Автор: Ильиных Рабига Мирзагалеевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ №262 "Улыбка", г. Челябинск, Челябинская область
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: "Путешествие в страну сказок"
Тема: Развитие речи
Раздел: дошкольное образование
Занятие «Путешествие в страну сказок»
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному
народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный,
ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки,
стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная
деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, , забавная, поучительная, остроумная,
умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании
картинки по сюжету сказки. Материал: Игрушки для загадок, игра "Сложи
сказку" (разрезные картинки), игра "Репка" и "Теремок" (карточки-схемы),
диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.
Оборудование: выставка книг русских сказок, столы, стульчики.
Ход занятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг
другу и подумайте, как хорошо, что мы все вместе.
Вы любите русские –народные сказки.
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Почему вы их любите? (ответы детей). Ребята, как вы думаете, почему сказки
называются народными? (Потому, что их сочинил народ). Сказки
передавались от одного человека к другому, потому сказки относятся к
устному народному творчеству.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,
интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по
сказкам
В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
Героев сказок и персонажей.
Которые берут бумагу и перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный миг.
Воспитатель. Ребята, я принесла вам новую книгу сказок, посмотрите какая
она красивая (открываю, выясняется, что несколько страниц исчезли).
Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждаю,
высказывают свои предложения). Но вместо одной из страниц письмо. От
кого оно может быть, давайте прочитаем? «Здравствуйте, дети. Не можете
найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила могучего ветра
разбросать их по стране сказок. Чтобы убедиться, хорошо ли вы их знаете.
Предлагаю вам узнать сказку. ( Викторина)
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок
5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь
6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят
7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка
9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди
13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля
14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Воспитатель.: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники
хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка
«Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по
предметам.
Желающие должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения
предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору
предметов.
1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению
Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её .
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня,
исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали,
а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад
– увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила
её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя –
петушок не выглядывает Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по
дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все
пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо
зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам
четверым не съесть, а ему одному мало!»)
Ведущий: Молодцы ребята! Я вижу сказки вы любите, а когда научитесь
читать сами их прочитаете.
Список литературы:
1.
Русские сказки про зверей. М. «Советская Россия».1992.
2.
В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. Санкт-Петербург.
«Дидактика Плюс».1997.
3.
Д.Ю. Соколов. Сказки и сказкотерапия. Дошкольное воспитание, 2010г.
4.
Шустерман М.Н. «Как попасть в сказку». Дошкольное воспитание,
2008г.
5.
Зимини И.Н. «Народная сказка в системе воспитания дошкольника».
Дошкольное воспитание, 2005г.