Напоминание

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций


Автор: Соловей Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2" Алексеевского городского округа
Населённый пункт: город Алексеевка, Белгородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций
Раздел: дошкольное образование





Назад




Соловей Ирина Викторовна

Содержание:

I.

Информация об опыте ………………………………………….с. 3

II.

Технология опыта ………………………………………………с. 9

III.

Результативность опыта ………………………………………..с. 14

Библиографический список……………………………………. с. 16

Приложение к опыту……………………………….………….. с. 17

2

Соловей Ирина Викторовна

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

На

протяжении

длительного

времени

автор

опыта

работает

в

муниципальном

бюджетном

дошкольном

образовательном

учреждении

«Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа.

Целью

работы

ДОУ

является

создание

благоприятных

условий

для

полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.

Цель работы педагогического коллектива – постоянный творческий

поиск форм и методов воспитания, направленных на формирование

самостоятельной

личности,

разностороннее

укрепление

и

развитие

физического и психического здоровья. В достижении этой цели важную роль

играет экологическое воспитание.

Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить

детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей

бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

На

территории

детского

сада

находится

естественно–научный

экологический комплекс, удовлетворяющий потребности в биоразнообразии

видовых точек, дающей возможность наибольших впечатлений и «открытий»

для дошкольников.

При этом было замечено, что дети демонстрируют

потребительское отношение к миру природы, созданной экологической среде

на территории детского сада (ломают веточки, могут вырвать цветок и

бросить и т.п.). В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям

ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля. Не

просто любить, но и не вредить ей.

Для получения более полной информации об уровне экологических

знаний у дошкольников, в сентябре 2020 года была проведена диагностика

методикой «Диагностика развития экологических представлений» С.Н.

Николаевой (Приложение №1) в группе детей старшего дошкольного

возраста. В результате было выявлено, что высокий уровень экологических

представлений сформирован лишь у 2% детей, средний уровень наблюдается

у 48% детей, низкий уровень знаний у большинства – 50% дошкольников

(Приложение №2).

Проведенный опрос среди родителей в форме анкетирования показал,

что родители мало уделяют внимания формированию знаний об экологии.

Родители оправдывают это своей занятостью на работе, или своей

неграмотностью в этом вопросе (Приложение №3).

Таким образом, в

ходе анализа результатов исходного состояния

проблемы определилась необходимость искать новые формы для работы с

детьми дошкольного возраста, позволяющие формировать экологическую

культуру у дошкольников.

3

Соловей Ирина Викторовна

Актуальность опыта

Проблема

взаимоотношений

человека

с

природой

существовала

веками.

Но

сегодня

масштабы

экологических

проблем,

вызванных

губительным влиянием человека на окружающую среду, значительно

возросли. В этих условиях очень важно изменить экологическое поведение и

мышление людей [1, с. 40].

Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами

социального развития, но и с усугубляющимся экологическим кризисом.

Поэтому

ученые,

представители

государственных,

природоохранных,

общественных организаций нашей страны озабочены вопросами поиска

новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.

Тема устойчивого развития актуализировалась еще в конце XX века и

нашла отражение в решениях Конференции Организации Объединенных

Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году, когда были приняты

основные положения концепции «устойчивого развития». Необходимость

формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую

очередь

детей,

обозначена

в

разделе

«Экологическое

образование,

экологизация общественного сознания» «Концепции устойчивого развития

России».

Законодательная

база

экологического

воспитания

и

образования

граждан нашей страны отражена в Федеральных Законах Российской

Федерации «Об образовании» и «Об охране окружающей природной среды»

(2002). Эти законы стимулируют создание в России региональной системы

непрерывного

экологического

образования,

в

котором

дошкольные

учреждения являются первой ступенью. Только сформированные в этом

возрасте экологические представления и убеждения могут во взрослом

состоянии трансформироваться в прочную экологическую грамотность.

Экологическое образование, как одна из важнейших государственных

проблем, обозначено в «Указе президента Российской Федерации по охране

окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом

Декларации

Конференции

ООН

по

окружающей

среде

и

развитию,

подписанной

Россией),

постановлениях

Правительства

Российской

Федерации.

Наличие у детей установки положительного отношения к миру,

начальных знаний о природном и социальном мире присутствует среди

целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования. Дошкольное образование должно способствовать тому, чтобы

дети имели элементарные представления из области живой природы.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны,

поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что

наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в

результате

которых

разрушается

общий

для

всех

Дом,

безнравственны. Важно,

чтобы базисной

основой культуры

растущего

4

Соловей Ирина Викторовна

человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе

и природе как важнейшей составляющей окружающего мира [2, с. 43].

