Авторы: Михайлова Ольга Александровна, Коняшкина Татьяна Андреевна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №51
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: РАЗУМЕЙКА
Тема: Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗУМЕЙКА»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы:
Коняшкина Т.А., учитель-логопед
Михайлова О.А., педагог-психолог
г. Москва
Программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Примерных
требований к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму
Департамента
молодежной
политики,
воспитания
и
социальной
поддержки
детей
Минобрнауки
России
от
11.12.2006
№
06-1844,
Постановления
Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
Актуальность
программы.
Содержание
занятий
соответствует
социальному
заказу
родителей и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
Адресат программы – дети 5-6 лет.
Уровень программы – ознакомительный.
Количество занятий – 2 раза в неделю по 40 минут.
Общее количество занятий в год – 64.
Ход занятия предусматривает чередование различных форм и методов обучения:
- дидактические игры и творческие задания;
- работа с наглядным и раздаточным материалом;
- выполнение заданий на бланках;
-
игры
разной
подвижности,
пальцевую
гимнастику,
использование
нейропсихологических упражнений;
- мониторинг 2 раза в год.
Форма организации - занятия проводятся группой до 10-15 человек.
Форма фиксации образовательных результатов:
Диагностика развития до и после обучения.
Цель: всестороннее развитие ребенка в игровой форме, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
Личностные:
1.
Развивать познавательный интерес;
2.
Воспитывать доброе отношение друг к другу с положительным настроем на занятие;
Предметные:
1.
Развитие высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
2.
Развитие речи;
3.
Развитие пространственного восприятия;
4.
Подготовка руки к письму.
Метапредметные:
1.
Развитие навыков самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.
Возрастание познавательной мотивации.
2.
Положительное отношение к занятиям, другим детям, педагогу.
3.
Проявление интереса к познавательной и речевой деятельности.
Метапредметные:
1.
Возросшие навыки самоконтроля
Предметные:
1.
Расширение словарного запаса.
2.
Совершенствование навыков словообразования.
3.
Совершенствование фразовой и связной речи.
4.
Совершенствование навыков звукового и синтаксического анализа и синтеза.
5.
Совершенствование конструктивного праксиса.
6.
Совершенствование зрительного гнозиса.
7.
Более развитые высшие психические функции (объем зрительной и слуховой памяти,
произвольное
внимание,
наглядно-образное
и
элементы
словесно-логического
мышления).
8.
Совершенствование орудийного захвата.
9.
Улучшение графо-моторных навыков.
Содержание учебного курса
№
п/п
Наименование блоков
Количество занятий
в неделю
за год
1.
Речевое развитие
1
32
2.
Познавательно-коммуникативное развитие
1
32
Итого
64
БЛОК I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Календарно-тематический план занятий
учителя-логопеда Коняшкиной Т.А.
Блок «Речевое развитие» в рамках кружка «Разумейка»
1 занятие в неделю (всего 32 занятия)
№
п/п
Неделя
Тема занятия
Содержание
1.
Октябрь
I неделя
«Мир полон
звуков»
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия/
Развитие
общей,
мелкой
и
артикуляционной
моторики;
развитие дыхания, голоса.
Вторник
Четверг
учитель-логопед
40 мин
педагог-психолог
40 мин
2.
Октябрь
II неделя
Звук [у], буква У
Формировать навык чёткого произношения звука [у]
и умение характеризовать звук по артикуляционно-
акустическим признакам.
Учить выделять звук [у] из ряда гласных, из слов в
ударной и безударной позиции.
Развитие графических навыков.
3.
Октябрь
III неделя
Звук [а], буква А
Формировать навык чёткого произношения звука [а]
и умение характеризовать звук по артикуляционно-
акустическим признакам.
Учить выделять звук [а] из ряда гласных, из слов в
начальной позиции.
Развитие графических навыков.
4.
Октябрь
IV неделя
Звуки [а], [ у],
буквы А, У
Формировать
навык
различения
и
правильного
произношения
звуков
[а],
[у].
Дифференциации
данных звуков, развитие фонематического слуха.
Учить навыку звукового анализа и синтеза слогов
ау, уа.
5.
Ноябрь
I неделя
Звук [и], буква И
Звуки [а], [у], [и]
Формировать
навык
правильного
произношения
звука
[и]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Выделять звук [и] в словах, определять место звука
[и] (в начале и конце слова). Развивать графические
навыки.
