Автор: Алекина Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка
Наименование материала: опыт работы
Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы педагога-психолога Алекиной Н.Н.)
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного
учреждения
является
социально-коммуникативное
развитие
детей
дошкольного возраста, задачи которого состоят не только в развитии
коммуникативной и социальной компетентности детей, но и в формировании
положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему
миру, развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания. В связи с этим проблема эмоционально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста становится особо актуальной на
современном этапе.
Коммуникативное
развитие
ребенка
дошкольного
возраста
подразумевает мотивацию дошкольника на общение с окружающими, его
умение контактировать с ними и знание таких норм общения как навыки
слушания собеседника, умение сопереживать и правильно разрешать
конфликтные ситуации.
Несмотря на то, что все это должно вполне естественным образом
присутствовать в опыте каждого ребенка, в современном мире увеличивается
количество
детей
дошкольного
возраста
с
проблемами
развития
коммуникативных навыков.
Главной задачей моей работы по коммуникативному развитию детей
дошкольного возраста явилось формирование в ребенке желания общаться.
При
этом
понятие
общения
рассматривается
с
точки
зрения
4-х
составляющих:
- желание взаимодействовать с окружающими людьми;
- знание норм и правил поведения, умение воспринимать социальные
роли в обществе;
- умение общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и
бессознательные сигналы от других людей;
- умение разрешать любые конфликты в общении.
Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает
развитие эмоционального мира дошкольников, т.к. эмоции оказываются
способными определять душевные состояния других людей. Начиная с
восприятия базовых эмоций, дети впоследствии начинают видеть и понимать
все более сложные эмоциональные состояния. В отдельных случаях это даже
способствует
формированию
эмпатии
−
полному
чувствованию
эмоционального состояния другого человека.
В процессе проводимых мною занятий на взаимодействие, дети ждут
не столько новой информации, сколько новых эмоциональных впечатлений,
установлению духовно-личностного контакта, диалога.
Важно учитывать желание и возможности ребенка при организации
деятельности, общения, проектировки отношений, что позволит управлять
развитием личности ребенка дошкольного возраста.
Наблюдая за детьми в процессе занятий, заметила, что у некоторых
детей есть признаки ситуативной тревожности, которые ощущаются как
напряжение, озабоченность, беспокойство по поводу сложившейся ситуации.
Возникает вопрос – как решить данную проблему, ведь эмоциональная
реакция на стрессовую ситуацию может быть разной по интенсивности и
динамичности по времени.
Исходя из образовательных потребностей детей, для решения этой
проблемы,
применяю
современные
образовательные
психолого
-
педагогические технологии, такие как:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технологии психолого - педагогического сопровождения развития детей в
педагогическом
процессе
ДОО
(позволяет
создавать
эмоциональную
комфортность
и
позитивный
психологический
настрой
в
процессе
взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми).
3.
Музыкотерапия
(для
расслабления
и
успокоения,
активизации
эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния).
4. Личностно - ориентированная технология (позволяет ребёнку проявить
собственную активность, наиболее полно реализовать себя).
5. Игровая технология.
6. Здоровьесберегающая технология (использую динамические паузы).
7. Групповая технология.
Предварительные
итоги
работы
показали,
что
используемые
технологии на занятиях способствовали эмоционально-коммуникативному
развитию ребенка, облегчая процесс его вхождения в мир социальных
отношений, позволяющий получить ему личный опыт познания, общения и
деятельности,
основанный на социокультурных нормах и традициях,
способствующий
удовлетворению
потребности
дошкольника
в
положительных эмоциональных контактах с миром, собой, другими людьми,
вооружать
моделями
поведения,
которые
помогут
детям
адекватно
реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.