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют

педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к

требованиям социума. В современном мире ребенок живет и развивается в

окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и

негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу.

Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции.

Реализация

Федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования ориентирует педагогов на активное

включение в образовательный процесс родителей, социума с использованием

инновационных форм работы.

Так,

было

выявлено

противоречие:

между

необходимостью

повышения

эффективности

работы

по

формированию

экологических

представлений у дошкольников

и

недостаточной разработанностью

действенных механизмов в процессе образовательной деятельности.

Выявленное

противоречие

позволило

сформулировать

тему

актуального опыта работы: «Формирование экологических представлений у

детей дошкольного возраста посредством организации современных форм

социальных акций».

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая

педагогическая

идея

опыта

заключается

в

раскрытии

педагогических возможностей социальной акции как интерактивной формы

взаимодействия детского сада и социума в формировании экологических

представлений у дошкольников.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2020 по 2023 год и включает

три этапа:

I этап – начальный – сентябрь – ноябрь 2020 года.

Данный

этап

предполагал

обнаружение

противоречия,

подбор

диагностического материала, диагностика детей. Были проанализированы

теоретические аспекты экологического образования, научно-методическая

литература, прикладные исследования в этой области.

II этап – основной – декабрь 2020 года – февраль 2023 года.

В рамках данного этапа были разработаны и апробированы в условиях

взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума:

перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологической

культурой, социальные акции, направленные на привлечение внимания

детей, родителей, социума к вопросам экологических проблем.

III этап – заключительный – апрель – май 2023 года. Диагностика на

заключительном этапе доказала успешность выбранной интерактивной

5

Соловей Ирина Викторовна

формы

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения,

родителей, социума для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы педагогов дошкольного

образовательного

учреждения

по

формированию

у

дошкольников

экологических представлений у дошкольников посредством проведения

социальных акций.

Теоретическая база опыта

Проблема экологического образования отражается в ряде исследований

отечественных

философов

и

педагогов

как

приоритетная

позиции

(А.А. Вербицкий, В.И. Вернадский, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова,

В.А. Игнатова, В.А. Кобылянский, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, Г.В.

Платонов и др.). Экологическое образование является системообразующим

компонентом

образовательного

процесса,

который

определяет

его

стратегические цели и ведущие направления, создает интеллектуальную,

нравственную и духовную основы

3, с. 20

.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с

природой, в основу которого положен экологический подход, когда

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие

экологии

11, с. 5

.

На этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и

неживое, себя как живое существо. Происходит постепенный переход от

эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой

обитания и различными ее представлениями до осознанного понимания этого

взаимодействия

2, с. 61

.

В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в

неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется

реалистическое

понимание

этих

явлений

и

умение

устанавливать

взаимосвязь между ними.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира

путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент

интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть

использованы для анализа новых конкретных явлений.

Содержание

экологических

знаний

дошкольников

охватывает

следующий круг вопросов:

- связь растительных и животных организмов со средой обитания,

морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе

роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство;

сообщества живых организмов;

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая

здоровье и нормальную жизнедеятельность;

6

Соловей Ирина Викторовна

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности

человека,

загрязнение

окружающей

среды;

охрана

и

восстановление

природных богатств.

Предлагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку-

дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта,

который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в

экологической культуре общества.

В настоящее время разработаны достаточно эффективные формы

работы, которые стимулируют личное участие ребенка в процессе охраны и

восстановления

окружающей

природной

среды.

Автор

опыта

видит

потенциал в использовании социальных акций.  

Акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на

сохранение окружающей среды, осуществляемые в рамках комплексно-

тематического

принципа

построения

воспитательно-образовательного

процесса или реперного планирования

6, с. 43

.

По

своему

содержанию

акция

в

рамках

образовательного

и

воспитательного процесса – это многообразие форм и методов: проектная

деятельность, рисунки, листовки и плакаты, выступления с драматизацией,

организация и проведение конкурсов (на лучшую кормушку для птиц, плакат

в защиту хвойных деревьев, первоцветов, в защиту лесов от пожаров),

освещение

событий

и

фактов

в

средствах

массовой

информации,

практическая деятельность. При этом акции так же служат эффективной

формой экологической пропаганды среди родителей, которые привлекаются

к участию и становятся активными помощниками. Главная отличительная

черта

экологической

акции

ее

социальная

значимость,

которая

способствует

формированию

активной

положительной

позиции

по

отношению к природе.

