Автор: Степанова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 110
Населённый пункт: Иркутская область, г. Ангарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адвент – календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности детей компенсирующей направленности
Раздел: дошкольное образование
Адвент календарь как инновационная игровая технология развития
познавательной активности детей компенсирующей направленности
Актуальность
В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и
нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она
способствует повышению жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его
личные интересы и социальные нужды.
Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в
первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной и
речевой
активности
в
любой
деятельности
детей,
развитие
самостоятельности и повышение самооценки ребенка.
Введение
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых,
наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с
детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-
календарь.
Целью опыта является:
Развитие познавательной
и речевой активности дошкольников
посредством адвент-календаря, как инновационной игровой технологии.
Педагогические задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-
календарь»;
2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в
развитии познавательной и речевой активности дошкольников;
3. Привлечь родителей к совместной работе;
Развивающие:
1.
Развивать
познавательную
и
речевую
активность
старших
дошкольников;
2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между
собой и окружающими предметами;
3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение
строить догадки и предположения;
4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитательные:
1.
Содействовать
воспитанию
коммуникативных
навыков,
самостоятельности, наблюдательности, активности;
2. Воспитывать всесторонне развитую личность;
3.
Воспитывать
у
детей
желание
участвовать
в
совместной
деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее
использовать знания в повседневной жизни.
Методы и приемы
•
Исследовательские
(репродуктивные
-
усваивают
готовые
знания
и
воспроизводят
уже
известные
способы
деятельности,
продуктивные-самостоятельно
открывает
новые
знания
в
результате
собственно исследовательской, творческой деятельности.)
•
Игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра, введение
элементов соревнования, создание игровой ситуации)
•
Наглядные
(показ
образца
задания,
способа
действия,
наблюдение, рассматривания наглядных пособий)
•
Словесные (беседа, объяснение, рассказы педагога, чтение х\л,
вопросы, сравнение, пояснение)
•
Практические (упражнение, опыты и экспериментирование,
моделирование)
Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря
как инновационной игровой технологии развития познавательной активности
дошкольников:
адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в
соответствии
с
ФГОС
ДО:
познавательное
развитие,
социально
—
коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое
развитие, физическое развитие;
тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды
деятельности
детей:
игровую,
экспериментальную,
коммуникативную,
поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную
и трудовую деятельность;
позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных
технологий
–
здоровьесберегающие
технологии;
технологии
проектной
деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-
коммуникационные технологии;
носит характер комплексного воздействия. Развивает не только
познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у
ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах;
открытости
внешнему
миру;
умению
активно
взаимодействовать
со
сверстниками
и
взрослыми;
умению
участвовать
в
совместных
играх;
способности договариваться.
В чем заключается инновационность опыта?
Использование адвент-календаря как инновационной игровой технологии
развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста
позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников
образовательного
процесса.
Реализация
предложенной
системы
работы
охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской
Федерации.
Адвент-календарь
для
педагога
–
это
своеобразный
план
деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и
приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения
поставленной цели.
Научность и теоретическая база
Проблема развития познавательной и речевой
активности детей не
является
новой
для
науки.
Однако
позиции
и
представления
о
ней
многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении
длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли
выдающиеся
представители
самых
разных
направлений:
Лев
Семенович
Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Николай Николаевич Поддъяков,
Майя
Ивановна
Лисина,
Галина
Ивановна
Щукина.
Несмотря
на
продолжительную
историю
вопроса,
проблема
развития
познавательной
активности остается актуальной и сегодня.
На форму адвент-календаря отлично ложится комплексное тематическое
планирование.
Макетом для адвент-календаря может служит что угодно – плакат, панно,
картинка или изделие и т.д.
Обозначения бывают разные (ракеты, варежки, коробочки, цветы,
конверты, шарики и т.д) в такой работе главная фантазия.
Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. И здесь
нет строгих правил, рамок и ограничений. Но всё же нужно придерживаться
некоторых принципов:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника или
события, которое мы ждем.
2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о
том, что праздник или событие приближается. Мы размещаем календарь на
высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему,
рассмотреть и посчитать дни.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков
создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно
задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и
сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.
5. Задания должны быть интересными и соответствовать возрасту и
возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить
картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки,
поиграть в новую игру, решить примеры и т. д.
