Формирование художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Автор: Армянова Анастасия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Солнышко" с. Ариничево" Населённый пункт: Кемеровская обл.,Ленинск-Кузнецкий район,с. Ариничево Наименование материала: Методическая разработка Тема: Формирование художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Раздел: дошкольное образование
" В жизни много прекрасного... это цветы, яркие краски, благоухающие
запахи, чарующие звуки. В жизни есть любовь и верность, дружба, игра,
мечты. И разве это не замечательная цель - открывать детям всю
красоту окружающего мира! Открывать без пафоса и нажима, просто
2
так, из любви к детям и к миру. Необходимо открывать эту красоту как
можно раньше, не опасаясь, что дети еще малы. Ранние впечатления,
переживания и ощущения остаются в памяти на всю жизнь..."- говорил
замечательный детский сказочник Отфрид Пройслер .
«
Красота
сама
собой
влияет
на
душу
, -
И
не
требует
разъяснения
.
Мы
любуемся
цветной
розой
как
бы
единым
целым
,
И
красота
была
бы
разрушена
,
Если
бы
мы
отрывали
от
цветка
лепестки
И
анализировали
,
в
чём
сущность
красоты
»
В
.
А
.
Сухомлинский
.
Введение
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия
на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира,
искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она
попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований
надеяться на его результативность.
3
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. К
трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями,
которые
требуют
более
тонких
и
дифференцированных
движений,
например
манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей
обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду,
картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его
практической деятельности.
Как же определяют детское эстетическое творчество и его значение для формирования
личности ребенка известные отечественные ученые?
В.Н.Шацкая
считает:
в
условиях
общего
эстетического
воспитания
детское
художественное творчество рассматривается как метод наиболее совершенного овладения
определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности.
Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное
отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании,
отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а
также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок
не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом,
отношением к изображаемому.
Цель
практики:
формирование
профессионально-педагогических
умений
и
профессионально значимых качеств личности воспитателя в соответствии с выбранной
темой.
Задачи:
закрепить
теоретические
знания,
научиться
творчески
применять
их
в
воспитательно-образовательной работе с детьми.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание
образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение
к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
в
ДОУ
является
художественно-
эстетическое
развитие.
Работа
по
данному
направлению
проходит
через
все
разделы
программы.
Основная цель работы в ДОУ:
4
Создание
системы
работы
по
художественно-эстетическому
воспитанию,
обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие
его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Изучение
современных
подходов
к
проблемам
художественно-эстетического
развития
дошкольников.
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития
воспитанников, их творческого потенциала.
Использование
современных
технологий
по
художественно-эстетическому
развитию
детей.
Система
работы
по
художественно-эстетическому
воспитанию
состоит
из
взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение,
учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Глава
1.
Создание
условий
для
художественно-эстетического
воспитания.
Одним
из
важных
условий
реализации
системы
художественно-эстетического
воспитания в моей группе является организация предметно-развивающей среды. В моей
группе
созданы
условия
для
художественно-речевой
и
музыкальной
деятельности:
имеются театральный, игровой, художественный уголки.
Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические
средства обучения. Для реализации поставленных задач имеются помещения для работы
по
художественно-эстетическому
направлению:
музыкальный
зал,
клуб
Культуры,
библиотека, и т.д. Эффективно использую раздевалку в групповых комнатах и коридоры:
в них размещаю выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в моей группе предметно-развивающая среда способствует познавательному
5
развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной,
театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим
компонентом
системы
моей
работы
по
художественно-эстетическому
воспитанию является организация образовательного процесса.
В
моей
практике
взаимодействие
с
детьми,
направленное
на
эстетическое
развитие,
строится в трех направлениях:
организованная
деятельность
(занятия,
экскурсии,
развлечения,
индивидуальная
работа, игры);
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная
деятельность
детей,
направленная
на
укрепление
интереса
к
художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты,
инсценировки, продуктивная деятельность).
Работа с детьми я веду в данных направлениях в интеграции:
музыкальное воспитание,
художественно-речевая деятельность,
изобразительная деятельность
Взаимодействие работы с детьми осуществляется через следующие формы работы:
групповые и подгрупповые занятия,
праздники проводятся традиционные и нетрадиционные
развлечения,
тематические музыкальные вечера,
театрализованные представления,
дидактические игры,
выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности
воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют,
пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Организация
разнообразных
форм
работы
с
детьми
отражается
на
результатах:
дети
проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой,
6
театрализованной
деятельности;
участвуют
в
выставках
и
конкурсах;
продолжают
обучение в кружках.