По мнению О.Б. Тебеньковой

использование социально-значимых

акций является эффективным методом работы с детьми дошкольного

возраста по различным направлениям деятельности, в том числе и в рамках

формирования экологических представлений.

Природоохранные акции – это социально значимые мероприятия,

которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно

участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам,

событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий

резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит

хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые

имеют некоторую протяженность во времени, что делает их ценными. Дети

дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые

понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность

8, с. 22

.

7

Соловей Ирина Викторовна

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в разработке и апробации системы

работы детского сада по формированию у дошкольников экологических

представлений

при

подготовке

и

проведении

современных

форм

социально-значимых акций.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях дошкольного

образовательного

учреждения,

начальной

школе,

учреждениях

дополнительного

образования.

Опыт

охватывает

всех

участников

образовательного

процесса

и

может

быть

интегрирован

в

другие

интерактивные формы взаимодействия.

Следует создавать условия для активности всех участников акции:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и

информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного

результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность,

распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление процесса деятельности межличностных

отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного

результата.

Раздел II

Технология описания опыта

Цель

опыта

формирование

у

дошкольников

экологических

представлений в условиях взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения

и

социума посредством

организации

современных

форм

проведения социальных акций.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

В работе с детьми:

1)

экологическое

воспитание

дошкольников

как

предпосылка

развития экологической культуры ребенка;

2)

обеспечение

овладения

ребенком

основными

экологически-

культурными способами осуществления различных видов деятельности,

формирование

умений,

навыков,

компетенций,

необходимых

для

экологического сознания, элементов экологической культуры;

3)

формирование

представлений

о

своем

статусе,

правах

и

обязанностях;

4)

развитие мотивации к экологической деятельности, способности

осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения

ее природосохранности для себя и окружающих;

8

Соловей Ирина Викторовна

5)

формирование умения применять освоенные знания и способы

деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы решения

задач в соответствии с особенностями ситуации в различных видах

деятельности;

6)

формирование активной жизненной позиции у дошкольников в

процессе проведения акций.

В работе с социумом, родителями (законными представителями):

повышение

компетентности

родителей,

представителей

социума

в

расширении и обогащении экологических представлений детей за счет

вовлечения всех субъектов взаимодействия в единое социокультурное

пространство.

В

основу

опыта

положено

представление

о

дошкольном

образовательном учреждении, как открытой и развивающейся системе,

одним из направлений которой является формирование экологических

представлений. Итоговый результат деятельности данного направления -

успешное взаимодействие с социумом, способствующее формированию у

детей дошкольного возраста экологической культуры.

Основные принципы, которые легли в основу опыта:

субъект–субъектный характер взаимодействия всех участников

образовательных отношений;

принцип научности, природосообразности;

принцип учета объективных потребностей,

мотивов детей,

индивидуальной комфортности;

принцип событийности;

принцип вариативности;

принцип командности;

принцип наглядности и зрелищности;

принцип обратной связи.

Реализация

указанных

принципов

является

важным

условием

результативности и успешности проведения современных акций.

Организация учебно-воспитательного процесса

Система работы по данному направлению заключалась в подготовке и

проведении совместных акций воспитанников, родителей, социальных

институтов.

Для проведения социальных акций проводилась предварительная

работа:

- был проведен анализ состояния взаимодействия ДОУ с родителями,

социумом (определение степени включенности родителей и социума в работу

по формированию экологических представлений дошкольников для участия

в акциях, конкурсах, проектах);

-

составлен

календарно-тематический

план

проведения

акций

(Приложение 4);

9

Соловей Ирина Викторовна

-

создана

развивающая

предметно-пространственная

среда

дошкольного образовательного учреждения, способствующая повышению

компетентности

детей,

педагогов,

родителей

по

формированию

экологических знаний.

Для

формирования

у

ребенка

основ

экологического

сознания,

элементов экологической культуры, реализации новых представлений об

универсальности и самоценности природы в группах оборудованы:

Уголок

природы.

Непосредственная

близость

его

к

детям

позволяет

воспитателю

организовать

различную

их

деятельность

на

протяжении всего учебного года.