Уметь
выделять
в
начальной
позиции
данные
гласные,
придумывать
слова
на
заданный
звук.
Научить
анализировать
звуковой
ряд
из
трех
элементов
6.
Ноябрь
II неделя
Звук [о], буква О
Звуки [а], [у], [о]
Формировать
навык
правильного
звукопроизношения
звука
[о]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-
акустическим признакам. Уметь выделять звук [о] в
начале, конце и середине слова позиции.
Учить ребенка анализировать звуковые ряды: ОИ,
ИО и др. Развитие графических навыков.
Звуковой анализ звукосочетаний и составление их
из разрезной азбуки типа ауи оаи и др.
7.
Ноябрь
III неделя
Звуки [м], [м’],
буква М
Формировать правильное произношение звуков [м],
[м’]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим признакам. Ввести в
пассивный и активный словарь ребенка понятия:
«согласный
звук»,
«согласный
твердый
звук»,
«мягкий согласный звук». Учить определять место
звуков [м], [м’] в начале, середине слова. Звуковой
анализ слогов: АМ, ОМ, МИ, МО. Дифференциация
звуков
[м],
[м’]
в
слогах,
словах.
Развитие
графических навыков.
8.
Ноябрь
IV неделя
Звуки [н], [н’],
буква Н
Формировать правильное произношение звуков [н],
[н’]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Проводить звуковой анализ слогов: АН УН ИН ОН
НО НА НУ. Учить определять место звуков [н], [н’]
в
начале,
середине
и
конце
слов.
Различение
твёрдости и мягкости звучания согласных звуков.
Звуковой
анализ
слогов:
НА
НИ.
Развитие
графических навыков.
9.
Ноябрь
V неделя
Звуки [п], [п’],
буква П
Формировать правильное произношение звуков [П],
[п’]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Выделение звуков [п], [п’] в начальной позиции
слова. Учить определять место звуков [п], [п’] в
начале,
середине,
конце
слова.
Звуковой
анализ
слогов ПА, АП.
Дифференциация звуков [п] - [п’] в слогах, словах и
предложениях. Звуковой анализ слогов, слов: пи,
ПИН. Развитие графических навыков.
10.
Декабрь
I неделя
Звуки [т], [т’],
буква Т
Формировать правильное произношение звуков [т],
[т’]и
умение
характеризовать
звуки
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Выделение звуков[т], [т’] в словах.
Учить определять место звуков [т], [т’] в начале,
середине, конце слова. Звуковой анализ слов: ток,
так
Развитие графических навыков.
11.
Декабрь
II неделя
Звуки [к], [к’],
буква К
Формировать правильное произношение звуков [к],
[к’]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Выделение звуков [к], [к’] в словах.
Учить
определять
место
звуков
[к]
в
начале,
середине, конце слова. Звуковой анализ слогов ко,
ку
Развитие графических навыков.
Формировать
правильное
произношение
звука
и
умение характеризовать звук по артикуляционно-
акустическим признакам. Дифференциация звуков
[к],
[к’]
в
слогах,
словах
и
предложениях.
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Звуковой анализ слов: кот, кит.
Развитие графических навыков.
12.
Декабрь
III неделя
Звуки [п], [т], [к]
Уметь
различать
данные
звуки
на
слух
и
в
произношении,
развивать
фонематическое
восприятие.
Формировать
навык
преобразования
слов путём замены одного звука на другой.
13.
Декабрь
IV неделя
Звуки [х], [х’],
буква Х
Формировать правильное произношение звука [х’] и
умение характеризовать звук по артикуляционно-
акустическим признакам. Дифференциация звуков
[х], [х’] в слогах, словах. Проводить звуковой анализ
слогов, слов: хи, хит, ах, ха. Развитие графических
навыков.
14.
Январь
II неделя
Звуки [х], [к]
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков [к] — [х] в слогах, словах и предложениях.
Закрепить
навык
слогового
и
позиционного
звукового
анализа
слов.
Развитие
графических
навыков.
15.
Январь
III неделя
Звуки [ы], [и],
буквы Ы, И
Дифференциация гласных звуков [ы], [и] в словах.
Образование
множественного
числа
существительных и выделение гласных [ы], [и] в
конце слова.
