Мультисенсорный подход при обучении различным видам деятельности
Автор: Лазарева Светлана Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: БОУ г. Омска СОШ № 45 Населённый пункт: Омск Наименование материала: статья Тема: Мультисенсорный подход при обучении различным видам деятельности Раздел: начальное образование
БОУ г. Омска «СОШ №45»
Лазарева Светлана Александровна
Мультисенсорный подход при обучении различным видам деятельности
Индивидуальные
особенности
мышления
любого
ученика
носят
индивидуальный
подход
особенно
если
речь
идет
об
образовательном
процессе. Задачей любого педагога является гармоничное развитие личности,
личностно-ориентированный подход. Для создания условий развития ребенка
в преподавании иностранного языка на уроке используется мультисенсорный
подход. Понятие «Мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат.
multum
–
много,
и
«сенсорный»
от
лат. sensus
–
восприятие,
чувство,
ощущение. Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами
восприятия, мышления и памяти, которые в значительной мере обладают
определенным
набором
способностей:
визуально-пространственными,
музыкально-ритмическими,
логико-математическими,
кинестетическими,
натуралистическими,
лингвистическими.
В
рамках
данного
подхода
испольуется
задания
включающие
музыку,
звуки,
песни,
изображения.
реальные
объекты
и
конечно
двигательная
активность.
Регулярная
смена
заданий,
ориентированных
на
различные
каналы
восприятия,
помогает
зафиксировать
внимание
каждого
ученика
во
время
урока
на
материале.
Активизируя
сенсорику
мы
развиваем
способность
концентрировать
и
удерживать
внимание,
сохранять
языковой
материал
в
долговременной
памяти.
Целью данной работы стало увеличение мотивации и улучшение результатов
при обучении иностранному языку в начальных классах. Для этого нам
необходимо было подобрать и разработать дидактические материалы к курсу
иностранного
языка
на
основе
мультисенсорного
подхода.
Подборка
осуществлялась на основе УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И. В.
Михеевой, К.М. Барановой. Проанализировав данное УМК, можно сделать
вывод
о
том,
что
используемые
упражнения
содержат
в
себе
и
мультисенсорный подход. Хотя иногда мультисенсорными они становятся
благодаря интерактивной доске и усилиям преподавателя. Например:
1)Прочитайте,
что
говорит
о
себе
мальчик
по
имени
Джон
Баркер,
послушайте, отметьте, в чем диктор ошибся. В центре фото мальчика, вокруг
фразы, выходя к доске, дети двигают фразы.
2)Распределите слова по категориям: а/ члены семьи b/вопросительные слова
c/глаголы
зрительного
восприятия d/средства информации и развлечения.
Учащиеся соотносят слова по необходимым категориям
БОУ г. Омска «СОШ №45»
Лазарева Светлана Александровна
3)Посмотрите на картинку, послушайте, как мальчики разговаривают друг с
другом, как они строят вопросы, разыграйте диалоги. Похожее задание на
инсценировку рассказа.
4)Заполните пропуски необходимыми вопросительными словами
Where, when, why, what, who
a) — ... do the children read in English?
— Texts.
b) — ... do they go in the morning?
— To school.
c) — ... does Rex play in the park?
Выходя к доске, дети двигают слова в нужное предложение
5)Разучите рифмовку
What’s this? Look at that!
It’s a book. Look at that!
What’s that? What’s that?
That’s a hook. What’s that?
This, that, what’s that in\on\by\under your hat?
These, those. It’s a cat.
What are these?
They are boxes.
What are those?
Those are foxes.
This, that,
These, those.
These are chicks,
Those are dogs.
These are pigs,
Those are frogs
.
Данные рифмовки сопровождается картинками кошки в шляпе под шляпой,
на шляпе, у шляпы, также картинки предметов, животных для второй
рифмовки. Дети прочитывают их и выполняют движения, как на физкульт.
минутки.
7)Расположите новые слова по шкале never ____________always.
Задание
также
выполняется
у
доски,
учащиеся
передвигают
по
шкале
нужные
понятия.
8)Головоломка «Кому принадлежит предмет?», похожее задание «Как часто
дети смотрят телевизор?» Данное задание дети могут выполнить в учебниках,
проведя пальцем от имени ребенка к нужному понятию, в данном случае
предмет или частотность просмотра телевизора, они находят ответ.
БОУ г. Омска «СОШ №45»
Лазарева Светлана Александровна
9)Посмотрите на картинку, скажите, какого цвета игрушки у детей? Картинки
игрушек и изображения цветов представлены на доске. Выходя к доске,
учащиеся соединяют необходимые картинки, отвечая на вопрос.
