Яблок, лука и петрушки.

- И в пельменях, и в котлете,

В масле, мёде и омлете,

У медведей и оленей

Есть энергия растений.

И она, подобно строчке,

Переходит по цепочке.

-Грызла гусеница лист,

Лист берёзовый мясист.

Грациозна и нежна,

Ей энергия нужна.

Для чего? Ответить просто

Для движений и для роста.

Вдруг откуда-то синица,

Озорница и певица –

Юркнул желтенький жилет

Хап! и гусеницы нет.

Синь! Синь! Синь!

И вновь мелькает,

Насекомых добывает.

Для чего? Ответить просто –

Для движений и для роста.

Чтобы петь, кормить птенцов,

Чтобы жить, в конце концов! –

Но суров Закон Природы.

Как закаты и восходы,

Чередует жизнь и смерть.

Вот такая круговерть.

Чуть синица зазевалась,

В когти соколу досталась.

Для чего? Секрета нет.

Сами знаете ответ.

Смелый сокол долго жил,

Птичьей честью дорожил,

Светлой молнией летал,

Час настал - и он пропал.

Но недолго трупом побыл,

Съели сокола микробы!

- Эти микроорганизмы

За обедом некапризны.

Все, что в мире умирает,

По частичкам разбирают.

Им, микробам, не к стыду

Есть гниющую еду.

С ней энергию вбирают,

В минералы превращают.

Ай, микробы! Мастера!

Сколько делают добра!

Нам планету очищают,

Почву щедро удобряют,

Потому что минералы

В своём деле - генералы!

Растворённые водой

Станут ценною едой

Для деревьев и цветов,

Для хрустящих огурцов,

Для пшеницы и рябины,

Для брусники и малины,

Георгинов и сирени.

Для любых других растений!

Наш рассказчик улыбнулся: -

Наконец-то круг сомкнулся!

Мой читатель, всё ли понял?

Если мысль не проворонил,

Нарисуй-ка на листочке

Пищевые две цепочки

На любой природный дом,

Скажем, лес и водоём.

Если ты сумел понять,

Получай оценку «пять»!

Вновь учитель слово взял,

На рисунок указал:

«Эту схему важно помнить.

Я хочу рассказ дополнить.

Дело в том, что у растений

Миллион предназначений:

Кормят, лечат, одевают,

Красотою удивляют,

Выделяют кислород.

Без него, без кислорода,

Не способна жить природа,

Не способен жить народ.

Выдыхаемый из нас

Углекислый вредный газ,

Им, растеньям, в самый раз.

Сами видите, друзья:

Без растений жить нельзя!

Обижать растения –

Это преступление!»

Рассматривая тему «Гидросфера», обращаю внимание обучающихся на

то, что в природе существует 1330 видов воды. И в подтверждение этого

факта читаю стихотворение:

Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая,

Мёртвая и живая,

Газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Солнечная, чудесная,

Привозная и местная,

Волшебная, талая,

Большая и малая,

Сточная, проточная,

Чистая и грязная …

Ну, в общем, очень разная.

Стихи – источник создания проблемной ситуации

В

начале

урока

по

теме

«Фотосинтез»

предлагаю

прослушать

стихотворение «Ракета и травинка» Е. Ефимовского, создающее проблемную

ситуацию, которая решается в ходе урока, заставляет задуматься о

значимости и сложности важнейшего процесса, происходящего в клетках

зеленых растений и определяющего возможность жизни на нашей планете.

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее,

Она и нужнее, она и важнее.

Она состоит из огромных деталей,

Её миллион человек собирали!

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней, для травинки найдутся детали,

Но вы соберёте травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринки —

Кусочка из этой зелёной травинки!

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто всё это! Как сложно всё это!

При изучении экологических вопросов использую стихотворение,

создающее проблемную ситуацию о роли каждого человека в судьбе

планеты:

При изучении экологических вопросов использую стихотворение,

побуждающее к решению проблемы участия в судьбе планеты каждого

живущего на ней:

Земля вращается тобой,

Тобой вращается и мной.