16.
Январь
IV неделя
Звуки [в], [в’],
буква В
Формировать правильное произношение звуков [в],
[в’]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Выделение
звуков
[в],
[в’]
словах.
Умение
подбирать слова (картинки) к заданному слогу.
Звуковой
анализ
слогов,
слов:
вот,
ива.
Дифференциация звуков [в], [в’] в слогах, словах.
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Развитие графических навыков.
17.
Январь
V неделя
Звуки [ф], [ф’],
буква Ф
Формировать правильное произношение звуков [ф],
[ф’]
и
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционно-акустическим
признакам.
Выделение
звуков
[ф],
[ф’]
словах.
Проводить
звуковой анализ слога фу. Дифференциация звуков
[ф], [ф’] в слогах, словах. Развитие графических
навыков.
18.
Февраль
I неделя
Дифференциация
звуков [в-ф]
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков
[в]
—
[ф],
(дифференциация
звонких
и
глухих согласных). Закреплять умение выделять в
словах звуки [ф], [в]. Уметь подбирать слова на
заданный
звук.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные
свойства
звуков
по
артикуляционно-акустическим признакам (схеме).
Учить преобразовывать слоги, слова путём замены
одного звука на другой (замена [ф-в] или [в-ф]).
Учить
составлять
простые
предложения
с
заданными словами.
19.
Февраль
II неделя
Звуки [б], [б’],
буква Б
Формировать правильное произношение звуков [б],
[б’].
Выделение
данных
звуков
в
словах.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Преобразование слогов (замена
[б - б’]). Подбор слов на заданный звук. Звуковой
анализ
слов:
Бим,
Бом.
Развитие
графических
навыков.
20.
Февраль
III неделя
Дифференциация
звуков [б-п]
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков [б] — [п] дифференциация звонких и глухих
согласных). Умение выделять в словах звуки [б], [п].
Умение подбирать слова на заданный звук.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Преобразование слогов, слов путём замены одного
звука
на
другой.
Учить
составлять
простые
предложения
с
заданным
словом.
Развитие
графических навыков.
21.
Февраль
IV неделя
Звуки [д], [д’],
буква Д
Формировать правильное произношение звуков [д],
[д’].
Выделение
данных
звуков
в
словах.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Преобразование слогов (замена
[д - д’]). Подбор слов на заданный звук.
Звуковой анализ слогов в слове: Ди-ма. Развитие
графических навыков.
22.
Март
I неделя
Звуки [т], [т’],
буква Т
Формировать правильное произношение звуков [т],
[т’].
Выделение
данных
звуков
в
словах.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Преобразование слогов (замена
[т - т’]). Подбор слов на заданный звук.
Звуковой анализ слогов в слов: тик-так. Развитие
графических навыков.
23.
Март
II неделя
Дифференциация
звуков [д-т]
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков [д] — [т] (дифференциация звонких и глухих
согласных). Умение выделять в словах звуки [д], [т].
Умение
подбирать
слова
на
заданный
звук.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Преобразование слогов, слов путём замены одного
звука
на
другой.
Учить
составлять
простые
предложения
с
заданными
словами.
Развитие
графических навыков.
24.
Март
III неделя
Звуки [г], [г’],
буква Г
Формировать правильное произношение звуков [г],
[г’].
Выделение
данных
звуков
в
словах.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Преобразование слогов (замена
[г - г’]). Подбор слов на заданный звук. Развитие
графических навыков.
25.
Март
IV неделя
Дифференциация
звуков [к-г]
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков [к] — [г], (дифференциация звонких и глухих
согласных). Закреплять умение выделять в словах
данные звуки. Уметь подбирать слова на заданный
звук.
Формировать
умение
находить
общие
и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Учить преобразовывать слоги, слова путём замены
одного звука на другой (замена [к-г] или [г-к]).
Учить
составлять
простые
предложения
с
заданными словами.
Развитие графических навыков.
26.
Апрель
I неделя
Звуки [с], [с’],
буква С
Формировать правильное произношение звуков [с],
[с’]
и
умение
характеризовать
звуки
по
артикуляционно-акустическим признакам.
Выделение
звуков
[с],
[с’]
словах.
Учить
преобразованию слов, путём замены одного звука на
другой. Развитие графических навыков.
