Авторы: Иванык Надежда Васильевна, Алимова Лилия Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 440
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовили:
Музыкальные руководители:
Алимова Л.В., Иванык Н.В.
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С.Михалков
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не
может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,
и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за
детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать
вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его
интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах
детей,
их
вопросах
можно
услышать
суждения
о
добре
и
зле,
о
несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических
чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все
начинается с детства» - как нельзя больше относиться к данному вопросу.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к
впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь.
Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир,
эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду и веру в добро, которое несут нам
сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья
Муромец,
Иван
Царевич.
Сказки
волнуют,
увлекают ребенка, заставляют его плакать и
смеяться, показывают ему, что народ считает
самым
главным
богатством
–
трудолюбие,
дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они посвоему, со
свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению
эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что
любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие
попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,
чтобы
кто-нибудь
был
в
состоянии
состязаться
в
этом
случае
с
педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и
глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки
формируют
начало
любви
к
своему
народу,
к
своей
стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле
постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,
речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога,
знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно
выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может
не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.
«Как у маленького деревца,
заботливый
садовник
укрепляет
корень,
от
мощности
которого
зависит
жизнь
растения
на
протяжении
нескольких
десятилетий, так и взрослый должен
заботиться о воспитании у детей
чувства
безграничной
любви
к
Родине».
Без
помощи
взрослого
детям трудно понять, что люди
трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок
видит
каждый
день
–
это
и
есть
его
Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его
миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще
очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из
доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома
родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во
всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает
чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в
детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними
о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей
патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала
воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к
городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к
родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению,
известны случаи, когда преданность своему
дому, своей семье уживается с безразличием к
судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить
родителей, помогать им. Благородное чувство
преданности дорогому человеку, потребность
в духовной и эмоциональной близости с ним –
все
это
очень
важно
для становления
личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того
чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как
можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение
детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники,
праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы
новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в
народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и
обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже
способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он
поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у
матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский
танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят
нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма
– отношение к трудящемуся человеку.
Мысль о том, что все создано трудом,
руками человека, что труд приносит
радость, счастье и богатство стране,
должна как можно раньше зародиться в
сознании
ребенка.
Показанный
ему
героизм
труда
воспитывает
его
нравственные чувства не менее чем
героизм
военного
подвига.
Педагог,
может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что
они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им
общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к
какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,
рассказывая о труде хлебороба. Рассказы
о героическом труде, о преданности
делу, о самоотверженности и смелости
помогает
воспитывать
гордость
за
человека
–
труженика.
В
патриотическом
воспитании
детей
велика роль книг о защитниках Родины.
Героизм волнует и притягивает к себе
ребенка,
рождает
стремление
к
подражанию.
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,
традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать
патриотизм, как чувство, проявляющееся каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические
знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же, как и к истории,
- это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать
подлинными патриотами.