Для
осуществления
полноценного
развития
и
воспитания
ребенка
дошкольника
необходимо
согласование
усилий
дошкольного
учреждения
и
семьи,
в
которой
он
воспитывается.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
вовлечение семьи в образовательный процесс,
При
работе
в
данном
направлении
используются
различные
приемы
и
формы:
дни
открытых
дверей;
организация
выставок
-
конкурсов,
поделки
для
которых
изготавливаются совместно родителями и детьми, одна из выставок; привлекаем их к
участию
в
праздниках,
театральных
спектаклях,
к
изготовлению
костюмов.
Все
это
помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
повышение
психолого-педагогической
культуры
родителей
осуществляется
через
родительские
собрания
и
конференции,
консультации.
Мною
оформляются
папки
-
передвижки, выпускаю информационные листы для родителей.
обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-
эстетическом развитии воспитанников;
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
доброжелательность, открытость целенаправленность, систематичность, плановость.
Оценка
эффективности
работы
по
художественно-эстетическому
воспитанию
детей
осуществляется
с
помощью
педагогической
диагностики.
Проводится
два
раза
в
год
мониторинг на усвоение программы и поставленных задач.
2. Пути и средства развития эстетического творчества детей
7
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в раннем детстве.
Наиболее
эффективное
средство
для
этого
-
изобразительная
деятельность
детей
в
дошкольном учреждении. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает
разнообразные
чувства:
радуется
красивому
изображению,
которое
он
создал
сам,
огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок
приобретает
различные
знания;
уточняются
и
углубляются
его
представления
об
окружающем;
в
процессе
работы
он
начинает
осмысливать
качества
предметов,
запоминать
их
характерные
особенности
и
детали,
овладевать
изобразительными
навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Для того чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие
на эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении
прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее
благоприятный
для
формирования
эстетической
культуры,
поскольку
именно
в
этом
возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность
к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные
изменения в творческой деятельности.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе,
эстетически и художественно развивается. Однако, все эти ранние художественные
проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного
руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает
очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5-2 лет, ребенок к 3 годам проходит как
бы
подготовительный
к
изображению
период.
Он
в
состоянии
узнавать
в
рисунке
предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это
видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке,
следуя показу взрослого. Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам,
выражающийся
в
просьбах
их
исполнить,
в
желании
проговаривать
и
подпевать
последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным
интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма:
ребенок склонен ритмично проговаривать простейшие прибаутки и стишки, но особенно
8
это ярко проявляется в плясках, играх. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им
звуки, краски.
На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:
овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры
(однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы
условия выбора, сравнения, предпочтения);
обогащение содержания творческой деятельности;
овладение «языком» творчества.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка.
Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он
рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета,
явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов,
форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму,
композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к
детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика
у мальчиков и девочек. А систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии
различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях.
Это дает возможность соответственно направить развитие детей.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского
быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету,
форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию
мира
красоты
через
наведения
порядка
в
комнате,
опрятность
одежды,
так
самым
утверждая
их
в
понимании
того,
что
красота
–
дела
рук
человеческих.
Уровень
эстетического развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например,
украшать свой детский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки.
Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная
деятельность
в
дошкольных
учреждениях
большую
роль
отводят
эстетическому
творчеству своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и
проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса,
формируются у детей художественные чувства и вкус.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание,
использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее
9
специальные
способности
и
развивающее
дарования
в
определенных
его
видах
—
изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-
прикладном и др.
Музыка для детей
– это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она
необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для
развития речи, памяти, внимания. Дети научаются слышать и слушать музыку, знакомятся
с музыкальными инструментами. Узнают, как изменяется темп и тембр музыки. Театр
развивает усидчивость и внимание. Малыши активно участвуют в инсценировке сказок,
обучаются простейшим навыкам игры, готовятся стать театралами настоящего театра
кукол.
Эстетическое
постижение
предметов
происходит
через
их
форму,
цвет,
величину,
разнообразия
и
праздничности.
Способность
анализировать
и
схватывать
форму
развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по
картинам. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает
возможность
лучше
понимать
произведения
искусства,
получать
потом
от
этого
удовольствие.
Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать
присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои
впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения,
создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками
приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от
простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями
искусства:
картинами,
скульптурой,
художественной
литературой,
музыкальными
произведениями.
Ребенок
с
раннего
детства
должен
быть
окружен
подлинными
произведениями искусства.
При отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:
комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
целостное развитие личности ребенка;
разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей.
10
Выявление
результатов
воспитания
эстетического
творчества
требуют
длительного
времени.
Не
всегда
можно
проверить
и
установить,
насколько
развиты
у
детей
эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус.
Поэтому
изучение
уровня
сформированности
этих
качеств
следует
проводить
систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического
развития.
