Автор: Кислицына Ольга Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №69 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами окружающей природы.
Раздел: дошкольное образование
О.В. Кислицына
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида»
города Северодвинска Архангельской области
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста средствами окружающей природы.
Введение:
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС),
Федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и
повышения
качества
дошкольного
образования,
введения
программно-
методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,
направленное
на
выявление
и
развитие
творческих
и
познавательных
способностей детей. Огромными возможностями обладает организация и
внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для
повышения качества образования. Инновации определяют новые методы,
формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике,
ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-
эстетического
развития
в
ДОУ.
Исследования
в
области
социологии,
психологии, медицины, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства
в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в
жизни
ребенка.
Исходя
из
этого,
необходимо
выстраивать
систему
художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных
методов и новых интегрированных технологий.
Актуальность темы:
В наше время проблема художественно-эстетического развития личности,
формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих
перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика
определяет
художественно-эстетическое
развитие
детей
дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески
активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное
в жизни и искусстве. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у
специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь
глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в
окружающей действительности и в искусстве важное условие духовной жизни
человека. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения
внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние
детей,
вызывают
у
них
желание
наблюдать,
спрашивать,
рассуждать,
рассказывать.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Особую
важность этот вопрос приобретает в настоящее время, это обусловлено
чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей
жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это
телевизор и компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или
компьютерные игры. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить
видеть, понимать и чувствовать ее красоту.
Актуальность продиктована нашим желанием помочь родителям «вернуть»
современных
детей
на
лоно
родной
природы,
увлечь
живописью
и
дизайнерским искусством, помочь в создании реального и прекрасного мира.
Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате
солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором
полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте
и глубине, познает окружающий мир. Эстетическое восприятие предполагает
наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше
ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его
воображение,
без
которого
немыслима
художественно-творческая
деятельность.
Гипотеза: мы предполагаем, что при умелом руководстве процессом развития
детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы
каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу,
можно достичь высоких результатов в комплексном решении программных
задач художественно-эстетического воспитания.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени
испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных
знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той
или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы,
насекомые, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега,
ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание
детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на
берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за
животными и растениями дают детям много радостных переживаний,
возможность поэкспериментировать с природным материалом. Чем больше
ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его
воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Эстетическое
восприятие
природы
в
поэтическом
описании
помогает
дошкольнику
осмыслить
жизненные
наблюдения,
побуждает
к
отображению
своих
впечатлений в рисунке. Дети могут создавать творческие рисунки и только на
основе наблюдений природных явлений, имеют возможность проводить
исследования в природе, экспериментировать с красками, цветовым решением,
а затем оформлять результаты своей творческой деятельности в виде детского
дизайна или выставках-презентациях творческих работ. Но если проводить с
ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при
этом
с
поэзией,
то
лирические
образы
природы
обязательно
будут
присутствовать
в
любом
детском
рисунке,
обогащая
и
дополняя
его
характерными деталями.
Целью данной работы является знакомство детей с дизайнерским
искусством, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию,
воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, доставлять
детям радость и вдохновлять на творчество.
В соответствии с поставленной целью нами были определены задачи:
-научить воспринимать художественные образы, отражать в работах явления
природы в разное время года различными средствами искусства;
-развивать творческие способности в сфере художественно-эстетической
деятельности, формировать интерес к эстетическому восприятию;
-воспитывать
интерес
к
самостоятельной
художественно-творческой
деятельности, реализовать потребности детей в самовыражении.
Самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с
ней. Природа настолько многообразна и гармонична в своей основе, что
является основополагающим инструментом в воспитании в ребенке чувства
прекрасного. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое
воздействие на разностороннее развитие личности ребенка. В процессе
наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит
размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра,
плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все
это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий
вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание - это
вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все
шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Ребенка
необходимо научить видеть природу. Ведь смотреть - еще не значит видеть.
Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается в сетчатке глаз, а лишь
то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.
Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать
словесно. Например, описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать
форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показать все это.
Когда дети знакомятся с красотой окружающего их мира, происходит развитие
чувственно-эмоциональной сферы, логических способностей, воображения и
творческого начала. Ознакомление дошкольников с природой – это средство
образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,
основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к
природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе
детского сада нельзя решать задачи художественно-эстетического развития
дошкольников. Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание
вопросу
взаимосвязи
умственного
и
эстетического
воспитания
при
ознакомлении старших дошкольников с природой.
