Напоминание

Формирование речевого развития у детей младшего школьного возраста


Авторы: Джанакаева Карина Маратовна, Хакимова Лейсан Ямиловна
Должность: студент, учитель начальных классов. преподаватель
Учебное заведение: СФ УУНИТ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевого развития у детей младшего школьного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речь является одной из самых важных форм поддерживания общения с

помощью языковых конструкций, создаваемых на основе определённых

правил, которыми владеют все взрослые люди, но как же быть с детьми

младшего дошкольного возраста, которые еще не могут связывать свои

мысли и желания, которые формируют в своих речах несколько слов, а

некоторые и вовсе не могут сказать и слова.

В этой статье мы разберем причины и психологические факторы

нарушения речевого развития младших дошкольников, методы и приёмы,

а также игры, воздействующие на формирование правильного развития

речи детей младшего дошкольного возраста.

Формирование развития разговорной речи ребенка начинается с самого

его рождения, но развитие правильного становление речи мы можем

наблюдать в дошкольных образовательных учреждениях.

И это так и есть, дети начинают правильно формулировать свои мысли

посещая дошкольное образовательное учреждение, однако, есть дети,

которые посещая садик каждый день не начинают разговаривать.

В этом случае и родители, и воспитатели ищут проблему ЗРР, но какие же

звучат эти причины? Медицинские работники называют и описываю их

так:

1.

Генетическая расположенность. Если оба родителя малыша

заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего

речевого развития не стоит. Но и в этом случае все индивидуально.

2.

Нарушение слуха. Если ребенок плохо слышит, то и не может

распознавать речь окружающих в полном объеме. Соответственно,

процесс овладения речью может существенно затянуться, а также

развиться патология речи. Причинами дефектов слуха могут быть

врожденные или приобретенные заболевания, особенности строения

ушного канала.

3.

Нарушение зрения. Если ребенок плохо видит или не видит вообще,

то ему становится сложно устно воспроизводить картину

происходящего.

4.

Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами,

внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными

инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-

мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы,

врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все

формы ДЦП и т.д.). В этих случаях потребуется комплексная

помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

5.

Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного

нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до

проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить

логопед после диагностики малыша.

Вышеперечисленные причины выделяют врачи, однако это не все

факторы ЗРР. У психологов и педагогов выделяют следующие показатели

данного феномена:

1.

Двуязычная семья. Зачастую ЗРР возникает у детей-билингвов,

поскольку им нужно разобраться в языках, а только потом говорить.

У детей-билингвов проявляются дефекты в речи из-за связывания

двух языков в речи. Таким детям лучше всего с детства заниматься с

логопедом.

2.

Гиперопека со стороны родителей. Если ребенок замечает, что

родители для выполняют его желания с полжеста, то в таком случае

ребенок просто ленится разговаривать, ведь понимает, что ему это

не нужно.

3.

Проблемы в семье. Для детей очень важна гладкая обстановка в

семье, если же ее нет, то это влияет пагубно на ребенка. Ругань,

драки, выяснения отношений при ребенке очень часто развивают

ЗРР.

4.

Травля и буллинг со стороны сверстников. Детям в возрасте от года

до 5 лет очень важно мнение других и общение со сверстниками,

если же мнения других и общение со сверстников сходит на нет, то

ребенок подавляет в себе коммуникативные способность. Травля и

буллинг со стороны сверстников психологически и морально давят

жертву даже за сказанное слово, поэтому жертва предпочитает

молчать постоянно. Молчание ребенка может сопровождаться и к

тому времени, когда ребенок пойдет в школу.

5.

Физическое насилие со стороны родителей. Если родители бьют

детей, унижают, психологически и морально давят на ребенка, то в

таком случае ребенок замыкается в себе точно также, как и в п.4

6.

Эмоциональное насилие со стороны родителей. Если родители

подавляют качеств. личные достижения ребенка, не обращают на

него внимания со словами: “Отстань, у меня нет времени на твою

еренду”, то в таком случае ребенок подавляет в себе все хорошие

качества и ЗРР сильно прогрессирует.

7.