11
Заключение
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого
эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому
эстетическое
воспитание
занимает
важное
место
во
всей
системе
воспитательного
процесса детского учреждения, так как за ним стоит не только развитие эстетических
качеств человека, но и всей личности в целом.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже
сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, а для этого и
родителям, и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка
быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный
вкус, творческие умения.
Одним из важнейших факторов развития эстетического творчества детей является соз-
дание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
В детском
саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка,
аппликация,
конструирование.
Каждый
из
этих
видов
имеет
свои
возможности
в
отображении
впечатлений
ребенка
об
окружающем
мире. Лепка позволяет изобразить
предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму
человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в
лепке
материалов
позволяют
неоднократно
менять
форму,
достигая
желаемой
выразительности.
В ходе практики, по воспитанию эстетического творчества детей посредством лепки мною
сделаны следующие выводы:
в процессе занятий у них развивается чувство композиции, дети знакомятся с простыми
формами, учатся лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции и
динамику действия, соотношение предметов по величине;
в основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность
педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты
окружающего мира.
12
Список использованной литературы:
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. Просвещение,
2000. - 176 с.
2. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем /
П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: Владос,
2004.-98 с.
3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 2008.-242с.
13
4.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006.
5.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в
высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. - 240 с.
6.Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829 с
7.Варкки
Н.
Ребенок
в
мире
творчества:
Творческое
и
эстетическое
воспитание
дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
8.Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. -
М.: Просвещение, 2002.
9.Ветлугина
Н.А.
Художественное
творчество
и
ребенок
/
В.А.
Ветлугина.
-
М.:
Просвещение, 2005.
10.Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А.
Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
11.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей
детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
12.
Возрастная
и
педагогическая
психология:
учеб.
пособие
/
М.В.
Матюхина,
Т.С.
Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
13.Выготский
Л.С.
К
вопросу
о
многоязычии
в
детском
возрасте
//Хрестоматия
по
возрастной и педагогической психологии. М., 2006.
Приложения
Приложение А
Конспект занятия по рисованию на тему «Золотая осень»
Примерное содержание: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления,
рисовать
разнообразные
формы
деревьев,
большие,
маленькие,
высокие,
стройные,
продолжать изображать листья. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем
ворсом).
Правильно
располагать
сюжет
на
бумаге.
Развивать
у
детей
эстетическое
восприятие, любовь к природе.
Материалы
и
оборудование:
бумага
формата
А
4,
гуашь,
кисти
№
3,
салфетка,
непроливайка.
Предварительная работа педагога: чтение стихов, рассказ про осень, подбор иллюстрации
к
занятию,
картин
об
осени,
беседа,
наблюдение
на
прогулке,
написание
конспекта,
подготовка материала к занятию.
14
Ход занятия:
В: Ребята! Сегодня к нам занятие пришли гости, давайте мы с вами поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
В: Ребята! Скажите, пожалуйста, какое время года наступило?
Д: Осень.
В: Правильно осень.
В: Ребята! Какая бывает осень?
Д: Холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.
В: Кто знает почему осень называют золотой?
Золотые листья, золотые деревья.
Д: потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и потому
все кажется золотым
На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.
В: еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья
кажутся золотыми,
В: вспомним об осени и будем ее рисовать.
В: посмотрите, пожалуйста, на рисунок, что вы видите на этом рисунке?
Д: деревья, листья.
В: дерево может расти отдельно, а когда растут вместе лес.
В: посмотрите внимательно: деревья изображены большими и маленькими по размеру, на
одном дереве есть листочки на другом нет.
Физминутка
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
В: А сейчас возьмем в руки кисти давайте потренируемся.
Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем,
чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они
тянуться к солнцу. Листья рисуем прикладывая кисть всем ворсом.
15
В: Прежде чем приступить к работе давайте вспомним как нужно пользоваться кистью.
Кисть сильно в воздухе опускаем, рисунок растечётся. Если набрали много воды, об край
непроливайки убираем.
В: Какую краску берём чтобы нарисовать дерево?
Д: коричневую
В: приступаем к работе.
Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не получается.
Подбадривает. Помогает.
В: А сейчас осторожна несём свои работы на коврик. Видите, ребята, какие замечательные
деревья получились.
В: Что мы с вами рисовали
Д: Золотую осень.
В: Вам нравятся ваши работы?
Давайте похлопаем сами себе.
Молодцы!
Приложение Б
Конспект занятия по лепке на тему: «Божья коровка»
16
Цель:
Учить детей лепить божью коровку из отдельных частей: туловище, голова, глаза,
усики. Упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и
примазывания. Воспитывать у детей любовь к природе, к насекомым.
Материал:
Картинка с изображением божьи коровки. Готовые листочки. Пластилин.
Дощечки
Ход занятия:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: А как вы догадались?
Ответы детей
Воспитатель: А как хотелось бы чтобы было тепло, чтобы наступило лето. Давайте с вами
вспомним что мы делали летом?
Ответы детей.
Воспитатель : Пойдемте погуляем по ковру. И представим что это луг.
Физминутка:
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
-Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Низко,низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз
На цветке я посидел, Приседают
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
Воспитатель: Ой, посмотрите у меня на цветочек не бабочка прилетела, а какое-то
насекомое. Послушайте загадку. Если вы отгадаете то я вам покажу кто же это к нам
пришел
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…
Воспитатель показывает цветок где сидит божья коровка.
17
Воспитатель: Давайте вспомним с вами поговорку про божью коровку. Посадим ее на
ладошку и скажем:
Божья коровка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Воспитатель: А давайте все вместе слепим божьи коровки посадим их на листок. И тогда в
нашей группе будет не серая осень, а яркое и теплое лето.
Воспитатель показывает изображение с божьей коровкой.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим подробнее божью коровку.
Что у нее есть. Какого цвета крылья? Что еще есть на крылышках? Что у нее есть на
голове?
Приступаем к работе. Подняли рукава, взяли красный пластилин, слепили шарик и слегка
его приплюснули с одной стороны. Это у нас получилось туловище. Берем черный
пластилин, отрываем маленькие кусочки, лепим шарики и прикрепляем к туловищу
маленькие при маленькие черные пятнышки. Также из черного пластилина катаем шарик
это у нас голова. Крепим к туловищу. У нас готова божья коровка?
Дети: нет.
Воспитатель: а что же нахватает?
Дети: глазки, усики
Воспитатель: Тогда берем белый пластилин и лепим меленькие шарики -2 штучки. Крепим
к голове. И не забываем про зрачки. Вот и готовы у нас глазки. Осталось только слепить
усики. Берем желтый пластилин и катаем колбаски тоненькие- притоненькие. Кончик
колбаски заворачиваем. Получилось? Крепим к голове. Молодцы. Вот у нас получилась
божья коровка. Красивая, аккуратная. Но им скучно без своих лепестков. Я вам раздам
каждому по листочку, сейчас вы туда их посадите. Это и будет их домик. Наше занятие
закончено. Спасибо дети. Идем мыть руки.
18
Приложение В
Нетрадиционное занятие с бросовым материалом.
19
В своей практике мы с детьми использовали нетрадиционное занятие: Аппликация из
карандашной стружки «Цветы»
Оборудование:
демонстрационное готовое изделие,
клей ПВА,
цветные карандаши,
салфетки бумажные,
альбомный лист,
точилка.
Цели и задачи:
закрепление умений работать по алгоритму;
учить детей получать длинные стружки при точении карандашей; использовать
бросовый материал для изготовления сюжетной картины;
обучение навыкам коллективной работы.
Ход занятия:
1.Воспитатель читает стихотворение и демонстрирует картинки полевых цветов.
Полевые цветы... Полевые...
Васильки и ромашки в лугах...
Ярко-синие и голубые –
На бескрайних Российских полях.
Сколько нежности, яркости, света
Вы храните в себе летним днем...
Теплым солнцем весной вы согреты,
И умыты осенним дождем...
Разукрашены радуги краской,
Снежной шубой, укрыты зимой.
Мать – Земля напоила вас лаской,
Наградила небесной красой.
Полевые цветы... Полевые...
Не сравнить вас с садовым цветком.
Вы согрели мне душу, родные!
Поселились вы в сердце моем!
20
2. Дети рассматривают картинки, называют цветы, которые они видят на картинках.
Воспитатель предлагает детям определить, почему эти цветы называют полевыми. Дети
делятся впечатлениями, где и когда они видели эти цветы.
3.Дети переходят к столам, где заранее приготовлены
Стружка от цветных карандашей, лист бумаги А3 голубого цвета, листы бумаги жёлтого
цвета, клей ПВА, простой карандаш и ножницы.
4.Дети рассматривают стружку от карандашей и раскладывают её по цветам.
5.На листе бумаги голубого цвета определяют где будут располагаться цветы и
приклеивают клеем ПВА стружку , располагая её по кругу.
Все цветы отличаются друг от друга расположением отдельных частичек.
6. Из золотистой бумаги вырезают круги для серединок цветков и наклеивают их на цветки
7. Вырезают из листа жёлто-зелёной бумаги тонкие полоски разной длины.
Кончики листов с помощью карандаша завивают в разные стороны.
8. Наклеивают основания листочков так, чтобы в общей композиции получился один букет
полевых цветов.
9.Полученную композицию дети презентуют на выставке декоративно-прикладного
творчества "Ох уж это лето!"
10.Рефлексия
Что необычного было на нашем занятии? Что особенно понравилось? (ответы детей)
21
Выставка поделок « Осенние фантазии»
22
Выполнила семья Логуновых
Выполнила семья Сейвальт
Коллективная работа детей «Корзина с овощами»
23
»
24