27.
Апрель
II неделя
Звуки [з], [з’],
буква З
Формировать правильное произношение звуков [з],
[з’]
и
умение
характеризовать
звуки
по
артикуляционно-акустическим признакам.
Дифференциация звуков [з], [з’] в слогах, словах.
Различение
твёрдости
и
мягкости
звучания
согласных звуков. Развитие графических навыков.
28.
Апрель
III неделя
Дифференциация
звуков [с-з]
Умение выделять в словах звуки [с], [з]. Умение
подбирать слова на заданный звук.
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков [с] - [з] (дифференциация звонких и глухих
согласных). Формировать умение находить общие и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Преобразование слогов, слов путём замены одного
звука
на
другой.
Учить
составлять
простые
предложения
с
заданным
словом.
Развитие
графических навыков.
29.
Апрель
IV неделя
Звук [ш]
Формировать правильное произношение звука [ш] и
умение характеризовать звук по артикуляционно-
акустическим признакам.
Выделение звука [ш] в словах. Определять позицию
звука в начале, середине и конце слова.
Преобразование слов путём замены одного слога на
другой.
Дополнять
части
слова
слогами
и
называть
получившееся
слово.
Развитие
графических
навыков.
30.
Май
I неделя
Звук [ж]
Формировать правильное произношение звука [ж] и
умение характеризовать звук по артикуляционно-
акустическим признакам.
Выделение звука [ж] в словах. Определять позицию
звука в начале, середине слова.
Звуковой анализ слова жук. Развитие графических
навыков.
31.
Май
III неделя
Звуки [ш], [ж]
Умение выделять в словах звуки [ш], [ж]. Умение
подбирать слова на заданный звук.
Учить
слухо-произносительной
дифференциации
звуков [ш] - [ж] (дифференциация звонких и глухих
согласных). Формировать умение находить общие и
отличительные свойства звуков по артикуляционно-
акустическим признакам (схеме).
Преобразование слогов, слов путём замены одного
звука
на
другой.
Учить
составлять
простые
предложения
с
заданным
словом.
Развитие
графических навыков.
32.
Май
IVнеделя
Итоговое
занятие.
Развлечение «В
мире звуков»
Развитие фонематических процессов
БЛОК II. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Календарно-тематический план занятий
педагога-психолога Михайловой О.А.
блока «Познавательно-коммуникативное развитие»
в рамках кружка «Разумейка»
№
п/п
Неделя
Название
занятия
Основная
развивающая направленность
1.
Октябрь
I неделя
Твоё имя
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование
привычки обращаться к человеку по имени.
Развитие
произвольности
и
точности
движений
в
двигательных разминках с ускорением.
Закрепление понятия моё Имя. Отделение имени от фамилии.
Диагностика
актуального
уровня
развития
компонентов
внимания и памяти.
2.
Октябрь
II неделя
Hello, Маша!
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование
привычки обращаться к человеку по имени.
Развитие компонентов внимания – переключаемости.
Знакомство
с
игрой,
в
которой
предполагается
ведение
диалога от имени предмета; развивается способность делать
выбор в условиях ограничения времени, способность быть
внимательным к партнёру по игре.
Развитие
узнавания
предмета
только
на
основе
его
тактильного анализа.
Закрепление
понятия
моё
Имя,
знакомство
и
отработка
графического отражения своего имени.
Развитие зрительной памяти.
3.
Октябрь
III неделя
Яша-Яша
Развитие внимания к сверстнику, умения узнавать знакомого
человека на основе только тактильного восприятия в игре
«Яша, Яша».
Развитие силы и ловкости пальцев рук, Дифференциация
правой и левой руки.
Развитие компонентов зрительного внимания.
Развитие слуховой памяти.
4.
Октябрь
IV неделя
Три
одинаковых
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование
привычки обращаться к человеку по имени.
Развитие
внимания,
переключаемости
и
скорости
умственной
и
физической
реакции
в
игре
«Поменяйся
местами»
Развитие компонентов зрительного внимания.
Развитие мышления – обобщающие понятия, исключение
лишнего из ряда.
5.
Ноябрь
I неделя
Шарики для
Пяточка
Закрепление знаний о себе: фамилия.
Расширение знаний о способах выбора водящего в игре.
