Напоминание

Адвент – календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности детей компенсирующей направленности


Автор: Степанова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 110
Населённый пункт: Иркутская область, г. Ангарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адвент – календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности детей компенсирующей направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адвент календарь как инновационная игровая технология развития

познавательной активности детей компенсирующей направленности

Актуальность

В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и

нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она

способствует повышению жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его

личные интересы и социальные нужды.

Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в

первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной и

речевой

активности

в

любой

деятельности

детей,

развитие

самостоятельности и повышение самооценки ребенка.

Введение

Федерального

Государственного

Образовательного

Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых,

наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с

детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-

календарь.

Целью опыта является:

Развитие познавательной

и речевой активности дошкольников

посредством адвент-календаря, как инновационной игровой технологии.

Педагогические задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-

календарь»;

2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в

развитии познавательной и речевой активности дошкольников;

3. Привлечь родителей к совместной работе;

Развивающие:

1.

Развивать

познавательную

и

речевую

активность

старших

дошкольников;

2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между

собой и окружающими предметами;

3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение

строить догадки и предположения;

4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.

Воспитательные:

1.

Содействовать

воспитанию

коммуникативных

навыков,

самостоятельности, наблюдательности, активности;

2. Воспитывать всесторонне развитую личность;

3.

Воспитывать

у

детей

желание

участвовать

в

совместной

деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее

использовать знания в повседневной жизни.

Методы и приемы

Исследовательские

(репродуктивные

-

усваивают

готовые

знания

и

воспроизводят

уже

известные

способы

деятельности,

продуктивные-самостоятельно

открывает

новые

знания

в

результате

собственно исследовательской, творческой деятельности.)

Игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра, введение

элементов соревнования, создание игровой ситуации)

Наглядные

(показ

образца

задания,

способа

действия,

наблюдение, рассматривания наглядных пособий)

Словесные (беседа, объяснение, рассказы педагога, чтение х\л,

вопросы, сравнение, пояснение)

Практические (упражнение, опыты и экспериментирование,

моделирование)

Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря

как инновационной игровой технологии развития познавательной активности

дошкольников:

адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в

соответствии

с

ФГОС

ДО:

познавательное

развитие,

социально

коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое

развитие, физическое развитие;

тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды

деятельности

детей:

игровую,

экспериментальную,

коммуникативную,

поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную

и трудовую деятельность;

позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных

технологий

здоровьесберегающие

технологии;

технологии

проектной

деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-

коммуникационные технологии;

носит характер комплексного воздействия. Развивает не только

познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у

ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах;

открытости

внешнему

миру;

умению

активно

взаимодействовать

со

сверстниками

и

взрослыми;

умению

участвовать

в

совместных

играх;

способности договариваться.

В чем заключается инновационность опыта?

Использование адвент-календаря как инновационной игровой технологии

развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста

позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников

образовательного

процесса.

Реализация

предложенной

системы

работы

охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской

Федерации.

Адвент-календарь

для

педагога

это

своеобразный

план

деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и

приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения

поставленной цели.

Научность и теоретическая база

Проблема развития познавательной и речевой

активности детей не

является

новой

для

науки.

Однако

позиции

и

представления

о

ней

многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении

длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли

выдающиеся

представители

самых

разных

направлений:

Лев

Семенович

Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Николай Николаевич Поддъяков,

Майя

Ивановна

Лисина,

Галина

Ивановна

Щукина.

Несмотря

на

продолжительную

историю

вопроса,

проблема

развития

познавательной

активности остается актуальной и сегодня.

На форму адвент-календаря отлично ложится комплексное тематическое

планирование.

Макетом для адвент-календаря может служит что угодно – плакат, панно,

картинка или изделие и т.д.

Обозначения бывают разные (ракеты, варежки, коробочки, цветы,

конверты, шарики и т.д) в такой работе главная фантазия.

Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. И здесь

нет строгих правил, рамок и ограничений. Но всё же нужно придерживаться

некоторых принципов:

1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника или

события, которое мы ждем.

2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о

том, что праздник или событие приближается. Мы размещаем календарь на

высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему,

рассмотреть и посчитать дни.

3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков

создаёт интерес и предвкушение сюрприза.

4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно

задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и

сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.

5. Задания должны быть интересными и соответствовать возрасту и

возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить

картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки,

поиграть в новую игру, решить примеры и т. д.

