Напоминание

Использование ТРИЗ - технологии при формировании нравственных ориентиров у дошкольников


Автор: Григорьева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад № 210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ТРИЗ - технологии при формировании нравственных ориентиров у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самарская область, город Тольятти МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» воспитатель: Григорьева Е.М.
Использование ТРИЗ - технологии при формировании нравственных ориентиров у

дошкольников
Нравственные ориентиры закладываются в основном в семье, но оставаться в стороне от этого процесса мы не можем, мы являемся основными помощниками. Формирование нравственных ориентиров в детском саду происходит на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, т. е. это и в режимных моментах, и в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в период взаимодействия с родителями. Как и для решения других воспитательных задач используются инновационные технологии. Это технология личностно - ориентированного взаимодействия, метод проекта, ТРИЗ - технология. Я бы хотела обратить внимание на ТРИЗ - технологию. Она помогает более осознанно относится к нравственным понятиям и представлениям о патриотизме. ТРИЗ - технология позволяет ребёнку актуализировать свой субъектный опыт и через него получить эмоционально-ценностный опыт - совокупность потребностей общественного характера, устойчиво направленных на социально значимые объекты и деятельность; способность к испытанию эмоций, к нравственным, нравственно-патриотическим, эстетическим, интеллектуальным, социальным переживаниям. Используя приемы ТРИЗ – технологии в игре, дети приобретают социальные навыки общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Я считаю, что воспитатель, решая проблему по нравственному воспитанию, должен ставить перед собой такие задачи: - помочь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии; - организовать воспитательный процесс, в котором значимой становиться личность ребенка; - развивать в дошкольниках понимания явлений действительности с позиций нравственно этических норм; - развивать устную речь, творческое мышление, воображения дошкольников. Решению этих задач способствуют игры по ТРИЗ — технологии. Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Эти игры используются мной в процессе работы с детьми. «Волшебный экран» - в работе использую составление сказки описательного типа с помощью «чудесного экрана» (метод системного оператора), у детей происходит формирование понимания, что все в мире изменяется во времени. Дошкольники проживают жизнь вместе с героем в настоящем, прошлом и будущем времени, оценивают его поступки, делают для себя выводы. Происходит и развитие монологической речи, памяти, мышления. «Мозговой штурм», например, задайте детям вопрос «Как сохранить мир без оружия?». «Метод графической аналогии» (задача этого метода - формирование умения обозначать каким- либо символом реальный образ или несколько образов, выделив их признаки. Умение свертывать информацию, выделяя в образах самое главное ). «Загадалки». Например, «Я хочу загадать загадалку о героях какой сказки? - Два брата были очень голодными, нашли головку сыра, не смогли поделить, так как каждый считал, что ему должно достаться больше. Так и остались голодными. («Два жадных медвежонка»). В: Какие действия совершали медвежата? Д: Не делились. В: Глядя на действия этих медвежат, что можно сказать об их качестве характера? Д: Они жадные. В: А как можно сказать наоборот? Д: Щедрые. Дети обсудили и поступок героев и закрепили противоположные качества характера.
Прочитав литературное произведение, предлагаю схему анализа произведения, дети называют героя, отвечают на такие вопросы: «Что хотел герой?», «Что мешает?», «Что делал герой, чтобы решить проблему?», «Кто или что помогло решить проблему?», «Какой получился результат?», «Совет герою или жизненное правило». Можно детям предложить и алгоритм решения проблемы: 1. Выбери объект – героя, с которым будешь работать. 2. Перечисли его действия в хронологическом порядке. 3. Выбери действие, которое привело к проблеме. 4.Формулируй проблему по схеме: Если сделать так-то, то +… но - …, Если не делать так - то +... но - ... Как сделать так, чтобы + был с +, а минусы исчезли. 5.Ищи ресурсы самого объекта и вокруг него. 6.Выбери одно решение, самое близкое к ИКР (идеальный конечный результат). 7.Формулируй новую проблему, которая вытекает из решения и решай её, начиная с 1 шага. Методом эмпатии формируются положительные черты характера детей: сострадание к живым объектам — животным, растениям; человеколюбие, доброта. Умение поставить себя на место другого человека, предмета; предупреждает об отрицательных поступках, делах. Для воспитания понятия о добре, щедрости, любви к ближнему, самостоятельному принятию решения провожу «Игры — задачи»: «Мыслители - спасатели»: предлагаю подумать и ответить на вопрос: «как спасти собаку, плывущую на льдине?». «Как спасти собаку, поднятую на волшебном шаре?». «Помощники - волшебники»: предлагаю детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну и рассказать о ней. Как она может помочь жителям волшебной страны? Игра «Чудо - техника»: дети представляют, что изобрели помощника для домашней работы. Каким он должен быть? Рассмотреть работы детей и выбрать необычные. «Придумай сам»: слушают задачу о том, что жители другой планеты просят о помощи. "Нарисуйте, что бы вы могли там увидеть? "Когда рисунок будет готов, можно детям предложить придумать историю. Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Таким образом, используемые мною игры по ТРИЗ — технологии, помогают детям лучше ориентироваться в нравственных ценностях.


В раздел образования