Автор: Мешкова Наталья Васильевна
Должность: заведующая библиотекой
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 27"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обеспечение обратной связи между читателем и библиотекарем через использование традиционных книжных выставок"
Раздел: среднее образование
«Обеспечение обратной связи между читателем и библиотекарем через
использование традиционных книжных выставок»
Мешкова Наталья Васильевна, заведующая библиотекой
МБОУ «СОШ № 27»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Основной традиционный ресурс школьной библиотеки, как и любой другой, – ее
книжные и журнальные фонды, сосредоточившие в себе огромный образовательный,
воспитательный, гуманистический и культурный потенциал, реализуемый в интересах
детей
педагогом-библиотекарем,
носителем
культуры,
владеющим
уникальной
библиотечной методикой работы с книгой, не дублирующей методы ни учителя, ни
воспитателя. ( рисунок 1)
Рисунок 1 « Виды работы библиотеки»
Библиотека в школе становится ресурсной инновационной площадкой, местом, где
идет работа школьников и преподавателей с разного рода информацией – печатной,
электронной,
мультимедиа,
Интернетом,
где
библиотекарь
курирует
выполнение
проектов, консультирует детей и взрослых, формирует информационную грамотность и
культуру. Пользуясь присущими библиотеке ресурсами и библиотечными методами,
школьный библиотекарь как педагог участвует вместе с учительским составом школы во
всех видах педагогической деятельности и в реализации ФГОС. Он раскрывает
закономерности
образовательного
процесса,
изучает
процессы
социализации,
гуманизации и индивидуального развития личности, распространяет основные положения
1
современной отечественной педагогики: отношение к учащемуся как равноправному
партнеру,
утверждение
отношений
сотрудничества,
взаимодействия,
учение
без
принуждения,
идеи
свободы
выбора
и
индивидуально-личностного
подхода,
использование средств и способов сбережения физического и духовного здоровья
учащихся. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества.
Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в
которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия:
человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является
самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее
принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на
которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех
людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование
пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они
способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.
Основная
услуга
библиотеки
–
обслуживание
пользователей
с
целью
предоставления возможности получить книги и другие виды документов в бумажном,
аудиовизуальном
и
электронном
форматах
во
временное
пользование,
а
также
обеспечение доступа к удалённым ресурсам.
Каждая библиотека формирует, обеспечивает хранение и использование своего
библиотечного
фонда.
В
состав
фонда,
как
правило,
входят
непериодические,
периодические и продолжающиеся издания, рукописи, аудиовизуальные материалы и
электронные документы. ( рисунок1 )
Рисунок 1 « Информационные ресурсы школьной библиотеки»
Основная черта библиотечной услуги, ее назначение — сделать доступными для
пользователя документы и библиотечную информацию, которые ему необходимы.
2
Виды услуг — это разные способы организации доступа читателя к библиотечным
ресурсам в целях удовлетворения и развития их информационных потребностей.
Самыми элементарными услугами с точки зрения структуры являются: рассказ о
книге, консультация, выставка, плакат, а итог услуги — выдача документа или получение
определенной библиотечной информации. Библиотека может оказывать дополнительные
библиотечные услуги на платной основе, перечень которых определяет самостоятельно в
соответствии с возможностями предоставления, потребности и интересами жителей.
Предоставление дополнительных услуг возможно, если это не наносит ущерба основной
работе и соответствует целям, ради которых создана библиотека. Одной из самых
распространённых форм работы библиотеки является книжная выставка. В библиотечной
практике активно используются традиционные виды книжных
выставок. Каждая
выставка имеет ряд своих отличительных особенностей ( таблица1)
Таблица 1 « Книжные выставки в школе»
Название выставки
Цель
Примечание
Выставка
новых поступлений
Цель : познакомить
читателей с новыми
документами (книги,
газеты, журналы, фото- и
видеоматериалы),
поступившими в библиотеку
Чаще всего, эти
выставки универсальны по
содержанию. На них
должны быть представлены
книги по разным отраслям
знаний и художественные.
