Автор: Уревская Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ 15
Населённый пункт: город Батайск, Ростовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Дидактическая игра как средство формирования представлений о предметном мире у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: «
Дидактическая игра как
средство формирования
представлений о предметном мире у
дошкольников»
Выполнила: Уревская Анна Юрьевна
По мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной
информативная функция предметного мира помогает выработать
необходимые представления о социальной действительности,
центральным звеном которых, являются знания о трудовой
деятельности взрослых, о функциональном назначении вещей
предметного мира.
Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что
благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может
осваивать ретроспективный подход к вещному окружению.
Эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный
подъем у ребенка, чувство восхищения теми чудесными
превращениями, которые происходят в результате труда человека.
Современные психолого –
педагогические исследования
Исследованием проблемы игры занимались такие
отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова,
Л. С. Выготский и другие.
Е.И.
Тихеева
утверждала,
что
содержанием
дидактических
игр
должна
стать
окружающая
жизнь
со
всем
богатством
мира
природы,
социальных связей, рукотворных предметов.
Народная
педагогика
подметила
потребность
ребенка
в
овладении
звуками,
красками,
словами
и
создала
дидактические игрушки и игры с ними.
Проблема исследования: действительно ли дидактическая игра способствует
формированию представлений о предметном мире у дошкольников.
Цель
исследования:
описать
формирование
представлений
о
предметном
мире у дошкольников посредством дидактической игры.
Объект исследования – представления о предметном мире.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования
представлений о предметном мире.
Гипотеза исследования: формирование представлений о предметном мире у
дошкольников посредством дидактической игры возможно, если рационально
включать дидактические игры в педагогический процесс.
Научный аппарат:
1.Выявить сформированность у дошкольников
4-5
лет
целостность
представлений
о
предметном мире.
2.Выявить
позицию
родителей
в
решении
проблемы
формирования
представлений
у
дошкольников о предметном мире.
Задачи вводного этапа опытно –
практической работы
Диагностика 1. «Два домика».
Цель:
выявить
проявление
отношения
ребенка
к
предметному
миру,
умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять
свои действия, опираясь на знания о предметном мире.
Диагностика 2. « Найди лишнюю картинку».
Цель: выявить сформированность представлений о названии, назначении,
строении
окружающих
предметов;
умение
выделять
существенные
признаки в предлагаемых предметах.
Диагностические методики
1.Дети 4-5 лет демонстрируют интерес к объектам рукотворного мира.
2.Дети
испытывают
затруднения
при
объяснении
происхождения
конкретных
предметов, не выделяя при этом многообразие творческой деятельности человека.
3.Дети не владеют понятием «рукотворный мир», так как не знакомы еще с
преобразующей деятельностью взрослых.
4.У детей данной группы сформированы представления об общих для многих
предметов существенных признаках, но слова – названия еще не преобразуются в
слова – обобщения, то есть затрудняются в обосновании существенных признаков.
(туфли – обувь, телевизор – электроприбор).
Выводы вводного этапа опытно –
практической работы
1.Продолжать
обучать
детей
умению
выделять
существенные
и
несущественные
признаки
предметов,
а
также
группировать
и
классифицировать предметы по общим признакам.
2.Знакомить
детей
с
родовыми
(обобщающими)
понятиями
и
их
классификацией.
3.Развивать перспективный взгляд ребенка на окружающие предметы с
позиции ретроспективного подхода.
4. Приобщать родителей к сотрудничеству по проблеме формирования у
детей целостного представления о предметном мире.
Задачи формирующего этапа:
Чтобы лучше знать окружающий мир - надо
свои представления о нем систематизировать
Используем разные формы при обучении
1.Нам
удалось
активизировать
познавательный
интерес
у
воспитанников к предметам рукотворного мира.
2.Дети получили первые представления о роли человека в создании
предметов
окружающего
мира,
но
обобщить
эти
представления
и
использовать их при раскрытии связей, отношений между предметами
и людьми не могут, хотя выделяют главное - предметы созданы
человеком для комфортной жизни.
3.У детей пополнился словарный запас словами – названиями видовых
и простейших родовых понятий, имеющих 1-2 признака.
Выводы заключительного этапа опытно
– практической работы
Сравнительный
анализ
результатов
в
диаграммах.
Вводный этап Заключительный этап
40% - низкий уровень 0% - низкий уровень
60% - средний уровень 50% - средний уровень
0% - высокий уровень 50% - высокий уровень
60%
40%
50%
50%
Полученная
положительная
динамика
в
результатах
опытно
–
практической
деятельности
подтверждает
выдвинутую
ранее
гипотезу:
формирование
представлений
о
предметном
мире
у
дошкольников,
посредством
дидактической
игры,
возможно
сделать
более эффективным.
Общий вывод:
Благодарим за внимание!