Использование ТРИЗ - технологии при формировании нравственных ориентиров у дошкольников
Автор: Григорьева Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ детский сад № 210 "Ладушки" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Использование ТРИЗ - технологии при формировании нравственных ориентиров у дошкольников Раздел: дошкольное образование
Самарская область, город Тольятти
МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»
воспитатель: Григорьева Е.М.
Использование ТРИЗ - технологии при формировании нравственных ориентиров у
дошкольников
Нравственные ориентиры закладываются в основном в семье, но оставаться в стороне от
этого процесса мы не можем, мы являемся основными помощниками. Формирование
нравственных ориентиров в детском саду происходит на протяжении всего пребывания ребёнка
в дошкольном учреждении, т. е. это и в режимных моментах, и в непосредственно
образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в период
взаимодействия с родителями. Как и для решения других воспитательных задач используются
инновационные технологии. Это технология личностно - ориентированного взаимодействия,
метод проекта, ТРИЗ - технология. Я бы хотела обратить внимание на ТРИЗ - технологию. Она
помогает более осознанно относится к нравственным понятиям и представлениям о
патриотизме. ТРИЗ - технология позволяет ребёнку актуализировать свой субъектный опыт и
через него получить эмоционально-ценностный опыт - совокупность потребностей
общественного характера, устойчиво направленных на социально значимые объекты и
деятельность; способность к испытанию эмоций, к нравственным, нравственно-патриотическим,
эстетическим, интеллектуальным, социальным переживаниям. Используя приемы ТРИЗ –
технологии в игре, дети приобретают социальные навыки общения, взаимодействия со
сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение
ребенка в мир взрослых людей.
Я считаю, что воспитатель, решая проблему по нравственному воспитанию, должен
ставить перед собой такие задачи:
- помочь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии;
- организовать воспитательный процесс, в котором значимой становиться личность ребенка;
- развивать в дошкольниках понимания явлений действительности с позиций нравственно
этических норм;
- развивать устную речь, творческое мышление, воображения дошкольников.
Решению этих задач способствуют игры по ТРИЗ — технологии.
Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг
них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с
окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия,
дружелюбия. Эти игры используются мной в процессе работы с детьми.
«Волшебный экран» - в работе использую составление сказки описательного типа с помощью
«чудесного экрана» (метод системного оператора), у детей происходит формирование
понимания, что все в мире изменяется во времени. Дошкольники проживают жизнь вместе с
героем в настоящем, прошлом и будущем времени, оценивают его поступки, делают для себя
выводы. Происходит и развитие монологической речи, памяти, мышления.
«Мозговой штурм», например, задайте детям вопрос «Как сохранить мир без оружия?».
«Метод графической аналогии» (задача этого метода - формирование умения обозначать каким-
либо символом реальный образ или несколько образов, выделив их признаки. Умение
свертывать информацию, выделяя в образах самое главное ).
«Загадалки». Например, «Я хочу загадать загадалку о героях какой сказки? - Два брата были
очень голодными, нашли головку сыра, не смогли поделить, так как каждый считал, что ему
должно достаться больше. Так и остались голодными. («Два жадных медвежонка»). В: Какие
действия совершали медвежата? Д: Не делились. В: Глядя на действия этих медвежат, что можно
сказать об их качестве характера? Д: Они жадные. В: А как можно сказать наоборот? Д: Щедрые.
Дети обсудили и поступок героев и закрепили противоположные качества характера.
Прочитав литературное произведение, предлагаю схему анализа произведения, дети называют
героя, отвечают на такие вопросы: «Что хотел герой?», «Что мешает?», «Что делал герой, чтобы
решить проблему?», «Кто или что помогло решить проблему?», «Какой получился результат?»,
«Совет герою или жизненное правило».
Можно детям предложить и алгоритм решения проблемы:
1. Выбери объект – героя, с которым будешь работать.
2. Перечисли его действия в хронологическом порядке.
3. Выбери действие, которое привело к проблеме.
4.Формулируй проблему по схеме:
Если сделать так-то, то +… но - …,
Если не делать так - то +... но - ...
Как сделать так, чтобы + был с +, а минусы исчезли.
5.Ищи ресурсы самого объекта и вокруг него.
6.Выбери одно решение, самое близкое к ИКР (идеальный конечный результат).
7.Формулируй новую проблему, которая вытекает из решения и решай её, начиная с 1 шага.
Методом эмпатии формируются положительные черты характера детей: сострадание к живым
объектам — животным, растениям; человеколюбие, доброта. Умение поставить себя на место
другого человека, предмета; предупреждает об отрицательных поступках, делах.
Для воспитания понятия о добре, щедрости, любви к ближнему, самостоятельному принятию
решения провожу «Игры — задачи»:
«Мыслители - спасатели»: предлагаю подумать и ответить на вопрос: «как спасти собаку,
плывущую на льдине?». «Как спасти собаку, поднятую на волшебном шаре?».
«Помощники - волшебники»: предлагаю детям нарисовать необычную машину, на которой
можно попасть в волшебную страну и рассказать о ней. Как она может помочь жителям
волшебной страны? Игра «Чудо - техника»: дети представляют, что изобрели помощника для
домашней работы. Каким он должен быть? Рассмотреть работы детей и выбрать необычные.
«Придумай сам»: слушают задачу о том, что жители другой планеты просят о помощи.
"Нарисуйте, что бы вы могли там увидеть? "Когда рисунок будет готов, можно детям
предложить придумать историю.
Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них,
формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с
окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия,
дружелюбия. Таким образом, используемые мною игры по ТРИЗ — технологии, помогают детям
лучше ориентироваться в нравственных ценностях.