И каждый, выбрав колею,

Вращает в сторону свою.

По рельсам вер, идей, присяг

Вращают Землю так и сяк.

Её и любят и по ней

Стреляют с разных рубежей.

Земля вращается тобой,

Тобой вращается и мной.

Одна Земля на всех дана,

И раз вращается она,

То значит, много здесь живёт,

Идущих вместе и вперёд!

Стихи – источник неполной, требующей дополнения информации

Изучая тему: «Поток вещества и энергии в биогеоценозе», использую

отрывок из поэмы «Лодейников» Н. Заболоцкого:

Шел смутный шорох тысячи смертей.

Природа, обернувшаяся адом,

Свои дела вершила без затей.

Жук ел траву, жука клевала птица,

Хорек пил мозг из птичьей головы,

И страхом перекошенные лица

Ночных существ смотрели из травы.

Природы вековечная давильня

Соединяла смерть и бытие

В один клубок, но мысль была бессильна

Соединить два таинства ее.

И отрывок стихотворения «Пир в доме Бомбеева» Н.Заболоцкого.

Да, человек есть башня птиц,

Зверей вместилище лохматых,

В его лице — миллионы лиц

Четвероногих и крылатых.

И много в нем живет зверей,

И много рыб со дна морей,

Но все они в лучах сознанья

Большого мозга строят зданье.

Сквозь рты, желудки, пищеводы,

Через кишечную тюрьму

Лежит центральный путь природы

К благословенному уму.

Они требуют дополнения и вдумчивого пояснения.

При изучении темы: «Строение эукариотической клетки» предлагаю

прослушать небольшое стихотворение Р.Рождественского – и как источник

информации, требующей уточнения, и как средство воспитательного

воздействия на обучающихся:

Человек состоит из клеток –

Навязло в зубах.

Значит, он состоит из клеток,

Как зоопарк.

И пока твое сердце дымится

(Ты уж поверь!),

В каждой клетке его таится

Какой-нибудь зверь.

Зверь, который в тесном жилище

Быть обречен,

Зверь, который требует пищи,

Разной причем.

Человек от клеток зависим...

Обидней всего,

Если в клетках, которыми мыслим,

Нет никого.

Поводом к серьезному размышлению служит стихотворение, которое

использую

при

изучении

темы

«Происхождение

и

этапы

эволюции

человека»:

Мы откуда появились?

Звёзд далёких порожденье?

Или всё ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем?

Наделил душой Создатель?

Или разум как зарница

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?

Скрыто тайной всё навеки.

Но откуда б мы не взялись,

Раз возникнув Человеком,

Надо, чтобы мы им и остались.

Можно

привести

большое

количество

примеров

использования

литературных

произведений

на

уроках

естествознания,

но

следует

подчеркнуть,

что

необходимо

отбирать

те,

которые

обладают

познавательной, воспитательной и художественной ценностью.

На уроках также часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки,

рассказы. Эффект их применения всегда ощутим и они снижают усталость

обучающихся на любых этапах урока.

Таким

образом,

использование

стихов

и

эпиграфов

на

уроках

естествознания

способствует

созданию

эмоционального

настроя

у

обучающихся, активизации их деятельности, развитию познавательного

интереса и интеллектуального мышления, формированию эстетического

вкуса, побуждению интереса к изучаемому, что в итоге способствует

лучшему усвоению учебного материала.

Приложение

Эпиграфы к урокам естествознания и биологии

Эпиграф

Тема урока

1

2

«В наши дни ни один человек не может считаться

образованным, если он не проявляет интереса к

естественным наукам» К. Поппер

«Естествознание так человечно, так правдиво, что я

Предмет

и

задачи

курса

желаю удачи каждому, кто отдается этому делу»

В. Гете

«Без естественных наук нет спасения современному

человеку, без этой здоровой пищи для ума, без этого

строгого воспитания мысли фактами, без этой

близости к окружающей нас жизни» А.И. Герцен

«В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой – листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое» О. Хайям

Естественнонаучная

картина мира

«Звездное небо – Великая книга Природы. Кто

сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные

сокровища окружающего нас Космоса»

Ф. И. Тютчев

«Известное – конечно, непознанное – безгранично;

интеллектуально

мы

находимся

на

островке

посреди беспредельного океана необъяснимого.

