Напоминание

Дидактическая игра как средство формирования представлений о предметном мире у дошкольников


Автор: Уревская Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ 15
Населённый пункт: город Батайск, Ростовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Дидактическая игра как средство формирования представлений о предметном мире у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: «

Дидактическая игра как

средство формирования

представлений о предметном мире у

дошкольников»

Выполнила: Уревская Анна Юрьевна

По мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной

информативная функция предметного мира помогает выработать

необходимые представления о социальной действительности,

центральным звеном которых, являются знания о трудовой

деятельности взрослых, о функциональном назначении вещей

предметного мира.

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что

благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может

осваивать ретроспективный подход к вещному окружению.

Эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный

подъем у ребенка, чувство восхищения теми чудесными

превращениями, которые происходят в результате труда человека.

Современные психолого –

педагогические исследования

Исследованием проблемы игры занимались такие

отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б.

Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова,

Л. С. Выготский и другие.

Е.И.

Тихеева

утверждала,

что

содержанием

дидактических

игр

должна

стать

окружающая

жизнь

со

всем

богатством

мира

природы,

социальных связей, рукотворных предметов.

Народная

педагогика

подметила

потребность

ребенка

в

овладении

звуками,

красками,

словами

и

создала

дидактические игрушки и игры с ними.

Проблема исследования: действительно ли дидактическая игра способствует

формированию представлений о предметном мире у дошкольников.

Цель

исследования:

описать

формирование

представлений

о

предметном

мире у дошкольников посредством дидактической игры.

Объект исследования – представления о предметном мире.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования

представлений о предметном мире.

Гипотеза исследования: формирование представлений о предметном мире у

дошкольников посредством дидактической игры возможно, если рационально

включать дидактические игры в педагогический процесс.

Научный аппарат:

1.Выявить сформированность у дошкольников

4-5

лет

целостность

представлений

о

предметном мире.

2.Выявить

позицию

родителей

в

решении

проблемы

формирования

представлений

у

дошкольников о предметном мире.

Задачи вводного этапа опытно –

практической работы

Диагностика 1. «Два домика».

Цель:

выявить

проявление

отношения

ребенка

к

предметному

миру,

умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять

свои действия, опираясь на знания о предметном мире.

Диагностика 2. « Найди лишнюю картинку».

Цель: выявить сформированность представлений о названии, назначении,

строении

окружающих

предметов;

умение

выделять

существенные

признаки в предлагаемых предметах.

Диагностические методики

1.Дети 4-5 лет демонстрируют интерес к объектам рукотворного мира.

2.Дети

испытывают

затруднения

при

объяснении

происхождения

конкретных

предметов, не выделяя при этом многообразие творческой деятельности человека.

3.Дети не владеют понятием «рукотворный мир», так как не знакомы еще с

преобразующей деятельностью взрослых.

4.У детей данной группы сформированы представления об общих для многих

предметов существенных признаках, но слова – названия еще не преобразуются в

слова – обобщения, то есть затрудняются в обосновании существенных признаков.

(туфли – обувь, телевизор – электроприбор).

Выводы вводного этапа опытно –

практической работы

1.Продолжать

обучать

детей

умению

выделять

существенные

и

несущественные

признаки

предметов,

а

также

группировать

и

классифицировать предметы по общим признакам.

2.Знакомить

детей

с

родовыми

(обобщающими)

понятиями

и

их

классификацией.

3.Развивать перспективный взгляд ребенка на окружающие предметы с

позиции ретроспективного подхода.

4. Приобщать родителей к сотрудничеству по проблеме формирования у

детей целостного представления о предметном мире.

Задачи формирующего этапа:

Чтобы лучше знать окружающий мир - надо

свои представления о нем систематизировать

Используем разные формы при обучении

1.Нам

удалось

активизировать

познавательный

интерес

у

воспитанников к предметам рукотворного мира.

2.Дети получили первые представления о роли человека в создании

предметов

окружающего

мира,

но

обобщить

эти

представления

и

использовать их при раскрытии связей, отношений между предметами

и людьми не могут, хотя выделяют главное - предметы созданы

человеком для комфортной жизни.

3.У детей пополнился словарный запас словами – названиями видовых

и простейших родовых понятий, имеющих 1-2 признака.

Выводы заключительного этапа опытно

– практической работы

Сравнительный

анализ

результатов

в

диаграммах.

Вводный этап Заключительный этап

40% - низкий уровень 0% - низкий уровень

60% - средний уровень 50% - средний уровень

0% - высокий уровень 50% - высокий уровень

60%

40%

50%

50%

Полученная

положительная

динамика

в

результатах

опытно

практической

деятельности

подтверждает

выдвинутую

ранее

гипотезу:

формирование

представлений

о

предметном

мире

у

дошкольников,

посредством

дидактической

игры,

возможно

сделать

более эффективным.

Общий вывод:

Благодарим за внимание!



В раздел образования