Автор: Швагер Виктория Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №36"
Населённый пункт: г. Ростова-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Безотметочная система оценивания в начальной школе"
Раздел: начальное образование
БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА
ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема безотметочного обучения не нова, но актуальна. Руководствуясь ст.
15 п. 3 “Закона РФ “Об образовании”, “Положением о безотметочной системе оценивания”
Московского центра РО, опубликованного в книге А.Б. Воронцова “Педагогическая
технология контроля и оценки”, а также письмом Министерства образования РФ “О
системе
оценивания
учебных
достижений
младших
школьников
в
условиях
безотметочного
обучения
в
образовательных
учреждениях”.
№13-51-120/13
от
03.06.2003г., мы предполагаем разработку новой модели начальной школы. В ходе этой
работы предусматривается переход на безотметочную систему обучения всей начальной
школы. Вместе с тем, переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей
начальной школы вызывает неоднозначное отношение обучающихся, их родителей и
педагогов к этой проблеме
На наш взгляд, необходимо разграничить понятия «отметка» и «оценка».
Понятие
«оценка»
как
философская
категория
предполагает
определенное
отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление
их значимости, соответствия определённым нормам.
Согласно толковым словарям (авторы — Ожегов, Ушаков), оценка — это мнение,
суждение,
высказывание
о
качествах
чего-нибудь,
а
отметка
—
установленное
обозначение степени знаний ученика, выставляемая преподавателем; то же, что и балл
Сторонники безотметочного обучения призывают к отмене «отметки», замене её «оценкой».
Отмена «отметки», т.е. 5-балльной системы, вытекает из задач вышеуказанной
концепции.
Одна
из
них
—
«выращивание
самостоятельных,
инициативных
и
ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях
быстро и эффективно найти свое место в обществе». Под самостоятельностью понимают
ответственное,
инициативное
поведение,
независимое
от
посторонних
влияний,
совершаемое без посторонней помощи собственными силами — это основной вектор
взросления. Быть самостоятельным — это значит самостоятельно добывать любые знания.
Именно переход от получения знаний в готовом виде к их добыванию самими учащимися
становится главной чертой обновляющейся школы.
Оценка в баллах непригодна для начальной школы, как и любой другой вариант
сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс
продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент.
Школа,
прежде
всего,
должна
научить
учиться,
т.е.
научиться
учебной
самостоятельности, точнее сформулировать учебную деятельность по саморазвитию,
деятельность по изменению самого себя.
Как известно, учебная деятельность — ведущая в начальной школе. Это значит,
если она не начнет формироваться в начальной школе, то потом может не появиться вовсе,
т.к. уже в подростковом возрасте ей на смену придет другая ведущая деятельность —
общение.
Понятие «учебная деятельность» тесно связано с понятием «умение учиться», т.е. как
правильно организовать свое рабочее место, как правильно выполнить домашнее задание,
как правильно составить план, конспект, написать сочинение и т.д., что само по себе
нужно и полезно, но не относится к понятию «учебная деятельность» в том виде, в
котором оно существует в развивающем обучении.
Социальной функцией учения является приспособление индивида к обществу и его
наличным потребностям. Главное здесь — обучение (в смысле преподавания), передача
готовых знаний. Содержание обучения составляет система норм — инструментальных и
поведенческих, заданных в виде образов, которые должны быть усвоены индивидом. Они
выступают в его сознании в виде значений — знаний, умений. Результатом такого
обучения является развитие определенных частных способностей и потребностей
индивида.
Функция учебной деятельности — развитие универсальной способности
индивида к
изменению в обществе (через изменение себя). Здесь главное —
воспитание. Содержанием вос питания являются образы человеческой культуры, в
которых представлена человеческая сущность. Образ же, в отличие от образца, не
может быть задан в виде алгоритма, он должен быть построен самим индивидом в
собственной свободной деятельности. В этом случае знания выступают как убеждения,
значения обретают форму личностных смыслов. Основным результатом учебной
деятельности в этом случае является система потребностей и способностей личности,
обеспечивающая возможности её безграничного саморазвития.
Таким образом, термин «учение» относится к традиционному типу обучения. А
термин и понятие «учебная деятельность» — к развивающему типу обучения.
Теоретики
развивающего
начального
образования
—
Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов,
А,К.Дусавицкий
—
дают
еще
несколько
определений
учебной
деятельности в широком её смысле. В узком смысле учебная деятельность — ведущая в
младшем школьном возрасте. Здесь происходит формирование основной её структуры.