10)Прочитайте рассказ Мэри Баркер, поднимите карточки Yes, если ответ
верный и No если нет.
11)Рисуем в центре солнца фразу is\are going , рядом находятся картинки
разных
видов
деятельности,
бросая
мяч,
учащиеся
должны
ответить
на
вопрос What is he|she
going to do tomorrow? What
are they going to do
tomorrow?
12)
Прочитайте
текст
и
подчеркните
цветными
карандашами
фразы
с
конструкцией to be going to
13)
Вытягивая
картинки
\
фразы
из
шляпы,
дети
должны
составить
предложения как Мистер Грин провел свои выходные.
14)Выполнение проектов после прохождения темы, «мое семейное древо»,
«мой
будущий
день
рождения»,
также
можно
считать
элементом
мультисенсорики,
поскольку
здесь
мы
задействуем
визуальный
канал
восприятия (подбирая фото и другие материалы), и аудиальный (презентуя
проект классу), и кинестетический (собственно подготовка проекта).
Данные
упражнения
всего
лишь
часть
всего
многообразия
подобранных
материалов в учебнике. Помимо подборки упражнений из самого учебника
можно дополнить учебный процесс заданиями из красочной рабочей тетради,
например: раскрасить нужные буквы, слова, картинки.
Овладение
иностранным
языком
способствует
языковая
среда,
которую
педагог должен создать на своем уроке. Благодаря замечательным праздникам
занятия также становятся более увлекательным. На праздник пасхи, детям
можно предложить раскрасить пасхальные яйца, на заранее приготовленных
рисунках. Во время этого занятия включаем веселую музыку, или мультик на
пасхальную тему на английском языке. Также можно разучить стихотворение
и придумать движения к нему.
Новогодняя тема не менее увлекательна. Мы лепим ёлку из пластилина, или
вырезаем игрушки для нее, если данное задание
предполагает усвоение
лексики на данную тему. Также для усвоения некоторых грамматических
структур,
такой
элемент
как
елочные
игрушки
всегда
будут
хорошим
подспорьем не только для мультисенсорики, но и просто для творчества и
БОУ г. Омска «СОШ №45»
Лазарева Светлана Александровна
мотивации.
Каждый
ученик
приклеивает
на
елочку
игрушку
с
нужной
фразой,
используя
ее
в
речи,
проговаривает.
На
этапе
рефлексии
можно
подготовить
игрушки
только
трех
цветов,
выходя
к
доске,
дети
будут
приклеивать выбранный цвет на свою елочку, например, зеленый мне очень
понравился урок, я все понял, желтый, мне, конечно, понравился урок, но
что, то я не понял, и красный мне не понравился урок, я ничего не понял.
Такой же прием мы используем с цветами светофора.
На начальном этапе, когда для самого педагога класс новый, мы использовали
прием с фруктами. Необходимо подготовить 2 распечатанные корзинки или
деревца на доску. Детям раздаем картинки яблоки и бананы, на яблоках они
пишут, чему они хотели бы научиться или что узнать, на бананах что уже
знают и умеют. Такое начало облегчает и ускоряет процесс знакомства.
Таким
образом,
применение
мультисенсорного
подхода
это
творчество
каждого педагога, сделать из обычного упражнения целое представление не
легкая, но креативная задача. Это способствует развитию индивидуальных
особенностей учащихся, формированию и развитию внутренней мотивации к
более
качественному
овладению
иностранным
языком,
повышении
мыслительной
активности,
языковому
и
речевому
развитию,
более
результативному решению задач, сохранению здоровья.
Мультисенсорный подход в обучении иностранному языку стимулирует к
проявлению речевой активности, позволяет каждому учащемуся реализовать
свои
сильные
стороны
согласно
ведущему
типу
в о с п р и я т и я .
Мультисенсорный подход направлен на достижение целей и задач обучения.
Способствует
повышению
качества
обучения
и
мотивации
изучения
иностранного языка
Литература
1.
Ведель Г.Е. Психология и основы методики преподавания иностранных
языков.// Воронеж: Из-во Воронежского университета, 1974г.
2.
Настольная книга преподавателя иностранного языка/Под редакцией
Маслыко Е.А., Бабинской П.К., Будько А.Ф., Петровой С.И. – Минск,
«Высшая школа», 1999г.
3.
Хромов
Н.И.
Методы
обучения
детей
с
различными
типами
обучаемости. – М.: Айрис-пресс, 2007г.
4.
Английский язык. 4 кл. учебник/ О.В. Афанасьевой, И. В. Михеевой,
К.М. Барановой. – М.: Дрофа, 2014 г. «Rainbow English»