Календарь ожидания помогает:
- определять время наступления праздников или событий, вызывающих
повышенный
интерес
у
детей;
- наглядно представлять сравнительно длительные промежутки времени:
неделю,
месяц;
-определять какой объем дел или что можно выполнить за день, за неделю;
-обогащает знания о днях недели, их последовательности , какие занятия
бывают в эти дни недели;
-знакомит
с
цифрами
и
порядковым
счетом;
-развивает пространственную ориентацию (внизу, вверху, слева, справа);
- побуждает детей активнее использовать знания в повседневной жизни;
-расширяет представления детей о предстоящем событии, знакомит с историей
возникновения
и
традициями
того
или
иного
события,
праздника.
-формирует
познавательные
возможности
и
способности дошкольников;
-развивает
любознательность,
воображение,
мышление,
умение
строить
догадки
и
предположения;
- развивает умения работать в коллективе; согласовывать свои действия с
другими членами группы;
-формирует навыки эмоционально-волевой сферы в ожидании будущего
события;
-формирует умение доводить начатое дело да конца;
Этапы реализации:
Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного,
практического и заключительного.
Подготовительный этап заключается в следующем:
· Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;
·
Создание
предметно-развивающей
среды
для
применения
инновационной технологии адвент-календаря;
· Изготовление адвент – календаря;
· Приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-
календаря.
План создания календаря:
1.Выбираем событие на утреннем круге с детьми
2. Знакомим детей с адвент-календарем, правилами его использования;
3. Разрабатываем макет календаря
4.Придумываем наполняемость заданий
3.Устанавливаем промежуток времени
5.Разрабатываем итоговое мероприятие
Практический этап.
Работа с детьми, родителями
При работе с детьми по использованию инновационной игровой
технологии развитию познавательной и речевой активности дошкольников,
использовала следующие формы и методы работы: постановка проблемы;
сюрпризные моменты; НОД; праздники и развлечения; самостоятельная
художественно
–
творческая
деятельность,
спортивные
игры,
экспементирование
Для родителей разработаны и проведены консультации: «Что такое
адвент-календарь?», «Как сделать адвент-календарь в домашних условиях»,
индивидуальные консультации, вовлечение родителей в изготовление и
использование адвент-календаря «День города». Итоговым продуктом был
проект «Мой город» , где дети защищали свои проекты
Как и где можно использовать адвент-календарь?
Адвент-календарь может быть формой реализации тематической
недели.
Первый адвент – календарь, который мы выполнили с детьми ко
дню 8 марта.
Он был сделан в виде букета цветов. Цветы были пронумерованы. Дети
выполняли задания и прикрепляли полученный цветок. В конвертах нашего
адвент – календаря были задания, которые дети с удовольствием выполняли
и ждали следующего дня, чтобы открыть новый конверт. (Спеть песню к
празднику, выучить стихотворение – поздравление к празднику, изготовить
открытку – поздравление к празднику, поздравить мам и бабушек на
концерте). Итогом был концерт, посвященный празднику 8 марта.
Адвент – календарь «Неизведанный космос»
.
Он
выполнен
в
виде
планшета
со
звездочками.
Звездочки
пронумерованы от 1 до 12, мы ведем отсчет с 1 апреля до 12. Ребята
находили в группе задание (выучить пальчиковую гимнастику ко дню
космонавтики, провести эксперимент, составить рассказ по опорным словам
и т. д.) а итогом нашего адвент — календаря в день Космонавтики стало
спортивное развлечение
3. В организации образовательной деятельности. Адвент-календарь
послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание
открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению
конечного результата деятельности ребят.
У нас есть доска выбора, на которой написаны виды детской
деятельности, ребенок выбирает, что он хочет сделать и вставляет свою
фотографию. Воспитатель подбирает задание для каждого ребенка или
подгрупповое задание.
Заключительный этап.
Подводя итог моего инновационного опыта, можно сказать, что я
достигла следующих результатов:
1. Создана система работы по развитию познавательной и речевой
активности
детей
дошкольного
возраста
посредством
инновационной
игровой технологии «Адвент-календарь».
2.
Созданы
условия
для
развития
творческих
способностей
дошкольников.
3. Повысился уровень развития познавательной и речевой активности
детей дошкольного возраста.
4. Повысился интерес у родителей к совместной деятельности
Заключение.
Адвент – календарь — это универсальный инструмент как для
организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями,
так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь то
воспитательные, образовательные или развивающие.
Дети учатся быть
инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют
самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей
социализации и гармоническому развитию личности.
Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления».