Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Авторы: Иванык Надежда Васильевна, Алимова Лилия Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 440
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовили:

Музыкальные руководители:

Алимова Л.В., Иванык Н.В.

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не

может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,

и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных

ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем

применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за

детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать

вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его

интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах

детей,

их

вопросах

можно

услышать

суждения

о

добре

и

зле,

о

несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических

чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все

начинается с детства» - как нельзя больше относиться к данному вопросу.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к

впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь.

Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир,

эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду и веру в добро, которое несут нам

сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья

Муромец,

Иван

Царевич.

Сказки

волнуют,

увлекают ребенка, заставляют его плакать и

смеяться, показывают ему, что народ считает

самым

главным

богатством

трудолюбие,

дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они посвоему, со

свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению

эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что

любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие

попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,

чтобы

кто-нибудь

был

в

состоянии

состязаться

в

этом

случае

с

педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и

глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки

формируют

начало

любви

к

своему

народу,

к

своей

стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле

постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок

переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,

любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,

речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога,

знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно

выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может

не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

«Как у маленького деревца,

заботливый

садовник

укрепляет

корень,

от

мощности

которого

зависит

жизнь

растения

на

протяжении

нескольких

десятилетий, так и взрослый должен

заботиться о воспитании у детей

чувства

безграничной

любви

к

Родине».

Без

помощи

взрослого

детям трудно понять, что люди

трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок

видит

каждый

день

это

и

есть

его

Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его

миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще

очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из

доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома

родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во

всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает

чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в

детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними

о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей

патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала

воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к

городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к

родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению,

известны случаи, когда преданность своему

дому, своей семье уживается с безразличием к

судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить

родителей, помогать им. Благородное чувство

преданности дорогому человеку, потребность

в духовной и эмоциональной близости с ним –

все

это

очень

важно

для становления

личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того

чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как

можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как

тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение

детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники,

праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы

новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в

народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и

обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже

способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он

поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у

матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский

танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят

нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма

– отношение к трудящемуся человеку.

Мысль о том, что все создано трудом,

руками человека, что труд приносит

радость, счастье и богатство стране,

должна как можно раньше зародиться в

сознании

ребенка.

Показанный

ему

героизм

труда

воспитывает

его

нравственные чувства не менее чем

героизм

военного

подвига.

Педагог,

может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что

они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им

общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к

какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,

рассказывая о труде хлебороба. Рассказы

о героическом труде, о преданности

делу, о самоотверженности и смелости

помогает

воспитывать

гордость

за

человека

труженика.

В

патриотическом

воспитании

детей

велика роль книг о защитниках Родины.

Героизм волнует и притягивает к себе

ребенка,

рождает

стремление

к

подражанию.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.

Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,

традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать

патриотизм, как чувство, проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические

знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же, как и к истории,

- это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать

подлинными патриотами.



В раздел образования