Традиционный для такой
выставки заголовок -
«Новые книги»
Выставка
по актуальным темам и
проблемам
Цель: привлечь внимание
читателей к конкретной
теме, проблеме, побудить к
чтению книг и других
документов по этой теме
путем представления и
рекомендации лучших из
них
Задача библиотекаря –
выбрать актуальную,
интересную читателям тему.
Это могут быть:
• экология («В святой
обители природы»,
«Зелёный мир – наш общий
дом»);
• космос («Там, на
неведомых орбитах, следы
невиданных Планет»);
• краеведение («Поэзия
родного края», «Листая
страницы истории края»);
• первая любовь («О чем
девчонки столько
говорят?»);
• этикет («Школа вежливых
наук») и многие другие.
Персональная
выставка
Цель: привлечение
внимания к какой-то
Такая выставка может быть
посвящена художнику,
писателю,
3
личности, персоне,
пробудить желание как
можно больше узнать об
этом человеке, его
жизни и деятельности.
поэту, композитору,
ученому, политику,
историческому лицу и др.
Например: «Последний
русский самодержец» (о
Николае II), «Открыватель
неведомых стран» (о Льве
Кассиле),
«Фантазии сеньора Родари»
(о Джанни Родари).
Традиционно на
персональной выставке
присутствуют три раздела:
• первый раздел
рассказывает о жизни
личности, персоны;
• второй раздел посвящен её
деятельности;
• третий раздел
представляет сами
произведения, труды этого
человека
Выставка
знаменательных или
памятных дата
Цель: предоставить
информацию о каком-то
событии, празднике, его
истории и традициях, дать
советы и рекомендации по
его проведению.
Традиционно в библиотеке
оформляются выставки к
«красным» дням календаря:
• к Новому году («Весело,
весело встретим Новый
год», «Новогодняя
мозаика», «Новогодний
калейдоскоп»);
• ко Дню защитника
Отечества («Есть такая
профессия – Родину
защищать», «На страже
Отчизны»);
• к празднику 8 Марта
(«Милая мама моя»,
«Девчоночьи секреты»); •
•ко Дню Победы
(«Поклонимся великим тем
годам», «Этот день мы
приближали, как могли»).
Жанровая
выставка
Цель : привлечь внимание
читателей к книгам
определённого жанра,
заинтересовать, побудить к
чтению.
Представить на выставке не
только произведения
определённого жанра, но и
материал о возникновении
этого жанра, его
основателях, интересные и
малоизвестные факты из его
истории. Первыми
помощниками библиотекаря
4
в подготовке такой выставки
будут «Энциклопедический
словарь юного
литературоведа», «Словарь
литературоведческих
терминов» и популярная
литература из раздела
«Занимательное
литературоведение».
Выставка
посвященная разным
видам сказок
Цель : познакомить детей с
различными направлениям
жанра «сказка», лучшими
произведениями,
написанными в этом жанре.
Разделами такой выставки
могут стать названия разных
видов сказок: «Волшебные
сказки», «Сказки о
животных», «Бытовые
сказки» и другое.
Выставка
одной книги
Цель: заинтересовать
читателей какой-то
определённой книгой, через
предоставление
разнообразного материала,
который помогает раскрыть
содержание книги
Это может быть
информация об авторе
книги, его жизни и
творчестве, об истории
создания книги, о
прототипах героев
произведения, их судьбе.
Выставка
забытых книг
Цель: напомнить о хороших
художественных и научно-
популярных книгах,
которые по каким-то
причинам не пользуются
популярностью у читателей.
Выставку можно так и
назвать — «Любимые
детские книги наших пап и
мам» или «Мы читали и ты
прочти». Такие выставки
очень актуальны не только
потому, что способствуют
взаимопониманию
поколений. Они помогают
вернуть современным детям
так необходимые для их
развития книги
нравственно-этической
направленности.
Экспресс-выставка
одной публикации (книги)
Цель: предоставление
оперативных материалов
по актуальной, интересной
для различных читательских
групп теме.