Наша задача – с каждым новым поколением

отвоевывать себе немного больше земли»

Томас Генри Гексли, 1887г.

Вселенная: теория

возникновения,

структура, состав и

эволюция

«Все хорошо в природе, но вода – красота всей

природы» С.Т. Аксаков

«Картина видимой природы определяется водой»

В.И. Вернадский

Гидросфера

«Литосфера – абиотическая основа жизни»

В.Б. Живетин

Литосфера

«Воздух – пастбище жизни» Гиппократ

Атмосфера

«Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых» С. Щипачев

Химический

состав

клетки

«Покров

тайны,

окутывавшей

процесс

возникновения, роста и структуры организмов был

сорван» Ф.Энгельс

Клеточная теория

«Свет – вечно натянутая пружина, приводящая в

действие механизм земной жизни» - Ю. Майер.

«Это процесс, от которого в конечной инстанции

зависят все проявления жизни на нашей планете»

К.А. Тимирязев

«Зеленое растение – Прометей, похитившее у богов

огонь и отдавшее его людям» К.А.Тимирязев

«Все органические вещества, как бы они ни были

разнообразны, где бы ни встречались, в растении ли,

в животном или в человеке, произошли через лист,

произошли из веществ, выработанных листом…»

Фотосинтез

К.А.Тимирязев

«Это

процесс,

с

помощью

которого

Жизнь

умудряется обвести вокруг пальца Время»

К.Г. Паустовский

«Проблема нашего мира по-настоящему решается

лишь двумя способами: путем вымирания или

размножения» Сьюзен Зантаг

Формы

размножения

организмов

«Познав всю связь причин и следствий, он

Природы скрытый выяснил закон» Э.Дарвин

«Самое прекрасное ощущение, выпадающее на долю

человека, - это прикосновение к таинственному. В

нем

кроется

источник

великого

подлинного

искусства и науки» Альберт Эйнштейн

Становление генетики

как науки

«Ты такой же человек, только другого полу, про

наши разногласия в человеческом теле блохе и той

известно, и нечего на этом предъявлять свои

претензии»

В.Распутин

Претензии – не претензии, а интересно было бы

узнать

поглубже:

почему

получаются

эти

«разногласия»?

Генетика пола

«Наука есть не только знание, но и сознание, то есть

уменье пользоваться знанием как следует»

В. Ключевский

Значение генетики для

медицины

и

здравоохранения

«Если возьмешь, наконец, ты отдельные хлебные

зерна

Злаков любых, то и тут не найдешь совершенно

похожих» Лукреций Кар

Изменчивость

организмов

«Согрета солнцем, в гротах, на просторе жизнь

организмов зародилась в море» Эразм Дарвин

«Мы не знаем в точности, что такое жизнь – даже с

точки зрения науки» Пьер Луиджи Капуччи

«Мне

объяснить

остается,

и

к

этому

ход

рассуждений

приводит,

что

мир

образован

из

смертного тела и одновременно то, что имел он

начало когда-то…» Лукреций Кар

«Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном, итоге

самое важное из того, что существует на нашей

планете» А.И.Опарин

Возникновение жизни

на Земле

«Будет пролит свет на происхождение человека и его

историю» Ч.Дарвин

«О,

волны,

разрешите

мне

загадку

жизни

мучительную, древнюю загадку! Скажите, волны,

что есть человек? Откуда он пришел? Куда пойдет?»

