Напоминание

Технологическая карта на тему "Методы исследования" 7 класс


Автор: Сидорова Юлия Геннадьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СОШ №74 г. Ижевск
Населённый пункт: Город Ижевск
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Технологическая карта на тему "Методы исследования" 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Методы исследования

1.

Ф.И.О.

Сидорова Юлия Геннадьевна

2.

Место работы

МАОУ СОШ №74 г. Ижевска УР

3.

Должность

Учитель истории и обществознания

4.

Предмет

Методология проектной деятельности

5.

Класс

7

6.

Тема урока

«Методы исследования»

7.

Базовый учебник

Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова «Основы проектной деятельности школьника», Изд. «Учебная литература», 2006 г.

8.

Цели урока

Формировать представление о взглядах человека на мир; познакомить учащихся с особенностями типов мировоззрения.

9.

Задачи

- Образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: Методы исследования, наблюдение,

эксперимент, гипотеза, факт. Давать характеристику методов исследования.

- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- Развивающие (формирование регулятивных УУД)

Умение ставить цели и задачи урока, обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; выбирать способы

решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

10.

Тип урока

Комбинированный (практическая работа)

11.

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая.

12.

Организация деятельности

учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют цели урока;

-называют методы исследования;

-работают с текстом раздаточного материала;

-отвечают на вопросы;

-выполняют задания, работая в группе;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

13.

Необходимое техническое

оборудование

Интерактивная (проекторная) доска, раздаточный материал

14. Структура урока:

Этап

урока

Цель

этапа

Методы работы

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Снятие эмоционального

напряжения, создание

атмосферы открытости и

доверительности,

направление

взаимодействия

субъектов

педагогического

процесса в сторону

сотрудничества и

позитивного восприятия

друг друга.

Общение учителя

с учащимися

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь

других;

-умение строить общение с

учителем.

Приветствие учащихся; проверка учителем

готовности класса

к уроку;

организация внимания

Учащиеся

приветствуют

учителя, дарят ему улыбку.

Вступают

в

диалог

с

учителем по желанию.

Актуализация знаний

Выявить остаточные

знания учащихся.

Подготовить к изучению

новой темы

Фронтальный

опрос, групповая

работа с

последующей

самопроверкой.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь

других;

-уметь с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли;

Регулятивные:

-

совершенствовать

выработанные критерии

оценки.

Познавательные:

-ориентироваться в своей

системе знаний

-

поиск и выделение

необходимой информации

Личностные:

Объяснять смысл своих

оценок, действий

Предлагает начать урок с чтения проектной

задачи,

представленной

на

карточке

и

выполнить задания после задачи.

Пятиклассник,

работая

над

проектом,

пришел

к

выводу,

что

будет

делать

барометр, необходимый для определения

погоды. Предсказывать, будет ли дождь,

учащемуся было очень нужно, так как он

заядлый рыбак, а рыба, как известно, лучше

клюет перед дождем. Дома у ученика

барометра нет, и прибор купить нет

возможности,

потому

что

он

дорого

стоит.

Задания:

1. Что такое «проблема», определите

проблему

данного

исследовательского

проекта

2. Что такое «цель», определите цель и

конечный продукт данного проекта

3. Что такое «гипотеза», сформулируйте

гипотезу данного проекта

4. Определите, какие методы исследования

необходимо использовать при разработке

данного проекта. Объясните ваш выбор.

Корректирует

правильность

выполнения

заданий.

Отвечают на вопросы

учителя,

Выполняют задания,

проводят самооценку,

определяют, что им не

хватает знаний, чтобы

ответить на все вопросы.

Создание проблемной ситуации

Планирование деятельности

Подготовить учащихся к

изучению новой темы.

Выяснить ожидание

учащихся, помочь им

почувствовать себя

уверенно.

Работа с

проектной задачей

в группах,

подводящий

диалог

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь

других;

-уметь с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли;

Регулятивные:

- постановка основного

вопроса урока (проблемы)

Познавательные:

- поиск и выделение

необходимой информации

- самостоятельно

предполагать, какая нужна

информация для решения

проблемы

Обращается

к

ученикам

с

фразами

вопросами,

для

определения

основного

вопроса урока. Выслушивает версии и

помогает сформулировать основной вопрос

(проблему)

урока:

Какие

методы

исследования существуют и как их можно

использовать при создании проекта?

Фиксирует на доске основной вопрос

урока.

Помогает

сформулировать

план

решения проблемы:

1.