В центре выставки с
заголовком «Интересная
статья» («Внимание, новая
книга!») помещают статью
или книгу, рядом
представляют публикацию
5
Примечание : организуются
такие выставки в день
поступления периодического
издания (книги) и
экспонируются 3-5 дней.
на данную тему другого
автора, если экспонируется
статья, и рецензии на
данную книгу, если
экспонируется книга.
Книжная выставка-
экспозиция
Цель: глубокое
проникновение в тему,
которой посвящена
выставка через синтез
библиотечной и музейной
выставки .
Выставка-экспозиция может
быть организована в виде
инсталляции, музейного
уголка, оформлена в
витринах.
Выставка - инсталяция
Цель: представление
разных изданий этой книги,
иллюстрации, выполненные
разными художниками,
фотокадры из фильмов-
экранизаций
Очень важно
для такой выставки
правильно выбрать книгу.
Она должна быть яркой,
содержательной,
интересной, не рядовой.
Это может быть классика —
прошлых веков и
современная, или
краеведческая книга
Выставка-сюрприз
Цель: организация
неожиданной встречи с
хорошей книгой.
Такие выставки создают
обстановку комфорта и
праздника. Например,
выставка-сюрприз
«Книжный кот в мешке», на
которой представленные
книги упакованы в бумагу и
каждая пронумерована. Из
красочной коробочки
читатель выбирает карточку
с номером, и книгу
с соответствующим
номером можно взять с
собой и прочесть дома. Два
непременных условия:
участвовать один раз и
книгу разворачивать только
дома.
Интерактивные выставки
Цель : обеспечить обратную
связь между читателем и
Организовать
живое общение между
посетителями выставки,
6
библиотекарем
призвать их к обсуждению
поставленной
проблемы.
Библиотекарь, как и любой другой педагог, имеет дело с высшей ценностью –
личностью
ученика,
который
является
субъектом
собственной
деятельности
по
саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению. Без обращения к его внутренним
силам, системе ценностей, потребностям педагогический процесс не может быть
эффективным.
Данное требование особенно касается школьного библиотекаря, имеющего дело с
разными возрастными
группами детей – младшими
школьниками,
подростками и
старшеклассниками. Каждая из этих групп обладает своими психофизиологическими
особенностями, которые надлежит учитывать.
Переход учащихся из начальной в основную, а затем старшую школу сопряжен с
перестройкой социальных отношений, необходимостью адаптироваться к новым предметам
и учителям, к новым требованиям, связанным с увеличением нагрузки, повышением доли
самостоятельной работы в процессе обучения. В этом отношении библиотекарь в школе
имеет преимущество – он один на всех учащихся, на все годы обучения. Независимо от
того, в каком классе школьник учится, он приходит в ту же библиотеку, с какой начал свой
ученический путь, он общается с тем же библиотекарем, с каким встретился в первом
классе.
Это постоянство делает для ребенка библиотеку родным домом, а библиотекаря –
значимым взрослым, который не ставит оценок, не вызывает к доске, и с которым можно
поделиться самыми сокровенными мыслями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коготков Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: Учебник для вузов. – С. -
Петербург, 2004. – с. 42
2. Коготков Д. Я. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: Лекция. – М., 1998.
– 61 с.
3. Коготков Д. Я. Информационные потребности и основные группы потребителей
библиографической информации: Лекция. – М., 2000. – 46 с.
4.Леусенко, Г. Талант – быть собеседникам //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 24 – 25
5. Малыхина, Т. Увидеть себя чужими глазами //Библиотека. – 1993. - N 4
6. Осипова, И. П. Библиотечные кадры: социальные аспекты обновления //Мир библиотек
сегодня. – Вып. 2. – М., 1994. – С. 90 – 104
7. Профессиональное сознание библиотекарей: материалы семинара (3 – 4 июня 1993 г.). –
М., 1994. – 118 с.
8. Программа «Библиотека – муниципальный общедоступный информационный центр»//
М., 1997. - №7.
7