это деятельность по построению самой формы учебной деятельности, её основы,
фундамента потребностей и способностей к самоизменению.
Учебная деятельность имеет свою структуру, т.е. состоит из следующих компонентов:
1 . Потребностно-мотивационный.
2. Целеполагания.
З. Планирования.
4. Действия (состоящего из операций).
5. Самоконтроля.
6. Самооценки.
Только в том случае, когда у учащегося сформированы в учебной деятельности
все перечисленные выше компоненты, т.е. у него есть желание учиться, умение ставить
перед собой цель и планировать ее достижение, самостоятельно выполнять действия с
пооперационным контролем за его осуществлением, а после завершения оценить его,
то в таком случае можно с уверенностью сказать, что он владеет учебной
деятельностью.
Для
полной
сформированности
учебной
деятельности
необходимо
5-6
лет,
и
заканчивается её формирование к 8-9 классу.
Формирование
учебной
деятельности,
по
мнению
Д.Б.Эльконина,
должно
начинаться с развития именно таких её компонентов, как самоконтроль и самооценка, для
чего мало изъять из учебного процесса отметку. Необходимо изменить содержание и всех
остальных компонентов процесса обучения, а именно: цель, содержание, методы, формы
организации, деятельность учителя и деятельность учащихся, а также взаимоотношения
между ними. Поэтому, говоря о безотметочном обучении, нужно понимать совершенно
иной, отличный от традиционного, тип обучения — развивающий.
Данный тип сложился в конце 50-х годов в результате экспериментов под руководством
выдающихся ученых — Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили, которые
практически доказали теоретические положения Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти
впереди развития и вести его за собой.
Итак, говоря о безотметочном обучении, мы должны осознавать, что речь идёт, прежде всего, о
новом типе обучения.
Выдающимся
практиком
и
теоретиком
безотметочного
обучения
является
Ш.А.Амонашвили (Амонашвили ША. Обучение. Отметка. — М.: Знание, 1980
Именно он впервые заговорил о безотметочном обучении. В основном все дети с
радостью идут в первый масс, но по целому ряду объективных и субъективных причин
(способности, уровень подготовки, здоровье, психологические особенности ребенка) по-
разному
усваивают
материал
и,
соответственно,
имеют
разную
успеваемость.
Ш.Амонашвили говорил: «Для одних детей отметка — Баба-яга, а для других — добрая
фея». Он проводил эксперимент, который назывался: «Эксперимент по безотметочному
обучению». Амонашвили разграничил понятия «оценка» и «отметка». В его системе
обучение построено на содержательно-оценочной основе. Содержательные оценки:
- развивают и формируют оценочную деятельность у самих детей;
- делают педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка;
развивают сотрудничество между учителем и учеником, закрепляют между ними
взаимопонимание и доверие.
А личностному подходу содержательные оценки способствуют тем, что педагог учит
оценочной деятельности и прививает обучающимся сугубо-личностные качества — умение оценки
и самооценки, самостоятельность в познании,
Один из принципов образования в начальной школе: не скупиться на похвалу,
уметь увидеть сначала хорошее, а потом уже проанализировать ошибки и неуспехи,
Как же быть с нормативом? По сравнению с тем уровнем знания, с каким ученик
пришёл в школу, он хорошо продвинулся, а до норматива ещё далековато. Это и есть
противоречие в безотметочной системе обучения. Если оценивать только динамику успеха,
можно не достичь требуемого норматива.
Родители, конечно, хотят видеть результат учебы своего чада и, желательно, без вся
кой философии, а в материальном выражении, т.е. в баллах. Просмотрели табель или
дневник — сделали вывод: шоколад или угол. Легко и удобно. Поэтому родителям следует
напоми нать:
-
А вам нравится, когда вас сравнивают с другими?
-
Что вы имели по географии в 7-м классе в третьей четверти, и как это
отразилось на вашей жизни?
На сегодняшний день технология безотметочного обучения разработана в трудах
Г.А.Цукерман в книге «Оценка без
отметки».
Автор рассматривает два пласта самооценки —
базисную (общую) и конкретную самооценку. Детская
конкретная самооценка развивается
благополучно лишь на крепком фундаменте общей самооценки.
Галина Александровна Цукерман разработала принципы безотметочного оценивания:
1.
