Напоминание

""Метод действенного анализа пьесы и роли


Автор: Абузгалиева Ирина Акрамовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: ""Метод действенного анализа пьесы и роли
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Метод действенного анализа пьесы и роли.

Метод действенного анализа имеет огромный творческий импульс, который в

результате облегчает работу режиссёра и актёра над пьесой и ролью. Многие противники

этого метода всячески стараются доказать, что метод действенного анализа пьесы и роли -

это лишь эксперимент, недостаточно подтвержденный теоретической и практической

деятельностью самого Константина Сергеевича Станиславского.

Метод действенного анализа - способ перевода образов одного вида искусства -

литературы, драматургии - в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его

принципиальное отличие от литературоведческого анализа. Творческая и нравственная

сила

метода

действенного

анализа,

синтезирующего

анализ

и

воплощение,

заключающаяся в естественности и органичности процесса разведки, проб и ошибок,

свободного (тут имеется в виду и внешняя, и внутренняя, в широком смысле слова -

свобода) творческого поиска. Метод действенного анализа расширяет, обогащает взгляд

на пьесу, требует активной работы творческой мысли. При этом следует помнить, что

самый совершенный режиссерский прием, если он не согрет сиюминутным творчеством,

интуицией художника, - может стать мертвым ремеслом, не способным оплодотворить

процесс создания спектакля. Двуединый процесс, лежащий в основе методики так

называемой «разведки умом» и «разведки телом», - опирается на способность художников

театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссёра

формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, - от исходного

события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Событийное

развитие - важнейшая часть режиссерского замысла. Событие - основная структурная

единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная

режиссёром на этапе «разведка умом» цепь событий - путь к постановочному решению

спектакля. “Разведка

телом” является работой этюдным методом. Этюдный метод

необходим актёру для того, чтобы он как можно больше вник в суть произведения,

прочувствовал свою роль. Метод действенного анализа актуален в современном театре.

Необходимо отметить, что практически во всех сочинения К.С. Станиславского

указывается на проникновение именно в замысел драматурга, а не в создание своего

собственного. Для этого проникновения он придумывал различные системы и методы

анализа. Насколько изменилось это убеждение в последующие годы в современном

театре,

пожалуй,

всем

известно.

Сейчас

главенствующее

положение

занимает

режиссёрская «трактовка». Режиссёр строит на основе пьесы свой замысел, свой смысл, а

пьеса является лишь поводом к спектаклю, к выражению личной темы режиссера. Часто

можно встретить такие выражения: «авторский жанр», «режиссёрский жанр», «тема

автора», «тема режиссёра» и т.д. Во многом эта терминология оправдана тем, что

первоначальная работа над разбором пьесы все же ведется через личностное отношение к

материалу, через режиссёрский смысл, на пьесу смотрят сквозь очки своей темы.

1 этап метода действенного анализа - «Разведка пьесы умом»

Для

того

чтобы

перейти

к

действенному

анализу

путем

этюдов

с

импровизированным

текстом,

надо

проделать

большую

предварительную

работу

углубленного распознавания пьесы за столом, то есть провести в первоначальный период

работу, которую Станиславский называл «разведкой умом».

Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые

определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии

опирается на пять событий:

Исходное событие - своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно

начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует,

отражает в себе (как капля воды - океан) исходное предлагаемое обстоятельство,

зарождаясь в его недрах.

Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу

ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

Центральное событие - это в спектакле высший пик борьбы по сквозному

действию.

В финальном событии - заканчивается борьба по сквозному действию, исчерпывается

ведущее предлагаемое обстоятельство.

Главное событие

- самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно»

сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба

исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно

или осталось прежним.

Кроме того, анализируя пьесу, мы должны определить:

Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - та среда, в которой сосредоточена

проблема пьесы, авторская боль; мы постигаем её в процессе развития пьесы. Исходное и

ведущее предлагаемые обстоятельства пьесы часто конфликтны по отношению друг к

другу, но отнюдь не всегда.

Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы - то обстоятельство малого круга, которое

определяет борьбу по сквозному действию пьесы.

Затем

К.С.

Станиславский

предлагает

наметить

временную,

черновую

сверхзадачу,

начать

прощупывать

линию

сквозного

действия.

Предполагаемая

сверхзадача становится своеобразным компасом, даже если она не сформулирована, но

только намечена и живёт лишь в предощущениях режиссёра. Сверхзадача - это глубокое

проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины,

которые двигали пером автора.

Начать «штурм пьесы» можно с определения проблемы, что позволит вплотную

подойти к смыслу произведения, к сверхзадаче, ведь проблема связана с нравственным

содержанием пьесы.

Подлинная идея в произведении всегда спрятана, на поверхности же лежит

моральное правило, догма. Идея, повернутая, обращенная в сегодняшний день,

содержащая современную боль, проблему, волнующую зал, - это и есть сверхзадача

пьесы.

Сквозное действие

- путь воплощения сверхзадачи, та реальная, конкретная

борьба, в результате которой утверждается сверхзадача. Оно начинается в основном

событии одновременно с появлением ведущего предлагаемого обстоятельства пьесы – это

обстоятельство и будет определять всю борьбу по сквозному действию. Высшего пика эта

борьба достигнет в центральном событии. Закончится она - в финальном событие, здесь

будет исчерпано и ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы. Исходное предлагаемое

обстоятельство, неизменное на протяжении всей пьесы, связано с исходным событием - в

исходном событии отражено исходное предлагаемое обстоятельство; в главном событии

решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства (мы узнаем, что с ним стало,

изменилось ли оно, или осталось прежним, «победило» или «потерпело

поражение»). В главном событии также просветляется сверхзадача пьесы.