Календарь ожидания помогает:

- определять время наступления праздников или событий, вызывающих

повышенный

интерес

у

детей;

- наглядно представлять сравнительно длительные промежутки времени:

неделю,

месяц;

-определять какой объем дел или что можно выполнить за день, за неделю;

-обогащает знания о днях недели, их последовательности , какие занятия

бывают в эти дни недели;

-знакомит

с

цифрами

и

порядковым

счетом;

-развивает пространственную ориентацию (внизу, вверху, слева, справа);

- побуждает детей активнее использовать знания в повседневной жизни;

-расширяет представления детей о предстоящем событии, знакомит с историей

возникновения

и

традициями

того

или

иного

события,

праздника.

-формирует

познавательные

возможности

и

способности дошкольников;

-развивает

любознательность,

воображение,

мышление,

умение

строить

догадки

и

предположения;

- развивает умения работать в коллективе; согласовывать свои действия с

другими членами группы;

-формирует навыки эмоционально-волевой сферы в ожидании будущего

события;

-формирует умение доводить начатое дело да конца;

Этапы реализации:

Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного,

практического и заключительного.

Подготовительный этап заключается в следующем:

· Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;

·

Создание

предметно-развивающей

среды

для

применения

инновационной технологии адвент-календаря;

· Изготовление адвент – календаря;

· Приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-

календаря.

План создания календаря:

1.Выбираем событие на утреннем круге с детьми

2. Знакомим детей с адвент-календарем, правилами его использования;

3. Разрабатываем макет календаря

4.Придумываем наполняемость заданий

3.Устанавливаем промежуток времени

5.Разрабатываем итоговое мероприятие

Практический этап.

Работа с детьми, родителями

При работе с детьми по использованию инновационной игровой

технологии развитию познавательной и речевой активности дошкольников,

использовала следующие формы и методы работы: постановка проблемы;

сюрпризные моменты; НОД; праздники и развлечения; самостоятельная

художественно

творческая

деятельность,

спортивные

игры,

экспементирование

Для родителей разработаны и проведены консультации: «Что такое

адвент-календарь?», «Как сделать адвент-календарь в домашних условиях»,

индивидуальные консультации, вовлечение родителей в изготовление и

использование адвент-календаря «День города». Итоговым продуктом был

проект «Мой город» , где дети защищали свои проекты

Как и где можно использовать адвент-календарь?

Адвент-календарь может быть формой реализации тематической

недели.

Первый адвент – календарь, который мы выполнили с детьми ко

дню 8 марта.

Он был сделан в виде букета цветов. Цветы были пронумерованы. Дети

выполняли задания и прикрепляли полученный цветок. В конвертах нашего

адвент – календаря были задания, которые дети с удовольствием выполняли

и ждали следующего дня, чтобы открыть новый конверт. (Спеть песню к

празднику, выучить стихотворение – поздравление к празднику, изготовить

открытку – поздравление к празднику, поздравить мам и бабушек на

концерте). Итогом был концерт, посвященный празднику 8 марта.

Адвент – календарь «Неизведанный космос»

.

Он

выполнен

в

виде

планшета

со

звездочками.

Звездочки

пронумерованы от 1 до 12, мы ведем отсчет с 1 апреля до 12. Ребята

находили в группе задание (выучить пальчиковую гимнастику ко дню

космонавтики, провести эксперимент, составить рассказ по опорным словам

и т. д.) а итогом нашего адвент — календаря в день Космонавтики стало

спортивное развлечение

3. В организации образовательной деятельности. Адвент-календарь

послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание

открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению

конечного результата деятельности ребят.

У нас есть доска выбора, на которой написаны виды детской

деятельности, ребенок выбирает, что он хочет сделать и вставляет свою

фотографию. Воспитатель подбирает задание для каждого ребенка или

подгрупповое задание.

Заключительный этап.

Подводя итог моего инновационного опыта, можно сказать, что я

достигла следующих результатов:

1. Создана система работы по развитию познавательной и речевой

активности

детей

дошкольного

возраста

посредством

инновационной

игровой технологии «Адвент-календарь».

2.

Созданы

условия

для

развития

творческих

способностей

дошкольников.

3. Повысился уровень развития познавательной и речевой активности

детей дошкольного возраста.

4. Повысился интерес у родителей к совместной деятельности

Заключение.

Адвент – календарь — это универсальный инструмент как для

организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями,

так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь то

воспитательные, образовательные или развивающие.

Дети учатся быть

инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют

самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей

социализации и гармоническому развитию личности.

Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления».



В раздел образования