Узнать,

что

такое

методы

исследования.

2. Выявить их особенности.

3.

Определить,

как

применять

их

на

практике.

4. Выполнить задание № 4 с карточки

(именно оно вызвало затруднение на этапе

актуализации).

Читают задание на

карточке, отвечают на

вопросы учителя,

формулируют проблему

(основной вопрос) урока,

который фиксируют в

тетради

Совместно с учителем

составляют план изучения

темы

Открытие нового знания

Поддержание

активности, интереса.

Деятельностное

получение информации

из источника.

Фронтальная,

групповая

работа, работа с

текстом

раздаточного

материала,

проблемный

диалог, метод

прогнозирования

Коммуникативные:

-Умение слушать и

вступать в диалог

Регулятивные:

-работая по плану, сверять

свои действия с целью и

исправлять

самостоятельно ошибки

Познавательные:

-Осуществлять сравнение

- Преобразовывать

информацию из одного

вида в другой

Личностные:

- Объяснять смысл своих

оценок, действий

Проговаривает проблему урока.

Знакомит

учеников

с

определением

понятия методы исследования.

Раздает

каждой

группе

разные

предметы,

которые

могут

быть

объектами

исследования

на

уроке.

Формулирует продуктивное задание: на

основании текста выданной карточки:

Опишите

свойства

предмета,

используя органы чувств.

Предмет ________

Цвет

Размер

Форма

Шероховатость

Запах.

В течение 30 сек. Проследите за

объектом, опишите его поведение и

изменения, произошедшие с ним.

Контролирует

его

выполнение,

выслушивает и корректирует ответы

учеников

на вопрос:

Какой метод

исследования

мы

использовали.

Помогает сформулировать выводы.

После

того,

как

обучающиеся

познакомились с методом наблюдения,

группы снова получают карточки с

продуктивным

заданием:

Предположите,

сколько

капель

воды

может уместиться на монете. Запишите

свой прогноз.

Гипотеза.

Факт.

На

монете

уместится

___

капель.

На

монете

уместилось

___ капель.

Вывод:

Определите,

сколько

капель

воды

уместится на монете. Для этого возьмите

салфетку, монету и пипетку с водой.

Положив монету на салфетку, осторожно

капайте на нее воду с высоты 1 см,

Фронтально отвечают на

вопросы учителя,

выполняют

последовательно

действия продуктивного

задания, преобразуют

полученную

информацию в таблицу

тетради, ищут сходства и

различия, а также

достоинства и

недостатки методов

исследования.

Формулируют выводы.

Выражение решения

Применение нового знания

Организовать усвоения

детьми решения нового

класса задач,

определение степени

достижения цели

(ожиданий).

Индивидуальная

работа с

последующей

самопроверкой

Коммуникативные:

-

Отстаивая

свою

точку

зрения,

приводить

аргументы, подтверждая их

фактами

Регулятивные:

-

совершенствовать

выработанные критерии

оценки.

Познавательные:

-

Строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно

следственных связей.

Личностные:

- Объяснять смысл своих

оценок, действий

-

оценивать

ситуации

и

поступки

Помогает сформулировать основной вывод

по проблеме урока:

Существует много

методов

исследования.

Основными

являются наблюдение и эксперимент. Они

дают возможность собрать необходимую

информацию об изучаемом объекте.

Предлагает

выполнить

задание

№4,

которое вызвало затруднение на этапе

актуализации.

Выслушивает

и

корректирует ответы учеников.

Записывают

сформулированные выводы

в тетрадь. Выполняют

задание, проводят

самооценку

Разбор

домашнего

задания

Задает домашнее задание, проговаривает

особенности его выполнения

(Определить и объяснить, какие методы

исследования группы будут использовать

для работы над темой своего проекта).

Записывают дом. задание,

задают вопросы при

необходимости учителю.

Рефлексия

Подведение итогов,

обобщение результатов,

оценка реализованных и

приобретенных знаний и

умений.

Фронтальный

опрос

Регулятивные:

-осуществлять

самоконтроль; -совместно с

учителем и

одноклассниками давать

оценку деятельности на

уроке;

-выделять и осознавать то,

что уже усвоено и что нужно

еще усвоить;

Коммуникативные:

- умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Личностные:

- Объяснять смысл своих

оценок, действий.

Задает вопросы с целью выявления

приобретенных учениками знаний

Ученики анализируют

собственную деятельность:

Я узнал…

Я научился…

Меня заинтересовало…

Мне захотелось…



В раздел образования