Напоминание

"Лелей лоскут отеческой земли"


Авторы: Панфилова Елена Владимировна, Адяева-Никитина Александра Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "ЦО № 12"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: интегрированное мероприятие, посвященное юбилею О.Фокиной
Тема: "Лелей лоскут отеческой земли"
Раздел: среднее образование





Назад




Литературно-музыкальная композиция,

посвященная юбилею О.Фокиной

«Лелей лоскут отеческой земли!»

Звучит музыка.

1 – й: Певцы малой Родины, С.Есенин, Н.Рубцов и другие не менее

значимые поэты, в нашей литературе были. А вот певицей малой Родины,

наверное, по праву можно назвать Ольгу Александровну Фокину.

2 – й: Любовь к родному краю у поэта естественна. Она неотделима от

любви к отчему дому, к родителям, черемухе во дворе, к соседским

ребятишкам, осеннему дождю.

3 – й: Большая Родина без малой

Не то что слишком велика,

А как бы дом родной – без мамы,

Без дела – мамина рука, –

Непредставима, неконкретна,

Не столь заботлива, тепла...

Ах, малой родины примета –

Четыре жерди, два кола,

Над ними – рдяная рябина!

За ними – тропка до крыльца, –

Да, это ты, мой край родимый,

Край дедов, мамы и отца.

Отчизна, Родина, опора,

Мое спасенье в час лихой,

И во спасение которой

На смертный бой готов любой.

1 – й: Уже в предисловии к первому сборнику О.А.Фокиной выдающийся

мастер слова Борис Шергин выделил изначальное свойство ее лирики –

«любовь к матери земле».

2 – й: Интересной мыслью, связанной с творчеством Ольги Фокиной,

поделился известный критик, член правления Союза писателей России Вадим

Дементьев:

3 – й:

Вологодчина — земля духовного спасения, преображения русского

народа, — сказал он. — В бассейнах Тоймы и Северной Двины еще до

начала ХХ века сохранился весь список киевских былин. Оттуда мы узнали

имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Владимира Красное Солнышко. В

Белозерье записан корпус русских народных сказок, полный обряд русской

свадьбы. Голос Ольги Фокиной раздается из глубин русского искусства,

народной жизни, крестьянского быта.

Как же ты пахнешь, сырая земля! 1

Этот бы пласт, перевернутый плугом,

Взять в обе руки и есть, не соля,

Не оснащая ни медом, ни луком.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Как же ты тянешь, родная земля

В эти пласты, как в ладони родимой, 2

Ткнуться лицом, ни о чем не моля,

Лишь бы с любимою – неразделимо.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Лишь бы ответить теплом на тепло...

Плакать мне – не о чем, каяться – не в чем. 3

Знаешь сама: где тебе тяжело,

Детям твоим достается не легче.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Каждый мой шаг – у тебя на груди,

С самого первого детского следа...

Что позабыто мной – разбереди, 4

А сомневаешься в чем – исповедуй.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Песню ли в голос, часы ли молчком,

Все разберешь – переводчик не нужен: 5

Ты – без асфальта, и я – босиком,

Ты – из-под снега, и я – после стужи.

--------------------------------------------------------------------------------------------

1 – й: Малая Родина. Родная деревня в Архангельской области. Суровая

северная природа, которую поэтесса не променяет на заморские красоты:

Чтец:

Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый,

Да солнца блеск, немного виноватый,

Да облака, плывущие вразброд.

Плывут неторопливо, словно ждут,

Что я рванусь за ними, как когда-то...

Но мне, теперь не меньше их крылатой,

Мне все равно, куда они плывут.

Мне все равно, какую из земель

Они с высот лазурных облюбуют,

Какие океаны околдуют

И соберут их звонкую капель.

Сижу одна на тихом берегу,

Варю картошку на родном огнище,

И радость ходит по душе и брызжет,

Как этот кипяток по чугунку.

Другим без сожаленья отдаю

Иных земель занятные картинки.

...И падают веселые дождинки

На голову счастливую мою

2 – й: Малая Родина – это, конечно же, родители. Им посвящаются самые

нежные, самые трепетные слова.

Автобиографическая лирическая поэма «Черемуха» взволнованно повествует

о детстве, об отце, который ушел на фронт и не вернулся; но тянет руки к

отчему дому черемуха из сада: ее посадил отец и вырастила дочь.

3 – й: Удивительно чистый, нравственно цельный образ русской женщины

встает из стихов О.Фокиной о матери.

4 – й: Растя детей в тяжелейших условиях военной поры, она озабочена не

только тем, чтобы не дать умереть им с голоду, она бережет их души от

безверия, прививает им лучшие качества, какие усвоила от отца и деде сама:

трудолюбие, совестливость, готовность к самопожертвованию.

Гордая моя мама!

Горькая твоя доля

Голову носить ниже

Так и не научила.

Держишь ее – как надо:

Дерзостью встретишь дерзость,

Вдесятеро заплатишь

Людям за доброту.