Минимальный состав уголка природы

независимо от возраста детей включает комнатные растения. С точки зрения

экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком

количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном

помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо

выглядеть, цвести и т. д.). В этом случае дети видят здоровые, ухоженные

живые существа, что является результатом полного соответствия их

потребностей и условий обитания.

Экологический музей. В нем находятся коллекция объектов

неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем,

географические

карты,

фотографии,

рисунки

и

художественные

произведения на тему природы.

Озеленение внутреннего пространства детского сада. В группах,

коридорах, холлах, кабинетах находятся напольные и настенные растения,

где есть хорошее естественное освещение.

Экологическая

тропа

позволяет

обеспечить

проведение

комплексных занятий, практическую деятельность (уход за растениями),

исследовательскую работу.

Огород, сад – позволяет обеспечить уход за растениями, вести

наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с

правилами экологической безопасности.

Далее осуществлялась непосредственная подготовка к проведению

акций.

Социальная

акция

представляет

собой

одно

или

несколько

мероприятий, логически связанных и объединенных конечной целью.

Основные

требования

к

использованию

этой

формы

работы

заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой

требуется творческий поиск;

- акции – это «игра-всерьез» результаты акции значимы для детей и

взрослых;

- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при

поддержке

взрослых),

сотворчество

детей

и

взрослых,

развитие

коммуникативных

способностей

детей,

познавательных

и

творческих

навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

10

Соловей Ирина Викторовна

В соответствии с целевой аудиторией (родители, воспитанники,

учреждения социума) педагогом проводилась предварительная работа с

воспитанниками

посредством

просмотра

видеофильмов,

презентаций,

наблюдений, подготовки тематических выставок, определялись основные

задачи акции, разрабатывался маршрут.

Акции, целевой аудиторией которых стали родители воспитанников,

решали задачи пропаганды экологической культуры самими родителями, так

как именно родители в этом возрасте являются основным объектом для

подражания.

Проведение акций с учреждениями социума были направлены на

привлечение внимания людей к экологическим проблемам.

Алгоритм проведение акций:

Цель (каждая акция имеет свою цель);

Задачи (выполняются общие и конкретные);

Объект (на что направлено – птицы, деревья…);

Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

При подготовке и проведении акций можно условно выделить

основные этапы:

I

этап:

подготовительный

-

организационная,

информационная,

методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

II этап: основной - реализация сценария непосредственно акции.

III этап: аналитический - подведение итогов акции, определение ее

дальнейших перспектив.

Акции,

проводимые

совместно

с

родителями,

представителями

социума,

позволили

расширить

представления

дошкольников

об

экологическом сознании, элементах экологической культуры, о новых

представлениях универсальности и самоценности природы.

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево»

была направлена на

призыв собрать для вторичной переработки бумагу бывшей в употреблении

для получения новой продукции. Люди, принимая активное участие в акции,

часто не задумываются в чём важность сдачи бывшей в употреблении

бумаги. На что и была направлена акция. В ДОУ был организован пункт

приема макулатуры, где все желающие могли обменять бывшую в

употреблении бумагу на книжку – малышку, изготовленную своими руками

совместно с родителями, с учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №7» Алексеевского городского округа. Раздавались листовки с

призывом «Спаси дерево» (Приложение №5).

Яркими мероприятиями

социально-экологической акции стали:

игра «Книжкина больница»,

конкурсы рисунков «Берегите леса!»,

культурные практики «Из чего сделана книжка?», «Бумажкина

Фея», «Берегите лес – он источник всех чудес», «Лес – наше богатство», «Лес

и здоровье»,

творческая мастерская «Бумага своими руками».

11

Соловей Ирина Викторовна

Вместе с детьми был проведен первый в их жизни социологический

опрос «Отношение алексеевцев к использованию природного ресурса – леса

в бумажной промышленности». Опрошено было 90 человек. По итогам

анкетирования сделан вывод, что многие жители нашего города понимают

важность сбора макулатуры и готовы принимать активное участие в её сдаче.

Перед новым годом были проведены акции «Береги живую ель»,

«Живи, елка»

- направленные на привлечение внимания к проблеме

сохранения лесных ресурсов, охране хвойных пород деревьев в период

новогодних праздников. Прохожим вручались знаки запрещающие вырубку

деревьев, сделанные своими руками. Создавались видеоролики с призывом и

просьбой сохранить хвойные породы деревьев в период новогодних

праздников, с последующим их размещение на официальных страницах

МБДОУ№2 и в социальных сетях.