Развитие
внимания
к
сверстнику
и
накопление
опыта
пребывания в центре внимания в игре «Повторялки»
Развитие
слухового
внимания,
соотношения
числа
и
количества.
6.
Ноябрь
II
неделя
Умный робот
Закрепление знаний о своей семье: имя мамы.
Развитие внимания, слуховой памяти и произвольности в
игре
«Умный
робот»
(Одно/Двух/Трёхкомпонентная
инструкция)
7.
Ноябрь
III неделя
Тени –
половинки
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие
произвольности
и
точности
движений
в
двигательных разминках с ускорением.
Развитие способности к приемлемому физическому контакту
при общении со сверстником.
Развитие способности к целостному восприятия сложных
объектов.
8.
Ноябрь
IV неделя
Привередой я
родился
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие переключаемости и скорости принятия решений в
игре «Привереда», умение говорить и действовать от имени
своего героя.
Развитие компонентов зрительного внимания.
Развитие слуховой памяти.
9.
Ноябрь
V неделя
Мешочек
секретов
Расширение багажа приветственных ритуалов с контактом
рук. Закрепление привычки обращаться к сверстнику по
имени.
Развитие
узнавания
предмета
только
на
основе
его
тактильного анализа.
Развитие способности ориентироваться на листе (поле) в
клетку.
Развитие
компонентов
внимания
–
объём, концентрация,
работоспособность.
10.
Декабрь
I неделя
Муха летает.
Двуручное
рисование
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие
произвольности
и
точности
движений
в
двигательных разминках с ускорением.
Развитие слухового внимания и произвольности действий.
Развитие способности ориентироваться на листе (поле) в
клетку.
Развитие
межполушарных
связей
методом
двуручного
рисования.
11.
Декабрь
II неделя
Теремок с
лифтом
Развитие
произвольности
движений
,
переключаемости,
слухового внимания и памяти.
Закрепление знаний о профессиях людей.
Закрепление способности ориентироваться на листе (поле) в
клетку.
Соотношение порядкового номера и цифры.
12.
Декабрь
III неделя
Следы
дракона
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие
произвольности
и
точности
движений
в
двигательных разминках с ускорением.
Развитие
межполушарных
связей
в
эстафете
«Следы
дракона»
13.
Декабрь
IV неделя
Мой
календарь
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие
произвольности
движений
,
переключаемости,
слухового внимания и памяти.
Закрепление
знаний
о
себе
и
своей
семье:
составление
именного календаря на следующий год.
14.
Январь
II неделя
Кот-
наоборот.
Светофор
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового внимания.
Развитие
компонентов
мышления
–
подбор
слов
с
противоположным значением.
Развитие
слухового
внимания,
способности
к
анализу
предъявленного утверждения, способности согласиться или
не согласиться с утверждением взрослого исходя из своих
знаний и опыта.
15.
Январь
III неделя
Тучка и
солнышко
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового
внимания
и
памяти
в
игре
с
резкой
сменой
скорости движения.
Развитие набора средств и использование социально
приемлемых форм коммуникации с людьми.
Развитие навыка распознавания и графического отражения
положения фигур относительно друг друга.
16.
Январь
IV неделя
Бездомный
заяц
Закрепление привычки обращаться к сверстнику по имени.
Развитие ловкости, скорости принятия решения,
развитие
навыков
продуктивного
общения
с
помощью
вербальной и невербальной коммуникации в подвижной
игре «Бездомный заяц», освоение игры по элементам.
Развитие навыка распознавания и графического отражения
положения фигур относительно друг друга.
Развитие компонентов зрительного внимания.
17.
Январь
V неделя
Поменяйтесь
местами
Развитие ловкости, скорости принятия решения,
развитие
навыков
продуктивного
общения
с
помощью
вербальной
и
невербальной
коммуникации
в
игре
«Поменяйтесь местами».
Формирование
пространственных
представлений
-
закрепление
навыка
распознавания
и
графического
отражения положения фигур относительно друг друга.
18.
Февраль
I неделя
Соседи Слона
Закрепление
знаний
о
цикличных
процессах
в
игре
«
Зима-Весна – Лето-Осень».
Развитие внимания, компонентов памяти, скорости анализа
и реакции в игре «Воришка».
Формирование
пространственных
представлений
–
ориентировка на поле в клетку – пространственный
диктант «Соседи слона».
