Автор: Федорова Надежда Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ Голицынской СОШ №2 дошкольного отделения-детский сад № 62
Населённый пункт: город Голицыно,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий"
Раздел: дошкольное образование
Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы
организации физкультурных занятий
Аннотация. В данной статье раскрывается опыт работы детского сада по
внедрению нетрадиционных форм организации физкультурных занятий с целью
полноценного физического и нервно-психического развития ребенка.
Ключевые
слова.
Физическое
здоровье,
дыхательная
гимнастика;
самомассаж; закаливание; фитболл – гимнастика; корригирующая гимнастика;
игровой стретчинг; степ – аэробика.
Физическое
здоровье
–
основополагающее
условие
духовного
и
нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается
фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных
систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности,
повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка,
приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый
образ
жизни.
Проблема
использования
альтернативных
физкультурных
занятий
нетрадиционной
направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей
дошкольников, приобретает особую остроту.
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению
здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические
работники
констатируют
отставание,
задержки,
нарушения,
отклонения,
несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это
касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей
обусловила
создание
двигательных
программ
развития
ребенка.
Поэтому
внедрение инновационных технологий и вкрапление оздоровительных мер стала
первоочередной и своевременной задачей.
В настоящее время работа по новым подходам к формированию физического
воспитания в МБОУ Голицынской СОШ №2 дошкольного отделения-детского сада
№62 ,Московской области реализуется на основе трех основных направлений:
1.
Социально-психологического,
направленное
на
формирование
потребности к освоению ценностей физической культуры.
2.
Интеллектуального,
предполагающего
получение
комплекса
теоретических и практических знаний.
3. Двигательного - развития физических качеств, двигательных умений и
навыков, а также использование физического потенциала.
Таким образом, физическое воспитание и здоровье в одинаковой степени
должны быть нацелены и на физическое и на нервно-психическое развитие
ребенка.
Индивидуальный подход. Нельзя забывать о необходимости контроля за
физическим состоянием детей. Вместе с тем, на утренних гимнастиках и
физкультурной организованной образовательной деятельности всю работу по
развитию основных движений и физической подготовленности строим с учетом
диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и
перспективы на будущее. Учитываются и осуществляются индивидуальный подход
к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой
здоровья, а так же к детям, вновь поступившим или физически несколько
ослабленным после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами
контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на
педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического
неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже
прекратить на время заниматься.
Нетрадиционное оборудование. Новое спортивное оборудование-это всегда
дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь. В детском саду работают
замечательные воспитатели, у которых есть желание что-то сделать своими руками
и немного фантазии. В работе широко используются игровые методы и приемы,
яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз
ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, и получал удовольствие,
это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-
сюрпризов», стопоходы из пенопласта, массажные коврики из пуговиц, пробок,
веревок, фломастеров, султанчики к и др. Такое нестандартное оборудование
научит детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади,
развивают координацию движений, способствуют активизации биологически
активных зон, используются для профилактики и коррекции плоскостопия.
Нетрадиционные формы.
При выборе нетрадиционных форм работы
инструктору (воспитателю) необходимо учитывать задачи, содержание, место и
условия проведения непосредственной образовательной деятельности, физическую
подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений,
индивидуальные
особенности
и
интерес
детей.
Оздоровительный
эффект,
достигаемый
при
проведении
нетрадиционных
форм,
тесно
связан
с
положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.
Чаще всего в работе используем такие формы как:
дыхательная гимнастика;
самомассаж; закаливание; фитболл – гимнастика; корригирующая гимнастика;
игровой стретчинг,степ – аэробика.
Дыхательная
гимнастика.
Среди
методов
физического
воспитания,
имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОО в настоящее время все
большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические
изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную
мускулатуру,
что
ведет
к
ухудшению
легочной
вентиляции.
Воздействуя
физическими
методами,
восстанавливаем
расстроенные
функции
дыхания,
предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной
системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности.
Поэтому большое внимание уделяется использованию на занятиях элементов
дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры,
увеличению
подвижности
грудной
клетки
и
диафрагмы,
улучшению
кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями
повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым
повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены
дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Самомассаж.
Использование
средств
физической
культуры
в
оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения
и навыки, а так же знания в области гигиены, медицины и физической культуры,
способствующие укреплению их здоровья.
Самомассаж
является
важным
средством
физической
культуры,
он
способствует
расширению
капилляров
кожи,
ускоряет
циркуляцию
крови,
усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.
Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваю
с детьми упражнения для мелкой моторики рук которые помогают улучшению
кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что
в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается
подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое
настроение, побуждает к активности.
Закаливание.
Так же как и массаж, закаливание – важное средство
физической
культуры,
с
помощью
которого
последовательно
повышается
сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание
детей в ДОО предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических
условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры
воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и
другое.
Фитбол – гимнастика. Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших
гимнастических
мячах.
По
структуре
фитбол
–
гимнастика
напоминает
классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой,
где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания,
восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных
движений;
основная
часть
–
освоение
общеразвивающих
упражнений;
заключительная – подвижная игра и релаксация.
Корригирущая гимнастика. Особую роль в физическом воспитании детей
играют
общеразвивающие
и
корригирующие
упражнения.
Они
помогают
избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для
профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и
деформаций опорно-двигательного аппарата.
Игровой стретчинг.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу
сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий,
упражнений,
подобранных
таким
образом,
чтобы
содействовать
решению
оздоровительных и развивающих задач.
Ритмопластика. Ритмопластика направлена на всестороннее, гармоничное
развитие детей дошкольного возраста. Ритмопластика
представляет собой
танцевально-ритмическую гимнастику, нетрадиционные виды упражнений и
креативную гимнастику. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:
игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений
представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем,
музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Основной целью
ритмопластики
является
содействие
всестороннему
развитию
личности
дошкольника средствами танцевально-игровой ритмопластики. Предполагается,
что освоение ритмопластики поможет естественному развитию организма ребенка,
морфологическому
и
функциональному
совершенствованию
его
отдельных
органов и систем.
Степ – аэробика.
С помощью степ - аэробики можно сформировать
гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные,
плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ- аэробикой
— укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно - сосудистой систем,
так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного
аппарата. Оптимальное время для проведения занятий степ - аэробикой утро. Это
придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус. Для
того чтобы занятия проходили более интересно, важно использовать музыкальное
сопровождение.
Совместные физкультурные праздники родителей с детьми.
Мы с
удовольствием проводим физкультурные праздники совместно с родителями.
Основная цель таких праздников -помочь родителям и детям ощутить радость от
совместной двигательной деятельности, родителям-установить эмоционально-
двигательный контакт с детьми. Способствовать развитию межличностного
общения
ребенка
с
взрослым.
Чтобы
праздники
были
интересными
и
увлекательными, на занятиях следует использовать сюжетные, интегрированные и
игровые формы совместных физкультурных праздников.
Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи:
повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и
желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом.
Физкультурно-оздоровительная
работа.
Система
физкультурно-
оздоровительной
работы
строится
с
детьми
на
использовании
в
работе
традиционных и нетрадиционных форм работы. Одним из основных факторов
оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность,
как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным
изменениям состояния ребенка.
Таким
образом,
организованная
воспитательно-образовательная
и
физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей:
способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-
адаптивной
сферы.
Результаты
представленного
опыта
позволяют
сделать
заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов,
форм,
методов
и
принципов
построения
воспитательно-образовательной
и
физкультурно –оздоровительной работы в детском саду. Процесс улучшения
общественных отношений бесконечен. Развитие ребенка зависит не только от
хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет
ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От
воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся
его последующая жизнь.