В рамках тематической недели «Птицы» была проведена акция

«Сохраним

птиц

на

земле»

(Приложение

№6).

Целью акции было

привлечение внимания взрослых и детей к прилету перелётных птиц,

воспитание бережного и внимательного отношения к природе и любви к

родному краю.

Участниками акции стали семьи воспитанников. Родителям и детям

было предложено принять участие в птичьих хлопотах и помочь скворцам,

построить

для

них

уютные

домики

скворечники.

Ведь

если птицы поселятся рядом с нами, то за их жизнью ребятам будет удобнее

наблюдать, а не только рассматривать на картинках. В каком восторге были

наши дети, когда с гордостью приносили в группу «птичьи домики»,

сделанные заботливыми руками родителей. С каждым годом «Птичий двор»

расширяется.

Акция «День Земли».

Международный день Земли - праздник чистой

Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических

катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он

может сделать в решении экологических проблем. Ребята группы и их

родители с удовольствием приняли участие в данной акции. Дети совместно

с родителями нарисовали рисунки, в которых попытались передать призыв к

бережному отношению к окружающему миру и планете Земля. Совместно с

учащимися

МБОУ

«Средняя

общеобразовательная

школа

№7»

Алексеевского городского округа бала организована тематическая викторина

в рамках акции.

Природоохранная

акция

«Покормите

птиц

зимой!»

является

ежегодной. Акция была направлена на оказание посильной помощи птицам,

зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Совместная деятельность со всеми участниками образовательных отношений

была направлена на изготовление кормушек для птиц и их размещение в

разных местах, заготовки корма для птиц и их подкармливанию.

Так же воспитанники с социальными акциями, принимают участие в

конкурсе «Эколята».

Их деятельность была направлена на привлечение

12

Соловей Ирина Викторовна

внимания

к

охране

и

содержанию

в

чистоте

природного

родника,

расположенного на территории Алексеевского городского округа. В рамках

проведения акции был организован субботник, где участники навели порядок

на территории родника. Призывали жителей к соблюдению чистоты и охране

родника, раздавая буклеты.

«Эко-дозор» осуществлялся в рамках Всероссийской детской акции

«С любовью к России мы делами добрыми едины» пропагандировали

сохранение родной природы в первозданном виде. В рамках акции был

организован цикл мероприятий: выращивание рассады для благоустройства

территории ДОУ, уход за клумбами, обрезка деревьев, уборка территории

памятника погибшим в ВОВ и СВО.

Самыми сложными в организационном плане и в проведении были

акции, направленные на общественность города. Сложность данных акций

состояла, прежде всего, в том, что необходимо было провести большую

предварительную

работу.

Детям

необходимо

было

преодолеть

психологический барьер в общении с незнакомыми людьми. И с этой задачей

они справились.

По итогам проведенных акций отмечена положительная реакция со

стороны родителей, представителей социума в пропаганде экологической

культуры.

Каждая проведенная акция – это комплекс совместной детско-

родительской

познавательно-исследовательской,

природоохранной

деятельности, в ходе которой ребята смогли не только расширить свои

знания, но и практически поучаствовать в сохранении окружающей

природы. Таким образом, включение социальных акций в систему работы

детского сада дает положительные результаты, способствует формированию

экологических представлений, сознания и мышления.

Методы и приемы

В

работе

по

формированию

экологических

представлений

у

воспитанников использовались традиционные и инновационные формы и

методы работы: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры,

экскурсии и конкурсы, викторины и тематические занятия-развлечения,

семейные

гостиные,

совместные

праздники

с

воспитанниками

и

их

родителями, тематические кукольные спектакли, проекты и развивающие

игры с использованием ИКТ.

С целью организации эффективного взаимодействия с родителями был

разработан цикл совместных тематических занятий, направленных на

повышение родительской компетентности в формировании экологической

культуры: «Мой двор», «Знакомим ребенка с растениями города», «Поможем

природе – уберем мусор!», «Кормушки для наших зимующих птичек», «Мой

домашний питомец» и др.

Педагоги активно использовали разнообразные формы предоставления

информации: стенды, буклеты, фотоальбомы, памятки, ширмы, выставки

13

Соловей Ирина Викторовна

совместных

работ

по

экологической

тематике,

конкурсы

рисунков,

презентации.

