Автор: Свинцова Лариса Витальевна
Должность: учитель истории и социально-политических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ Шушенская СОШ №3
Населённый пункт: пгт Шушенское, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в развивающем обучении"
Раздел: полное образование
Системно-деятельностный подход в развивающем обучении.
Несколько лет назад в образовании появился термин системно-деятельностный
подход. Актуальность СДП стала очевидной после того, как он был включен в
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС –
2). К сожалению, авторы стандартов не указали, что этот подход является составной
частью развивающего обучения (РО).
Системно-деятельностный подход – это такой
метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При
этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Насколько же заинтересован ученик в том, чтобы реально понять саму суть проблемы? Да
ни насколько. Ему нужно получить правильный ответ на задачу, а уж то, как и почему он
это делает… Словом, следует что-то менять. Именно на это и нацелен деятельностный
подход.
Человек, который окончил школу, должен уметь применять полученные знания на
практике. Вот вам наглядный пример: нередко бывает так, что учителя требуют
безусловной зубрежки правил русского языка. Справляются с этой задачей многие, но…
Частенько бывает, что даже отличник допускает глупейшие и грубые ошибки в написании
простейших текстов. Происходит это оттого, что ученик, наподобие «собаки Павлова»,
вызубрил правила, вот только применять их в реальной ситуации, увы, не умеет. На
разрушение этого порочного круга и направлен деятельностный подход. Умение получать
информацию должно стать синонимом умения ее использования. Если человек в школе
получает новые знания по той же химии, они должны стать его «пособием» в
повседневной деятельности.
Итак, деятельностный подход направлен на то, чтобы человек приобрел навыки и
стремление к самостоятельному развитию, что обеспечивает целостную интеграцию
личности в культурную и общественную среду.
Основные задачи обучения в этом случае являются следующими:
Во-первых, обучение самостоятельной деятельности и получению тех данных, которые
пригодятся ему в дальнейшей карьере и жизни.
Кроме того, системно-деятельностный подход способствует формированию надлежащих
моральных качеств и устоев, которые помогут сохранить целостность личности даже в
неблагоприятной среде.
Образуется целостная, критическая картина окружающего мира, человек приобретает
ценнейшую способность трезво и грамотно оценивать те события, которые происходят
вокруг него в повседневной жизни.
Основная его суть состоит в том, чтобы дети не получали все данные в готовом,
«разжеванном» виде. Ученики должны «открывать» новые сведения в процессе обучения.
Задача учителя в этом случае - служить «путеводным маяком», который задает
направление работы, а также подводить итог самостоятельной деятельности учащихся. Он
же отвечает за то, чтобы давать адекватную оценку действиям каждого ученика.
Можно сказать, что деятельностный подход в обучении придает знаниям
эмоциональный окрас, заставляет детей чувствовать значимость выполняемой ими
работы. Все это приводит к тому, что ученики начинают учиться не по принуждению, а
потому, что им это действительно интересно.
Учителя, которые выбирают активные способы обучения технологии РО (работа с
понятием, постановка учебной задачи и моделирование), работают по апробации их в
учебном процессе встречаются с различными мелкими нюансами, на которые необходимо
учителю обращать внимание в своей работе.
1.
Учителю не стоит путать постановку с учащимися целей урока с постановкой
учебной задачи. Учебная задача – это все же поисковая задача. Работая с ней,
учащийся находит по теме какие-либо закономерности и взаимосвязи. А они в
свою очередь работают на цель урока и приводят к основному итогу урока.
2.
Формулировку учебной задачи надо обязательно фиксировать на доске и в
тетрадях учеников, так как в дальнейшем это упрощает работу на уроке. И конечно
помнить, что в классе сидят разные ученики: аудиты и визуалы.
3.
Хорошо, если учебная задача будет связана с какой-нибудь жизненной ситуацией,
в данном случае у учеников будет выше мотивация к обучению.
4.
Учитывать психологические особенности детей. Начальная школа – самый важный
этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как
правило, в этот период формируются его коммуникативные способности,
способности к получению информации из различных источников. А также
развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу. Педагог
начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие
психологические особенности младших школьников:
дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески
подходить
к
проведению
урока,
максимально
включать
игровые
элементы
в
образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между
учениками на уроке для развития навыков коммуникации
5.
Осуществлять интеграцию из различных областей знаний и осваивать учителю
метапредметность на уроках. В данном случае учитель сам должен хорошо владеть
разными способами обучения и постоянно применять их в учебном процессе со
своими учениками.
6.
Способ моделирования по праву считается продолжением работы с понятиями. И
здесь на уроках учителю надо предоставлять возможность ученикам творчески
подходить к этому процессу, так как он трудоемкий и отнимает много времени, но
это того стоит. Не надо мешать ребенку творить. Если учитель практикует данный
способ, то примерно он предполагает, сколько времени он займет на уроке.
7.
И конечно, самый «больной» вопрос для учителя в том, что в поиске и творчески
работают далеко не все дети. Что делать со «слабыми» учениками? И здесь можно
ответить, что дифференцированный подход никто не отменял. По работе с учебной
задачей учителю обязательно надо таким ученикам помогать и подобрать такие
приемы, которые будут соответствовать его интеллектуальному развитию. В этом
как раз проявляется его профессионализм.
В заключении хочется сказать о значении СДП. Сегодня школа и образование в
целом уже не может быть такой, какой она была в прошлом. Все меняется под влиянием
времени и технологий. Традиционный урок сегодня не дает такого эффективного
результата, как это было раньше. И ставка в образовании делается на способы работы с
детьми, на активную деятельность ребенка на уроке. Системно-деятельностный подход
помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей,
формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого
обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество
полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.
Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Использованная литература:
1. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.
Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
3. Кондаков А.А. и др. Концепция федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования. – М., 2008.