Напоминание

"Использование игровых технологий"


Авторы: Ветошкина Ирина Владимировна, Суровцева Надежда Александровна
Должность: воспитатели детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка"
Населённый пункт: г.Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: "Проектирование образовательного процесса с использованием социо-игровых технологий"
Тема: "Использование игровых технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА-

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«РОСИНКА»

(МАДОУ детский сад «Росинка»)

Детский сад № 6

«Проектирование образовательного процесса и его освоение

с использованием социо-игровых технологий»

Методическая разработка

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели детского сада:

Ветошкина Ирина Владимировна

Суровцева Надежда Александровна

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу

трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и

в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения

социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап

социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой

культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте

характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка: несформированность

устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что

осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным

во всех проблемных ситуациях. Сделать условия развития дошкольников наиболее

уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит

социоигровая педагогика. Основа социоигровой технологии заложена в словах: «Не учить,

а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему

собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения,

тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения. Вячеслав Михайлович

Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как

разработчик и пропагандист методов "режиссуры урока". В его педагогической копилке

есть методы и приемы, которые с успехом применяют педагоги-дошкольники. По мнению

разработчиков данной технологии использование соци-игровых приемов в

непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу,

помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это

понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей. Что такое социогровая

технология? Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в

«Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня

за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой

педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с

детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин

«социоигровая»). Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со

сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации

себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,

самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и

самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально

«лучшее правило политики – не слишком управлять… » - т. е. чем меньше мы управляем

детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Основная идея технологии –

организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та

деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит

и говорит.

Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и

условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы

ровесников» Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются

объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6

детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую

игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению

договориться. Можно поделиться: - по цвету волос, глаз, одежды; - чтобы в имени хотя бы

одна буква была одинаковой; - кто на каком этаже живет; - кто сегодня в детский сад

приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает

коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.

Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен

(обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят

на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в

разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.

д.

4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать

ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым

фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с

помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание

имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности

что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный

результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно

развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным

обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому,

социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами

погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками

добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для

себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Перечень примерных игр применимых в социоигровой технологии

1.

Игры-задания для рабочего настроя: Каждое занятие всегда начинается с

приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-

позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на

сверстника и интереса к нему.

Игры данной группы можно использовать в самом начале работы с детьми,

участники которой не знакомы друг с другом. Представленные приемы

способствуют запоминанию имен участников в незнакомой группе, уважению друг

друга и сплочению группы.

«Волшебный клубок»

Цель: сплочение группы, снятие напряжения, развитие командного и

межличностного взаимодействия, коммуникативных навыков.

Игра проходит в кругу, варианты:

1.

Передай клубок по кругу, назови своё имя другу или слова приветствия.

2.

Держа нитку в руке, игрок передает клубок соседу справа, называя своё имя и

положительное качество или комплимент соседу.

3.

Под музыку игроки по кругу сматывают нитку в клубок, на ком музыка

остановилась, тот называет первый звук своего имени, остальные игроки

угадывают имя.

Чтобы сформировать малые группы для последующей работы, помогают игровые

приёмы на деление группы.

«Цепочка»

Цель: деление на малые группы, сплочение группы, снятие напряжения, развитие

коммуникативных навыков, командного и межличностного взаимодействия.

Игроки делятся на группы – «цепочки» по любому признаку, заданному

ведущим: длина волос, цвет волос и глаз, фасон одежды, дни рождения,

предпочтения и т.п.

2.

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых

выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с

другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок

почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой

вклад в общее дело, делясь идеями. В эту группу мы подбираем игровые задания,

которые нагружаются учебным материалом.

«Словесный волейбол»

Цель: развитие речевой и мыслительной деятельности, развитие командного и

межличностного взаимодействия, формирование коммуникативных навыков.

Команды по очереди определяют тему. Допустим, нужно назвать, только веселые

слова, передавая при этом мяч от одной команды к другой. Перебрасывать мяч до

тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, может

сменить тему, например, называть только зеленые слова, только круглые, только

колючие и т.д.

«Невод»

Цель: развитие командного и межличностного взаимодействия, развитие

внимания, самоконтроля, речевой и мыслительной деятельности

Игроки одной команды выбирают картинку, другая команда не видит, что на

картинке. Игроки первой команды описывают предмет на картинке, не называя

его. Вторая команда отгадывает предмет, затем команды меняются местами.

3.

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро

возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и

психологически эффективного отдыха.

«Ветер дует»

Цель: развитие самоконтроля, внимания, наблюдательности, снятие усталости,

мышечного и эмоционального напряжения.

Ведущий говорит: «Ветер дует на того, у кого есть … красный цвет в одежде». В

этот момент все, у кого в одежде есть красный цвет, образуют пару, держатся друг

за друга, чтобы «ветер их не унес». Затем игра продолжается, используя разные

признаки в выборе пары.

«По дорожке я иду»

Цель: повышение групповой сплочённости, развитие коммуникативных навыков,

снятие усталости, мышечного и эмоционального напряжения.

Игроки двигаются в соответствии с текстом

По дорожке я иду, друга милого найду! (двигаются в различном направлении,

находят пару)

Вот ты – вот я, вот компания моя! (встают парами, берутся за руки)

По дорожке я иду, друга милого найду! (двигаются в различном направлении,

встают в круг)

Вот ты – вот я, вот компания моя! (машут друг другу рукой, берутся за руки).

4.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых

подразумевает художественно-исполнительский результат. Полученный опыт

игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности.

«Рисунок по кругу»

Цель: развитие речевой и мыслительной деятельности, воображения,

формирование коммуникативных навыков.

Все участники начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу

свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники

одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа.

Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо

встать и описать свой рисунок - сочинение сказки, общей истории

«Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, воображения.

Игрок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают.

Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Цель: воспитание наблюдательности, воображения.

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу – «фотографию»

(рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.).

Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают,

комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того,

что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы,

фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей». Для подведения итогов в конце

каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и

мнениями. Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится

ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и

передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.

Литература:

1.

Букатов В. М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения

дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и

подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.:

НИИ школьных технологий, 2008.

2.

Ситуационное конструирование игровых приёмов. - В.Букатов, 1994; Шулешко

Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. -

Красноярск, 1990.



В раздел образования