Напоминание

"Звуки надо слышать!"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г. Тихорецка
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Звуки надо слышать!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Педагогическая гостиная на тему

«Звуки надо слышать!»

Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.

Фонематический слух – сенсорная основа речи, а формирование

фонематического слуха — залог успешной учебной деятельности. Поэтому,

как известно, очень важно развивать фонематический слух у детей как можно

раньше. Существует множество игр на развитие фонематического

восприятия и фонематического слуха у детей.

На начальном этапе при развитии умения различения неречевых звуков я

использую такие игры: «Игра «Тишина» - слушаем звуки в тишине.

«Угадай, на чём играю» - игра на развитие умения различать инструмент на

слух по его звучанию.

Игра «Узнай по звуку»

Выкладывается на стол предметы, называет их, извлекает звуки.

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные

звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток,

резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник) Затем 1 ребенок выходит и за

ширмой шумит тем или иным предметом, а остальные должны отгадать

какой предмет издавал звук.

Игра «Шумовые коробочки»

Направлена она на развитие неречевого слуха, развитие слуховой памяти,

умение дифференцировать звуки.

Детям

предлагается

шумовые

коробочки

(яйца

киндер

сюрприза)

с

различными наполнителями, издающими разные звуки: спички, липучки из

конструктора, монеты, мука, стеклянные камешки.

Вариант 1. Найди пару по звуку

Для начала знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе

исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все

коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со

звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать собственно

развивающую игру - позвените одной из коробочек и предложите детям

найти коробочку с точно таким же звуком. то есть найти пары по звуку.

Вариант 2. Составление рядов

Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Сначала предлагается найти

самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний. Число

коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и

интереса детей.

Игра «Что лишнее?»

На следующем этапе развития речевого слуха при развитии умения различать

одинаковые слоги, слова я использую такие известные игры, как: «Какое

слово отличается?», «Что лишнее?»- когда логопед произносит ряды слогов,

например, "па-па-па-ба-па", ребенок должен хлопнуть, когда услышит

лишний слог. Игра «Доскажи словечко», «Поймай заданный звук, слог» и т.д.

На этапе развития навыка элементарного звукового анализа и синтеза

я использую такие игры:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Игра «Слоговой поезд»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из

3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в

поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться

только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым

звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно

соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В

последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая

половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают

играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке

подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был

последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях

левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых -

последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки,

имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Буквоед»

Цель: определение места звука в слове.

Правила игры: детям говорится, У букв есть страшный враг – Буквоежка .

Он питается буквами во всех словах: в начале - Логопед говорит: …

тул, .каф…, в конце слова: замо.., абрико…, в середне слова футкы, и т.д.

Ребенку нужно определить, какого звука нет в слове и подобрать

соответствующую букву.

Игра «Светофор»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную,

среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в

зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по

представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и

принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим,

который скрытно от второго играющего показывает первому играющему

картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово

— название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму»

— называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза.

Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение

составлять слова из выделенных звуков, читать слова.

Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом

слове и составить из этих звуков слово.



В раздел образования