Развитие компонентов слухового внимания и памяти.
19.
Февраль
II неделя
Сделано
руками
человека
Развитие ловкости, скорости принятия решения,
развитие
навыков
продуктивного
общения
с
помощью
вербальной и невербальной коммуникации в подвижной
игре «Бездомный заяц».
Закрепление
знаний
о
цикличных
процессах
в
игре
«
Утро-день-вечер-ночь».
Закрепление
знаний
о
предметах,
сделанных
руками
человека
Закрепление способности ориентироваться на поле в клетку:
пространственный диктант «Соседи слона».
20.
Февраль
III неделя
Муха в
цветных
квартирах
Закрепление
и
использование
в
игре
навыков
ведение
диалога от имени предмета; способности делать выбор в
условиях
ограничения
времени,
способности
быть
внимательным к партнёру по игре.
Развитие
способности
к
копированию
незнакомых
графических объектов средней сложности.
Развитие способности удержания внимания, распределения
внимания
по
одному,
двум
или
трем
признакам
одновременно,
переключения
внимания,
контроля
за
выполнением (на основе методики В.М. Когана – методика
совмещения признаков).
Развитие компонентов слухового внимания и памяти.
21.
Февраль
IV неделя
Злая и Добрая
волшебница
Закрепление
и
использование
в
игре
навыков
ведение
диалога от имени предмета; способности делать выбор в
условиях
ограничения
времени,
способности
быть
внимательным к партнёру по игре.
Развитие способности удержания внимания, распределения
внимания
по
одному,
двум
или
трем
признакам
одновременно,
переключения
внимания,
контроля
за
выполнением (на основе методики В.М. Когана – методика
совмещения признаков).
Умение
различать
основные
эмоции,
распознавать
эмоциональные
состояния
человека
и
причины
их
происхождения.
Развитие зрительного внимания и графомоторных навыков.
22.
Март
I неделя
История
кошки с
котёнком
Закрепление
способности
удержания
внимания,
распределения внимания по двум признакам одновременно,
переключения внимания, контроля за выполнением
Развитие
компонентов
внимания
в
заданиях
по
типу
корректурной пробы.
Пробуждение
у
ребенка
эмоциональной
отзывчивости,
способности
сопереживать
близким
людям,
сверстникам,
животным, героям сказок
23.
Март
II неделя
Найди слово
Закрепление
способности
удержания
внимания,
распределения
внимания
по
одному,
двум
или
трем
признакам одновременно, переключения внимания, контроля
за выполнением
Развитие
компонентов
внимания
в
заданиях
по
типу
корректурной пробы.
24.
Март
III неделя
За- перед,
На – под
Закрепление
и
использование
в
игре
навыков
ведение
диалога от имени предмета; способности делать выбор в
условиях
ограничения
времени,
способности
быть
внимательным к партнёру по игре.
Формирование
пространственных
представлений
-
закрепление
навыка
распознавания
и
графического
отражения положения фигур относительно друг друга.(За-
перед, на-под)
Развитие зрительного внимания и графомоторных навыков.
25.
Март
IV неделя
Три станции
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового
внимания
и
памяти
в
игре
с
резкой
сменой
скорости движения.
Развитие компонентов мышления – способности продолжить
утверждение,
ориентируясь
на
аналогичное
(парные
аналогии); исключение лишнего из ряда, ориентируясь на
обобщающий признак.
Развитие зрительного внимания и графомоторных навыков.
26.
Апрель
I неделя
Проеду – не
задену!
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового
внимания
и
памяти
в
игре
с
резкой
сменой
скорости движения.
Закрепление
способности
удержания
внимания,
распределения внимания по двум признакам одновременно,
переключения
внимания,
контроля
за
выполнением
(элементы игры «Морской бой»)
Развитие зрительного внимания и графомоторных навыков.
Развитие слухового внимания и памяти.
27.
Апрель
II неделя
Морской бой
Развитие
произвольности
и
точности
движений
в
двигательных разминках с ускорением.
Закрепление
и
использование
в
игре
навыков
ведение
диалога от имени предмета; способности делать выбор в
условиях
ограничения
времени,
способности
быть
внимательным к партнёру по игре.