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
2.
Самооценка должна постепенно дифференцироваться, т.е. ребенок должен уметь
сравнивать свою работу с другими.
З. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими
детьми для оценки, опираясь на правило «добавлять, а не вычитать».
4. Содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя
контролировать.
5, Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности
контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
6. Оценивается динамика учебной успешности относительно их самих.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в
классе и дома особым образом.
8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная
система оценок.
«Линеечки» как инструмент небаллированной оценки (по Г.А.Цукерман). «Линеечки» —
это педагогический инструмент оценки и самооценки.
Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или б клеточек. При
выпол-нении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки и вместе с классом
выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает
линеечки: К— красиво, П — правильно, С — старался, З — завтра тоже хочу и т.д.
Озаглавив работу, ученик ставит
крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно.
Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается, ставит крестики на дру
гом уровне. Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов: ретроспективная
(обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Ретроспективная самооценка —
это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку
следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой
работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию
прогностической самооценки. 1 класс. Ретроспективная оценка.
1-й шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т.е.
исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки,
ребёнок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.
2-й шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской провер-
ки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. Прогностическая самооценка
труднее ретроспективной, т.к. является «точкой роста» самой способности младших
щкольников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная
самооценка
осознана,
адекватна,
дифференцирована.
После
прочтения
диктанта
предлагается детям оценить умение проверять те или иные орфограммы, Те, кто уверен,
ставит крестик вверху, кто не уверен — внизу. Если задание на прогностическую
самооценку дается впервые, не стоит просить детей оценивать себя после диктанта до
учительской проверки. Нужно раздать проверенные диктанты и попросить поставить
второй
крестик
по
результатам
учительской
проверки.
Наиболее
выразительные
расхождения прокомментировать индивидуально или открыть смысл прогностической
оценки (без термина): «Надо учиться рассчитывать свои силы. Оценивая свои силы перед
диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть её, напрягая все силы. Только так
ваши знания будут расти».
Некоторые школы имеют опыт безотметочного обучения в форме «Дневника достижений»
обучающегося в начальной школе. В таких дневниках отражаются результаты различных
проверочных работ, оценочные шкалы к ним, «карты знаний», Ученики записывают в них
обобщения
пройденного
материала,
итоги
проектной
деятельности,
творческие
достижения, фиксируют интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы.
Проектная деятельность и безотметочное обучение в начальной школе повышают
психологическую комфортность ученика,
улучшают его эмоциональное состояние
(наблюдается снижение тревожности), повышается уровень коммуникативной активности,
что в свою очередь влияет на повышение общей и учебной мотивации ребенка.
Естественным развитием этого опыта становится процесс внедрения такой формы
безотметочного обучения, как «портфолио».
«Портфолио» рассматривается как форма оценивания индивидуальных достижений
учащихся. Основной смысл
— дать возможность самому ребенку показать всё,
на что он способен. Педагогическая ценность «портфолио»:
-
смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он
знает и умеет;
-
интеграция количественной и качественной оценок;
-
перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и
помогает решать важные педагогические задачи:
-
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
-
развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности;
-
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
«Портфолио» рассматривается еще и как форма социального партнерства — это
нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Новое понимание качества образования подразумевает использование технологий,
позволяющих создать педагогическое пространство, влечёт за собой изменение системы оцени-
вания результатов образования.
Образовательные
технологии,
адекватные
задаче
формирования
точевых
компетенций, отличаются тем, что первостепенным принципом их реализации выступает
«субъектность» ученика. Внедрение «портфолио» должно стать одним из ключевых
факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся.
«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и тех-
нологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской,
проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития реф-
лексии, для осознания ими результатов своей деятельности.
Эффективное внедрение проекта «Портфолио» способствует формированию у большинства
учащихся высокого уровня социальной компетентности, умения работать с информацией;
повышению
учебной
мотивации;
сохранению
психоэмоционального
комфорта
учащихся;
повышению активности участников образовательного процесса в оценке образовательных
достижений учащихся.
Безотметочная система обучения в начальной школе лишь первый шаг в решении задач,
поставленных перед обновляющейся школой.
Предстоит большая работа среди детей, родителей и, прежде всего, педагогов по
грамотному
и
компетентному
прогнозированию
и
обсуждению
безотметочной
и
многобалльной систем.