Раздел III

Результативность опыта

На заключительном этапе работы был проведен анализ динамики

формирования экологических представления у детей дошкольного возраста

на протяжении трех лет, с целью определения эффективности проделанной

работы. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики уровня экологических представлений у

детей старшего дошкольного возраста за три года в динамике

(n = 28)

Уровень

развития

2020- 2021

2021-2022

2022-2023

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

Высокий

2%

99%

25%

100%

19%

100%

Средний

48%

1%

28%

0

31%

0

Низкий

50%

0

47%

0

50%

0

Представленные

результаты

педагогической

диагностики

свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Так, на протяжении трех лет работы, на начало года у дошкольников уровень

сформированности экологических представлений был преимущественно

низким и ниже среднего. После того, как была апробирована системы работы

по формированию у дошкольников экологических представлений при

подготовке и проведении современных форм социально-значимых акций,

высокий уровень развития экологических представлений был у 99-100%

детей.

Опыт

показывает,

что

социальные

акции

являются

одним

из

эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста.

Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной

позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них

зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты

деятельности.

Практическая

ориентированность

этой

формы

работы

запускает

механизм

трансформации

знаний

в

личное

отношение

к

социальной проблеме.

Вовлечение

в

акции

представителей

различных

возрастных

и

социальных групп способствует восстановлению психологических связей

между поколениями, воспитанию толерантности и эмпатии.

В

ходе

проведения

социальных

акций

реализуется

принцип

интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

14

Соловей Ирина Викторовна

Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми

разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде

формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более

независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и

целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.

Результативность опроса родителей выявила положительную динамику

в стремлении активно взаимодействовать с дошкольным образовательным

учреждением в вопросах формирования экологических представлений у

ребенка посредством участия в акциях.

С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как

социальные акции, удается каждый раз создавать для детей атмосферу

праздника – праздника познания, общения и красоты.

Объединение разнообразных форм работы с детьми, включённость и

взаимодействие

всех

субъектов

образовательного

процесса

на

заключительном этапе обеспечили интеграцию образовательных областей,

различных

видов

детской

деятельности

и

позволили

осуществить

комплексный

подход к решению задачи формирования экологической

культуры.

Перспективность опыта заключается в дальнейшей разработке и

применении социальных акций при формировании у дошкольников основ

экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации

новых представлений об универсальности и самоценности природы.

15

Соловей Ирина Викторовна

Библиографический список

1. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик. Программа и руководство

по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного

возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, С.Г. Семицветик. - М., 1997. – 238 с.

2. Бобылева, Л.П., Дупленко, О.П. О программе экологического

воспитания старших дошкольников / Л.П. Бобылева, О.П. Дупленко //

Дошкольное воспитание. - 1998. - N 7. С. 36-42.

3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.

Веретенникова. - М., Просвещение, 1981. – 180 с.

4. Воронкевич, О.А., Добро пожаловать в экологию! Перспективный

план

работы

по

формированию

экологической

культуры

у

детей

дошкольного возраста / О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

с.

5. Иванова, А.И., Экология: Программа экологического образования

дошкольников / Иванова А.И. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 188 с.

6. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в

детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. –

144 с.

7. Лучич, М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. –

2-е изд., дораб. / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с

8. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П.

Молодова. – Минск, Асар, 1996. – 80 с.

9. Николаева, С.Н.,

Игра в экологическом воспитании / С.Н.

Николаева. – М., 1994. – 200 с.

10.

Николаева, С.Н., Приобщить ребёнка к природе / С.Н. Николаева.

– Пермь,1993. – 280 с.

11.

Познаю

мир.

М.:

Издательский

дом

«Воспитание

дошкольника». – 2004. – 188 с.

12.

Рыжова, Н.А., Дом – природа. Программа экологического

воспитания дошкольников. / Н.А. Ражова // Дошкольное воспитание, 1994.,

№ 7. – С. 10-15.

13.

Рыжова, Н.А., Образование в детском саду / Н.А. Ражова. – М.,

Издательский дом «Карапуз», 2001. – 188 с.

14.

Федорова, Т.С., Воспитание основ экологической культуры детей

дошкольного возраста / Т.С. Федорова Т.С. – Тольятти, 2000. – 200 с.

15.

Ясвин, В.А., История и психология формирования экологической

культуры / Отв. ред. В. М. Захаров; Центр экол. политики России. - М.:

Наука, 1999. – 97.

16.

Шинкарева,

Л.В.

Формирование

социально-экологических

представлений у детей / Л.В. Шинкарева – Белгород, 2003. – 249 с.

16



В раздел образования