Напоминание

"Системно-деятельностный подход в развивающем обучении"


Автор: Свинцова Лариса Витальевна
Должность: учитель истории и социально-политических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ Шушенская СОШ №3
Населённый пункт: пгт Шушенское, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в развивающем обучении"
Раздел: полное образование





Назад




Системно-деятельностный подход в развивающем обучении.

Несколько лет назад в образовании появился термин системно-деятельностный

подход. Актуальность СДП стала очевидной после того, как он был включен в

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС –

2). К сожалению, авторы стандартов не указали, что этот подход является составной

частью развивающего обучения (РО).

Системно-деятельностный подход – это такой

метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При

этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Насколько же заинтересован ученик в том, чтобы реально понять саму суть проблемы? Да

ни насколько. Ему нужно получить правильный ответ на задачу, а уж то, как и почему он

это делает… Словом, следует что-то менять. Именно на это и нацелен деятельностный

подход.

Человек, который окончил школу, должен уметь применять полученные знания на

практике. Вот вам наглядный пример: нередко бывает так, что учителя требуют

безусловной зубрежки правил русского языка. Справляются с этой задачей многие, но…

Частенько бывает, что даже отличник допускает глупейшие и грубые ошибки в написании

простейших текстов. Происходит это оттого, что ученик, наподобие «собаки Павлова»,

вызубрил правила, вот только применять их в реальной ситуации, увы, не умеет. На

разрушение этого порочного круга и направлен деятельностный подход. Умение получать

информацию должно стать синонимом умения ее использования. Если человек в школе

получает новые знания по той же химии, они должны стать его «пособием» в

повседневной деятельности.

Итак, деятельностный подход направлен на то, чтобы человек приобрел навыки и

стремление к самостоятельному развитию, что обеспечивает целостную интеграцию

личности в культурную и общественную среду.

Основные задачи обучения в этом случае являются следующими:

Во-первых, обучение самостоятельной деятельности и получению тех данных, которые

пригодятся ему в дальнейшей карьере и жизни.

Кроме того, системно-деятельностный подход способствует формированию надлежащих

моральных качеств и устоев, которые помогут сохранить целостность личности даже в

неблагоприятной среде.

Образуется целостная, критическая картина окружающего мира, человек приобретает

ценнейшую способность трезво и грамотно оценивать те события, которые происходят

вокруг него в повседневной жизни.

Основная его суть состоит в том, чтобы дети не получали все данные в готовом,

«разжеванном» виде. Ученики должны «открывать» новые сведения в процессе обучения.

Задача учителя в этом случае - служить «путеводным маяком», который задает

направление работы, а также подводить итог самостоятельной деятельности учащихся. Он

же отвечает за то, чтобы давать адекватную оценку действиям каждого ученика.

Можно сказать, что деятельностный подход в обучении придает знаниям

эмоциональный окрас, заставляет детей чувствовать значимость выполняемой ими

работы. Все это приводит к тому, что ученики начинают учиться не по принуждению, а

потому, что им это действительно интересно.

Учителя, которые выбирают активные способы обучения технологии РО (работа с

понятием, постановка учебной задачи и моделирование), работают по апробации их в

учебном процессе встречаются с различными мелкими нюансами, на которые необходимо

учителю обращать внимание в своей работе.

1.

Учителю не стоит путать постановку с учащимися целей урока с постановкой

учебной задачи. Учебная задача – это все же поисковая задача. Работая с ней,

учащийся находит по теме какие-либо закономерности и взаимосвязи. А они в

свою очередь работают на цель урока и приводят к основному итогу урока.

2.

Формулировку учебной задачи надо обязательно фиксировать на доске и в

тетрадях учеников, так как в дальнейшем это упрощает работу на уроке. И конечно

помнить, что в классе сидят разные ученики: аудиты и визуалы.

3.

Хорошо, если учебная задача будет связана с какой-нибудь жизненной ситуацией,

в данном случае у учеников будет выше мотивация к обучению.

4.

Учитывать психологические особенности детей. Начальная школа – самый важный

этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как

правило, в этот период формируются его коммуникативные способности,

способности к получению информации из различных источников. А также

развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу. Педагог

начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие

психологические особенности младших школьников:

дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;

у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;

дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески

подходить

к

проведению

урока,

максимально

включать

игровые

элементы

в

образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между

учениками на уроке для развития навыков коммуникации

5.

Осуществлять интеграцию из различных областей знаний и осваивать учителю

метапредметность на уроках. В данном случае учитель сам должен хорошо владеть

разными способами обучения и постоянно применять их в учебном процессе со

своими учениками.

6.

Способ моделирования по праву считается продолжением работы с понятиями. И

здесь на уроках учителю надо предоставлять возможность ученикам творчески

подходить к этому процессу, так как он трудоемкий и отнимает много времени, но

это того стоит. Не надо мешать ребенку творить. Если учитель практикует данный

способ, то примерно он предполагает, сколько времени он займет на уроке.

7.

И конечно, самый «больной» вопрос для учителя в том, что в поиске и творчески

работают далеко не все дети. Что делать со «слабыми» учениками? И здесь можно

ответить, что дифференцированный подход никто не отменял. По работе с учебной

задачей учителю обязательно надо таким ученикам помогать и подобрать такие

приемы, которые будут соответствовать его интеллектуальному развитию. В этом

как раз проявляется его профессионализм.

В заключении хочется сказать о значении СДП. Сегодня школа и образование в

целом уже не может быть такой, какой она была в прошлом. Все меняется под влиянием

времени и технологий. Традиционный урок сегодня не дает такого эффективного

результата, как это было раньше. И ставка в образовании делается на способы работы с

детьми, на активную деятельность ребенка на уроке. Системно-деятельностный подход

помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей,

формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого

обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество

полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.

Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Использованная литература:

1. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.

Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

3. Кондаков А.А. и др. Концепция федеральных государственных образовательных

стандартов общего образования. – М., 2008.



В раздел образования