К белым твоим сединам

Бережно прикасаюсь,

Будто бы это - боли,

Собранные в жгуток,

Будто бы это – беды,

Те, что отбедовала:

Густо – к одной – другая…

Разбередить – боюсь.

5 – й: Малая Родина – это еще и традиции, культура, язык. Это люди,

которые окружают с детства.

6 – й: Поэтесса с рождения жила в песенном мире народной частушки, и уже

первые ее книги показали, что истоки образности поэзии Фокиной,

песенности интонаций, особенности лексики — в народном творчестве.

7 – й: Она воплощает в своей образной речи музыку северно-русского

говора, живой язык частушек, речитатив сказителей былин.

Николай Рубцов, сверстник и земляк поэтессы писал:

8 – й: "Многим стихам Ольги Фокиной, в смысле формы, свойственно

слияние двух традиций — фольклорной и классической. Это интересно, т.к.

обновляет, если можно так выразиться, походку стиха... Леса, болота, плёсы,

снега — все черты и приметы так называемого "мокрого угла"

(Архангельская, Вологодская области и прилежащие местности) органично и

красочно вошли в лучшие стихи Ольги Фокиной. И всё это стало фактом

поэзии потому, что всё это не придумано и является не мелкой

подробностью, а крупным фактом её биографии, её личной жизни, судьбы".

1 – й: Частушечный ритм привычен для неё. Этим она берёт и слушателя.

Не случайно и Николай Рубцов, и Сергей Викулов в один голос говорят об

успехе её выступлений.

2 – й: "Самой яркой картиной того дня, — пишет Сергей Викулов, —

запечатлевшегося в памяти, была вот эта: Ольга Фокина читает стихи... А

между тем, читает Ольга Фокина предельно просто, да, пожалуй, совсем и не

читает (в смысле — не декламирует), а разговаривает с залом, как

разговаривают деревенские подружки, встретившись у колодца...Не было в

России и нет похожего на неё поэта, а это тоже признак подлинного таланта

— непохожесть!"

3 – й: Героями ее стихов становятся простые люди -

труженики деревни.

Мы видим типичный образ крестьянки, проводившей мужа и сыновей на

фронт. Среди героев поэтессы печник Трошка, бригадир Степанов,

колхозный кузнец Михаил Баскаков – все они такие знакомые читателю.

КОЛЯ-МИКОЛАЙ

«Коля, Коля, Миколай,

Сиди дома, не гуляй:

Кашу маленькой сестренке,

Коля, вовремя давай!» –

Коле ясный день не мил!

Богом если б Коля был,

Ясный день на день дождливый

Он бы с радостью сменил:

Если небо задожжит,

Мама с пожни прибежит,

Сменит Колю возле зыбки,

Пустит с ровней подружить.

Но какой Микола – «бог»?

Зря лишь дразнит Ванька-жох:

Но созвать дождя Миколе,

Только слезы, как горох...

Не поймет, за чью вину

Он все дни сидит в плену?

Ведь ему охота с ровней –

В бабки, в прятки да в войну...

«Для чего в войну играть? –

Осердясь, сказала мать, –

На войну – пришла повестка –

Надо батьку собирать!» –

...Проводили.

Жизни – край.

В прежнюю б теперь – как в рай!

«Сбегай, Коленька, кусочков

Попроси, пособирай!» –

Коля сборщик – никакой:

На крыльцо – с пустой сумой.

«Не могу. Умру – не буду

Жить с протянутой рукой!» –

«Ладно, Коля-Миколай.

Значит, лошадь запрягай:

В школе ручкой напахался.

К ручкам плуга привыкай.

На тринадцатом году

В сенокосном стой ряду,

С коренными мужиками

Наравне страдай страду.

Коля, дровец наколи!

Коля, кольев наруби!

Коля, около колодца

Снег да лед поразгреби!

Коля, крыша протекла!

Коля, дует из угла!

Коля, катанки у младших

Измолочены дотла!

Коля, выкидай навоз!

Коля, дров-то не привез!

Коля, сена – ни сенины!» –

Несменяем Колин пост.

4 – й: Лирические стихи Ольги Фокиной все чаще привлекают внимание

композиторов. И это закономерно, так как поэтесса искренна в своих

чувствах, переживаниях.

Песня

5 – й: Ее понимают и ценят именно за искренность и правдивость.

6 – й: Малая Родина в творчестве Ольги Фокиной раздвигает свои

горизонты. Поэтесса – житель очень большого дома, имя которому – Россия.

7 – й: И именно она свои творчеством сказала нам главную истину:

8 – й: Полюбив свою малую родину, становишься настоящим гражданином

целой страны.

1 – й: Оберегая свой дом, родных, оберегаешь Родину.

2 – й: Поэтому так понятны, так дороги нам строки, написанные истинной

певицей малой родины Ольгой Фокиной:

Чтец:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как ни каменист он.

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять...

Ты будешь знать, за что тебе стоять

!

1975



В раздел образования