Г.Гейне

«В цепи человек стал последним звеном,

Происхождение

человека

И лучшее все воплощается в нем» Фирдоуси

«Всё человечество – один вид, живущий на одной

планете. А все различия только у нас в голове»

Вишен Лакьяни (

малазийский предприниматель и оратор)

«Природа! Человек – твое творение,

И этой части у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд» С. Щипачев

«Для всех угнетенных, трудом обожженных

Разница в цвете кожи – не в счет.

В людях – черных, белых, желтых – красная кровь

течет!» Р. Рождественский

Факторы

эволюции

человека.

Человеческие расы.

«…Пора чудес прошла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете» В. Шекспир

«Если я видел дальше других, то потому, что стоял

на плечах гигантов» И. Ньютон

«Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в

свете эволюции» Ф.Г. Добржанский

Эволюционное

учение. СТЭ

«…Открыв естественный отбор и выяснив роль его в

эволюции живой природы, Дарвин превратил всю

биологию в точную науку» Б.Кедров

Естественный отбор

«И меж растений царствует война

Деревья, травы вверх растут задорно.

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут»

Эразм Дарвин

«Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила;

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.

Всегда имеет верх над слабостию сила»

А. С. Пушкин

«И раки не живут без драки»

Пословица

Борьба

за

существование

«Видимые телесные на земле вещи и весь мир не в

таком состоянии были… как ныне находим, но

великие

происходили

в

нем

перемены»

М.В.Ломоносов

Доказательства

эволюционного

процесса

«Знать о причинах, которые скрыты,

Тайные ведать пути» Л. Мартынов

Основные

направления

эволюции

«Как композитор находит единственно нужный звук,

Задачи

современной

так селекционер в тысяче растений отыскивает те,

которые дадут начало новому сорту» В.Н.Ремесло

селекции

«…Наш мир – не случайность, не хаос, –

Есть система во всем…» А. Стекольников

Многообразие

органического

мира.

Принципы

систематики

«Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в

природе» Ф.Тютчев

Биосфера

«Ты жаждой не страдал,

Голодным ты не был.

Ты всё, чем томишься, от четырех добыл.

И каждому возвратишь ты подарок,

И снова станешь тем, чем ты вначале был»

Омар Хайям

Круговорот веществ в

биосфере

«Если человек зависит от природы, то и она от него

зависит: она его сделала, он её переделывает»

А.Франс

Агроценозы

«Периодическому Закону не грозит разрушение, а

обещается только надстройка и развитие»

Д.И. Менделеев

Периодический закон

и

периодическая

система

элементов

Д.И. Менделеева

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду

ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи

«И мудрые конструктора

С природою сближают нас.

В ней тоже ложных нет красот,

Она и в сложности проста;

Нагрузку нужную несет

Её земная красота» В. Шефнер

Бионика

синтез

биологии и техники

«Действие

даже

самого

крохотного

существа

приводит к изменениям во всей Вселенной»

Никола Тесла

Экология как наука

Ко многим темам уроков естествознания и биологии могут быть

следующие эпиграфы:

1.

«Всматривайтесь в малое, и вы увидите великое!» - научная истина

2.

«Природа – единственная книга, всякая страница которой полна

глубокого содержания» - В.Гете

3.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак

4.

«Зорок взгляд их, надежны их руки,

И мечтают они лишь о том,

Чтоб пройти им во славу науки

Неизведанным прежде путем» Р. Рождественский

5.

«Не торопясь, внимательный биолог

Законы изучает естества» И. Эренбург

6.

«Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое» И. А. Крылов

7.

Без географии Вы нигде! Без химии Вы никак! Без биологии Вы никто!

8.

«Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более

невероятными становятся для нас чудеса» Ч. Дарвин

9.

«Царство науки не знает предела –

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело, сила и свет…» Я. П. Полонский

10.«Науку все глубже постигнуть стремились,

Познанием вечного жаждой томились.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет» Фирдоуси

11.«Познавая бесконечное, наука сама бесконечна» Д.И.Менделеев



В раздел образования