Индивидуальный темп. Всем дети развиваются по-разному,

незначительно отходя от норм. Для таких деток нужно немного

больше времени, чем обычно, однако все же разговорные

манипуляции будут сопровождаться. Сначала от звуков до слогов,

потом от слогов до слов, а уже после от слов до предложений.

8.

Педагогическая запущенность. Если родители не занимаются с

ребенком, то откуда он должен знать об необходимости

разговаривать?

9.

Негативизм у ребенка. Иногда родители бывают слишком

настойчивы, чтобы ребенок произнес хотя бы одно слово, такими

манипуляциями у ребенка пропадает желания разговаривать в

принципе.

В целом перечислять причины можно очень долго, однако это самые

основные факторы ЗРР.

Но как же выработать формирование речевого развития?

Для этого способствуют такие методы и приемы, как:

1.

Наглядный. Он часто используется в дошкольных образовательных

учреждениях сопровождающейся словесным методом. Такой метод

в себя включат, когда воспитатель показывает какой-нибудь предмет

и спрашивает у детей, что у нее в руки, тем самым подключая детей

в разговорную деятельность.

2.

Словесный. Такой подход включает в себя, когда воспитатель

постоянно разговаривает с детьми уделяя каждому ребенку

коммуникативную задачу или игру.

3.

Практический методы. Такой метод включает в себя, направлены на

применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

4.

Репродуктивный. Такой подход включает в себя, воспроизведения

речевого материала, готовых образцов. В детском саду они

применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по

воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании

грамматических навыков и связной речи.

5.

Продуктивный. Этот подход включает в себя, построение детьми

собственных высказываний, когда ему нужно выбрать из нескольких

языковых единиц несколько комбинаций, тем самым развивая свои

коммуникативные способности и пополняя словарный запас.

Игр, воздействующих на формирования речевого развития достаточно

много, главное вовремя начать заниматься с ребенком, ведь не стоит

забывать, что ребенок — это губка, впитывающая себя все как дома, так и

в образовательных учреждениях.

Игры на формирование речевого развития делятся на несколько групп:

1.

Игры на развитие зрительного-слухового внимания:

1.1. “Оркестр”

В этой игре педагог включает музыку со звучанием инструментов (гитара,

пианино, барабан и т.д), дети, прослушав симфонию повторяют

прослушанное и играют в игру “Поиграй, как я”.

1.2. “Определи, где звучит”

В этой игре закрывают глаза, педагог тихо встает (справа, слева, спереди,

сзади) и звенит колокольчиком, а дети должны показать пальцем откуда

доносился звук.

1.3. “Найди пару”

В этой игре педагог раздает всем детям коробочки с одинаковым

содержимым (гречка, ручка, песок и т.д) расположенные хаотично. Детям

предполагается разложить вещи по парам и с одинаковым звучанием.

1.4. “Хлопки”

В этой игре педагог говорит, что нужно хлопать при определенной

категории слов. Например, если это фрукты, то при слове банан педагог от

детей должен услышать хлопок, если это другое слово, то хлопать нельзя.

2.

Игры на пополнение словарного запаса.

2.1. “Из чего сделано?”

В этой игре педагог называет вещь, продукты и т.д, а дети должны назвать

из чего это сделано.

2.2. “Чей, чья, чьё?”

В этой игре педагог называет слова, а дети должны назвать кому это

принадлежит.

2.3. “Какой бывает?”

В этой игре педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют

признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое,

гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый,

ласковый, добрый»

2.4. “Кто самый наблюдательный?”

В этой игре дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать

больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в

единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

3.

Игры на развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, арт,

дыхательная гимнастика, дикция).

3.1. “Осенние листочки”

В этой игре педагог с детьми рассматривает листочки, называют форму,

цвет и от какого они дерева.

3.2. “Чья птичка улетела дальше?”

В этой игре птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей

попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог

предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе,

дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на

фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит

по столу).

3.3. “Речевая зарядка”

Проговаривание чистоговорок, пословиц и загадок.

3.4. “Звукоподражание животным”.

Причин ЗРР очень много, но все же их перевешивают методы и приемы,

игры и занятия с ребенком младшего школьного возраста. Для детей самое

главное - благоприятная обстановка дома, в саду, физическое и

психологическое здоровье на формирование полноценного

коммуникативного навыка общения.



В раздел образования