Напоминание

"Кейс технология и возможности её применения на уроках татарского языка и литературы"


Автор: Галимьянова Руфина Фаритовна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г.Дюртюли
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Кейс технология и возможности её применения на уроках татарского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В

ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

Галимьянова Руфина Фаритовна

МБОУ СОШ №1 г.Дюртюли, Республика Башкортостан

rufinagalimyanova

@

mail

.

ru

Аннотация: в статье рассматриваются возможности кейс технологий как

единого информационного комплекса с целью получения новых знаний и

приобретения практических навыков.

Опорные

слова:

кейс

технология,

кейс-метод,

информационный

комплекс.

Использование «Кейс-стади» означает возможность получить новые

знания и приобрести практические навыки. Этот метод принципиально

отличается от традиционных методов: ученик имеет равные права с другими

учениками и учителем при поиске правильного решения, обсуждении

проблемы. Он спасает от «объяснения сухого материала». Если обсуждение

кейса организовано хорошо, то в нем столько эмоций, творческого состязания,

борьбы, что его можно даже сравнить с мини-спектаклем.

Эффективность использования тематического метода во многом зависит

от того, как учитель может организовать и управлять учебным процессом.

Здесь роль учителя огромна. Потому что он:

- создает кейс или использует готовый;

- распределяет учащихся по группам (4-6 человек);

- знакомит учащихся с ситуацией, системой оценки решения, сроками

выполнения;

- организует групповую деятельность учащихся, определяет докладчиков;

- проводит презентацию решения в группах;

- организует общую дискуссию;

- проводит общий анализ ситуации и дает оценку учащимся.

Конечно,

для

использования

кейс

технологий

в

первую

очередь

необходимо создать сам кейс.

Кейс - это единый информационный комплекс. Обычно он состоит из

трех частей: вспомогательная информация для анализа кейса, описание

конкретной ситуации и задачи кейса. Она может быть напечатана, распечатана

(графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, различная информация в виде

текста). Можно использовать мультимедиа-кейсы (в последнее время очень

широко используются, в зависимости от технической базы школы), а также

видео-кейсы. Это может быть фильм, аудио и видео материал. Но его большой

минус - ограниченность возможности многократного ее просмотра, а также

изменчивость информации и ошибки.

На что учитель должен обращать особое внимание при работе с

тематическими исследованиями? Во-первых, учитель может дать направление с

помощью дополнительных вопросов. Во-вторых, в отдельных случаях может

отвечать и сам. В-третьих, когда кто-то работает над проблемой, он наблюдает

за ней со стороны и ничего не делает.

Организация работы с кейс технологией осуществляется в два этапа:

подготовительный этап и этап проведения.

Подготовительный этап - это этап подготовки кейса. Здесь составляются

задания для конкретного случая, записывается ситуация обучения или

приводится

упрощенная

ситуация,

взятая

из

реальной

жизни.

Затем

формируются вопросы, на которые учащиеся могут ответить после анализа.

Второй этап - этап работы с кейсом на уроке.

Выполнение кейсов может осуществляться в следующем порядке:

1) ознакомление с кейсом (3-5 минут);

2) проблематизация - выявление в результате группового обсуждения

противоречия сюжета, присущих ему “странных неточностей”(3-4 минуты);

3) формирование проблемы и выбор лучших (фронтальный “мозговой

штурм” и обсуждение) (3-4 минуты);

4) поиск гипотетических ответов на проблемный вопрос (“мозговой

штурм” в малых группах) (3-4 минуты);

5) проверка гипотезы и других источников на основе информации кейса

(работа в группе, до 15 минут), необходимо предоставить учащимся доступ ко

всей имеющейся литературе, учебникам, справочникам. В некоторых случаях

учитель может распечатать и подготовить к печати около 1-2 страниц

необходимой информации, отсутствующей в учебниках и справочниках;

6) результат - презентация (работа в группах 3 мин);

7) рефлексия, порядок решения кейса (3-4 минуты).

Кейс технологии на уроках татарского языка можно использовать как при

изучении новых тем, так и на уроках повторения или обобщения.