2 этап метода действенного анализа - « Разведка пьесы телом»

Самым ответственным в методике действенного анализа, несомненно, является

этап познания пьесы и роли путем этюдных импровизаций. Теория соединена с

практическим освоением режиссёрами метода физических действий. Этот метод является

инструментом метода действенного анализа. Суть его - создание цепи физических

действий, которые взрывают конфликт, раскрывают его смысл, объясняют глубину

взаимоотношений персонажей.

Метод физических действий - метод зрелищного

выражения смысла события.

"Разведка телом" подразумевает репетиции этюдным методом, когда актёры

начинают пробовать работать сразу на площадке под руководством режиссёра. Этюдный

метод репетиционной работы - вершина творческого взаимодействия актёров и режиссёра

в процессе создания спектакля. Переходя к «разведке действием» этюд используется как

средство действенного познания, проверяется материал пьесы. Поэтому этюд - именно

лабораторный,

педагогический и особый репетиционный прием,

когда познание

сочетается с воплощением.

Если условиться, что этюд - проба и к нему нужно относиться как к наброску, к

«безответственному» черновику, и по нему никто не будет судить артиста, то сразу этюд

становится артисту нетрудным, потом привычным и, наконец, необходимым.

Участие режиссёра в процессе импровизации многозначно. Определив событие и

действие в нем, отобрав предлагаемые обстоятельства, постановщик спектакля должен

быть чуток к тому, верный ли камертон задан импровизационному поиску, угаданы ли

природа чувств и способ существования в спектакле; режиссёр корректирует и направляет

поиск. Интуитивное проникновение в художественную ткань произведения, творческое

вдохновение играют важную роль в импровизационном поиске.

Творческая и нравственная сила метода действенного анализа, синтезирующего

анализ и воплощение, заключающаяся в естественности и органичности процесса

разведки, проб и ошибок, свободного (тут имеется в виду и внешняя, и внутренняя, в

широком смысле слова - свобода) творческого поиска.

Необходимо тренировать в себе умение в сложном увидеть простое, а в простом –

сложное. Любое явление жизни, происходящее с вами, вокруг вас, адаптировать,

переводить

на

язык

действия,

обнаруживать

в

нем

событие,

конфликт.

Метод физических действий способствует созданию цепи физических действий,

которые

взрывают

конфликт,

раскрывают

его

смысл,

объясняют

глубину

взаимоотношений

персонажей. Если

коллектив

правильно

понимает

идейную

направленность пьесы, а каждый исполнитель правильно поймет целеустремленность

своего героя, коллектив может, произведя глубокую «разведку умом», приступить к

репетиционному процессу в действии.

Этюдный метод «прикосновения» к драматургическому материалу (репетиций

спектакля) дает актёру понимание и ощущение содержания роли. Вот, что об этом писала

М.О. Кнебель в своей книге «О действенном анализе пьесы»: «...все этюды должны

делаться исполнителями только на собственном импровизационном тексте». Это значит,

что работа этюдным порядком ставит актёра в условия, когда он до поры до времени

подменяет слова автора своими словами, но обязательно сохраняет при этом авторские

мысли.

Иначе и быть не может: ведь делая этюд на определенный эпизод пьесы, мы

хорошо знаем авторские мысли как всей пьесы, так и по своей роли, знаем все ситуации,

взаимоотношения - словом, все то, что мы познали в процессе «разведки умом». Текст, не

продиктованный мыслями, заложенными автором в эпизоде, на который делается этюд,

уведет исполнителя от пьесы, а не к пьесе. Его психофизическое самочувствие

обязательно потребует, при правильно построенном этюде, того словесного действия,

которое продиктовано мыслями пьесы, то есть автора.

Иными словами, метод действенного анализа создает такие условия репетиции

спектакля, при которых актёру будет хотеться произнести тот или иной текст, а не тогда,

когда настанет «его очередь произносить текст по пьесе».

Так вот, комфортные творческие условия репетирования создают:

1) внутренний монолог;

2) психологическими и физическими действиями.

Метод физических действий - довольно хитрое изобретение Станиславского, ибо,

как

он

утверждал,

в

каждом

физическом

действии

есть

немало

действия

психологического. В известном смысле, было бы правильней определить его как «метод

психофизических действий». На сцене почти не бывает случаев, когда делается лишь

физическое

действие,

ведь любое

сценическое

действие

рождается

в

результате

определенного внутреннего монолога и предшествовавшего сцене события и это – как

минимум.

Другое дело, что физические действия нередко позволяют актерам создать

необходимое самочувствие, то есть, пластически выразить задачи своего персонажа в той

или иной сцене. Точно (выразительно) найденное на сцене физическое действие способно

помочь актёру создать необходимый внутренний монолог и «натолкнуть» его на действие

психологическое. И метод физических действий - как раз направлен на поиск таких

действий, которые бы раскрыли намерение (цель) персонажа в сцене.

Итак, метод действенного анализа есть метод разработки макета (образа) будущего

спектакля - с использованием определенного плана (подхода) к разбору пьесы, равно как и

(часто) импровизационного (этюдного) подхода к начальным репетициям. Метод

позволяет в сжатые сроки провести «разведку боем» описанной в пьесе истории, дает

режиссёру возможность понимания эскиза его будущего творения, равно как и повод

более обоснованно выбрать последующий метод работы над спектаклем.

Список литературы:

1.

Мария Кнебель: О действенном анализе пьесы и роли. Учебное пособие. Планета

музыки 2021г.

2.

Ирина Малочевская: Режиссёрская школа Товстоногова. Санкт-Петербургская

академия искусства, 2003г.

3.

Игорь Чистюхин: О драме и драматургии. Учебное пособие. Планета музыки 2022г.



В раздел образования