Закрепление
способности
удержания
внимания,
распределения внимания по двум признакам одновременно,
переключения
внимания,
контроля
за
выполнением
(элементы игры «Морской бой»)
Развитие
компонентов
внимания
в
заданиях
по
типу
корректурной пробы.
28.
Апрель
III неделя
Фрукты в
корзинах
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового
внимания
и
памяти
в
игре
с
резкой
сменой
скорости движения.
Развитие способности к приемлемому физическому контакту
при общении со сверстником.
Формирование
ощущений
физических
границ
другого
человека – сверстника.
Закрепление способности к удерживанию и распределению
внимания по двум признакам одновременно, переключению
внимания, контролю за выполнением в игре «Морской бой»
Развитие
компонентов
мышления
в
задании
из
турнира
способностей для дошкольников Росток.
29.
Апрель
IV неделя
Смайлики.
Пиктограммы
эмоций
Закрепление
знаний
о
цикличных
процессах
в
игре
«
Утро-день-вечер-ночь».
Развитие внимания в настольной игре Лото.
Умение
различать
основные
эмоции,
распознавать
эмоциональные
состояния
человека
и
причины
их
происхождения
30.
Май
I неделя
Город эмоций
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового
внимания
и
памяти
в
игре
с
резкой
сменой
скорости движения.
Закрепление
и
использование
в
игре
навыков
ведение
диалога от имени предмета; способности делать выбор в
условиях
ограничения
времени,
способности
быть
внимательным к партнёру по игре.
Умение
различать
основные
эмоции,
распознавать
эмоциональные
состояния
человека
и
причины
их
происхождения
31.
Май
III неделя
Весёлый,
грустный,
злой
Закрепление
знаний
о
цикличных
процессах
в
игре
«
Зима-Весна – Лето-Осень».
Развитие способности синтезировать три признака предмета
для
его
обнаружения
среди
других
(настольная
игра
«Весёлый, грустный, злой»).
Пробуждение
у
ребенка
эмоциональной
отзывчивости,
способности
сопереживать
близким
людям,
сверстникам,
животным, героям сказок, сочувствовать тем, кто в этом
нуждается, уважать и проявлять терпимость к другим людям.
32.
Май
IVнеделя
Волшебный
подарок
Развитие внимания к партнёру по игре и занятиям: учёт
предпочтений
другого
человека
при
формировании
воображаемого
подарка;
умение
принимать
внимание
и
воображаемые подарки от сверстника.
Развитие
произвольности
движений,
переключаемости,
слухового
внимания
и
памяти
в
игре
с
резкой
сменой
скорости движения.
Пробуждение
у
ребенка
эмоциональной
отзывчивости,
способности
сопереживать
близким
людям,
сверстникам,
животным, героям сказок, сочувствовать тем, кто в этом
нуждается, уважать и проявлять терпимость к другим людям.
Методическое обеспечение:
1.
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Издательство «Лань», 1999;
2.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
– Киров, 2010;
3.
Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер, 2016;
4.
Киселёва Г.А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и
графических навыков у детей 4-6 лет. – М. Книголюб, 2004;
5.
Крупенчук
О.И.
Научите
меня
говорить
правильно!
Комплексная
программа
подготовки ребенка к школе. – Литера, 2015;
6.
Крюкова С.В, Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. –
Москва, 2007;
7.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999;
8.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения
и письма у детей. – СПб.: фирма «Стройлеспечать», 1996;
9.
Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. – Ростов н/Д:
Феникс, 2020;
10.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. –Москва, Просвещение,
1981;
11.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001;
12.
Трясорукова Т.П. Эмоциональный интеллект. Развитиие базовых эмоций. – Ростов-
на-Дону, 2021;
13.
Хухлаева О.В, Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. – Москва, 2007;
14.
Чистякова О.В. 20 заданий по русскому языку для предупреждения дисграфии.
Материально-техническое оснащение:
1.
Игрушки по темам;
2.
«Волшебный мешочек»;
3.
Предметные картинки по темам;
4.
Цветные, простые карандаши, ножницы, клей;
5.
Шарики су-джок;
6.
Мячи, обручи;
7.
Счетные палочки;
8.
Магнитная доска, магниты;
9.
Мультимедийное оборудование;
10.
Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и
коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (портал Мерсибо)
11.
Дидактические игры по темам;
12.
Раздаточный материал (рабочие листы).