Исходя

из

практики,

можно

сказать,

что

кейс

технологии

в

образовательном процессе повышают мотивацию учащихся к обучению и

способствуют развитию у учащихся интеллектуальных навыков, необходимых

в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

Кейс методы можно использовать только при работе с учащимися,

готовыми к самостоятельной деятельности. Поэтому учащийся, работающий с

тематическим исследованием, должен быть самостоятельным и обладать

навыками работы с текстом, коммуникативными навыками и навыками

решения проблем. При отсутствии мотивации к обучению учащийся может

ограничиться поверхностным просмотром кейсов.

Важными предпосылками для подростков можно назвать самосознание,

самоидентификацию, самостоятельность, самодисциплину, психологическую и

чувственную свободу, ориентацию на собственную личность, симпатию к

противоположной стороне. Именно тогда учащийся охотно выполняет виды

работы, которые заставляют задуматься, заинтересовать, вызвать обсуждение и

дискуссию, находит решение проблемы в нескольких вариантах.

Кейс-метод - инструмент, позволяющий применить теоретические знания

на

практике.

Помогает

развить

у

учащихся

навыки

самостоятельного

мышления, умения слушать и общаться, такие как анализ, оценка, командная

работа и поиск наиболее эффективного пути решения проблем.

Методология помогает развить множество различных навыков. Все это

можно объяснить одной фразой - творческим подходом к решению проблемы,

формулированию ситуации анализа и принятию решения.

1) Аналитические навыки. Развивают такие навыки, как понимание,

восприятие, анализ, представление и обнаружение информации, восполнение

упущенной части, ее восстановление и четкое и ясное мышление. Последнее -

четкое и ясное мышление - очень важно, когда речь идет о высококачественной

информации.

2) Практические навыки. Формируют умение применять теоретические

знания в повседневной жизни. Поскольку проблема кейса проще проблемы в

реальной ситуации, он способствует формированию навыков применения

теории, ее методов, принципов на практике.

3) Творческие навыки. Одной только логикой невозможно решить

случайную ситуацию. Творческие навыки играют важную роль в создании

альтернативного решения. Творческие навыки рождаются из поиска.

4) Коммуникативные навыки. Умение общаться с окружающими, вести

дискуссию, убеждать собеседника – все это коммуникативные навыки. К этому

же типу относятся такие действия, как использование наглядных и других

средств массовой информации, объединение в группы, отстаивание своей точки

зрения, убеждение оппонентов, составление краткого и точного отчета.

5) Социальные навыки. В ходе обсуждения формируются определенные

социальные навыки: умение оценивать действия людей, слушать, участвовать в

дискуссии или аргументировать чужое мнение, контролировать себя и т. д.

6) Навыки самоанализа. Противоречие в дискуссии помогает осознанно

воспринимать чужое и свое мнение, анализировать его. Моральные и этические

проблемы формируют социальные навыки и способы их решения.

Вопросы, которые ставит учитель при анализе ситуации: “что вы

сделали?", "какой аспект работы был правильнее?", "что можно было сделать

еще лучше?", "как вы решите эту проблему?", “что мы можем сделать?", "в чем

проблема?", "как решить проблему?”, “если ... что может случиться?”

Сегодня кейс технология – одна из самых успешных технологий, и

возможности ее использования очень широки. Даже в школьным учителям

хочется сказать, что нужно не бояться использовать кейс технологии, а

использовать их шире. Ведь применение кейсов направлено не только на

формирование конкретных знаний и навыков, но и на развитие общего,

интеллектуального

и

коммуникативного

потенциала

учащегося.

Кейсы

представляют собой уникальную технологию обучения. Она стимулирует как

поисково-исследовательскую

работу,

так

и

коллективное

обучение,

индивидуальную

и

групповую

работу,

деятельность

учащихся

как

специфический вид проектной технологии. Это требования ФГОС.

Список использованной литературы

1.Гайфуллин В. педагогические технологии // Образование, 2000. – № 4. -

С. 7-10.

2.Харисов Ф. Современные технологии в обучении татарскому языку / Ф.

Харисов, ч. Харисова // образование. - Казань, 2002. - № 8. - С. 33-36.

© Галимьянова Р/Ф., 2023



В раздел образования