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри
каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей,
вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать и
переносить свои впечатления от окружающего мира в творческие работы.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей
яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства
Основное
средство
познания
природы
–
наблюдение.
Это
сложная
познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь,
требуется
устойчивое
внимание.
В
понимании
наблюдаемого
явления
существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя
наблюдения в природе, мы успешно решаем в комплексе ряд задач: формируем
у детей знания о природе, учим наблюдать, развиваем наблюдательность,
воспитываем эстетически.
Научить детей видеть красоту родной природы,
всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней помогают целевые
экскурсии в природу.
Чаще всего основная цель экскурсии - формирование
представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети
приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и
звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. При работе с
детьми
подготовительной
группы
мы
помогаем
им
открыть
красоту
окружающих их явлений, заметить в обычной вещи или привычном явлении
что-то новое и необыкновенное. Через это стараемся мотивировать их к
действию, вносящему эту красоту окружающего мира живой природы в
повседневную жизнь ребенка. Для этого во время прогулок мы с детьми
обращаем внимание на краски и колорит, свойственные каждому времени года,
обсуждаем, чем краски лета отличаются от красок осени, зимы или весны.
Замечаем, в какое время присутствуют в облике окружающей природы
холодные тона, в какое время преобладает теплый колорит. Все дети открыты к
восприятию прекрасного мира, красота явлений живой природы рождает в их
душах живой эмоциональный отклик. Во время прогулок на площадке или в
парке в осеннее время дети с большим удовольствием изучают опадающие с
деревьев листья, обращаем внимание на их цвета и форму, стремятся
поделиться прекрасным с воспитателем или с родителями. В такой ситуации
необходимо обязательно поддержать инициативу каждого ребенка и превратить
ее в мощный воспитательный и развивающий фактор. Мы предлагаем детям
различные игры с найденными осенними листьями, в ходе которых они находят
одинаковые по форме и цвету листочки. Мы выполняем с ними из собранных
опавших листьев во время творческих занятий разнообразные композиции,
создавая осенний лес или другие фантазийные картины. Предлагаем детям
придумать, что можно сделать из собранного природного материала. При
проведении развивающих и воспитательных мероприятий с детьми стараемся
строить работу так, чтобы в ходе творческих занятий ребята использовали в
своем
творчестве
те
природные
материалы,
которые
соответствуют
наступившему сезону, и тем самым отображали бы в своем творчестве смену
одного времени года другим. Во время зимних прогулок мы предлагаем детям
обратить внимание на то, как лежит снег, как он покрывает ветки и крыши
домов, какую песню напевает нам метелица. В весенний период наблюдаем
пробуждение природы после зимнего сна, прислушиваемся к звону капели,
журчанию
ручья.
Летом
радуемся
яркому
солнцу,
теплому
ветерку,
многообразию зелени. Все это разнообразие дети отражают в своих рисунках:
«Вот и осень наступила», «Зимние кружева», «Елочка пушистая – от снега
серебристая», «Ранняя весна», «Пробуждение природы», «Волшебный цветок»
и многое другое. Таким образом, мы стараемся научить детей создавать образ
пейзажа определенного времени года, выбирать средства художественной
выразительности, отображать окружающую их действительность с помощью
средств изобразительного искусства на занятиях по рисованию. Во время
творческих занятий мы с детьми изучаем репродукции картин художников-
пейзажистов И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова которые соответствуют
разнообразию времен года. В результате таких занятий с использованием
визуальных и поэтических художественных произведений мы обратили
внимание на то, что изобразительное творчество детей наполняется новым
содержанием. Они более осмысленно и более ответственно стремятся
относиться к окружающему их миру природы.
Для обогащения знаний детей о
природе, о поведении в ней человека мы используем слайды, видеофильмы,
мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы,
стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое
педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка
эстетический
вкус,
познавательную
сторону.
В
своих
наблюдениях за
воспитанниками мы обратили внимание на то, что в ходе ежедневных занятий
по изучению красоты живой природы с помощью средств искусства, дети более
бережно и более эмоционально начинают воспринимать явления окружающего
их мира. Это отражается в их рисунках и в самом процессе познания во время
ежедневных прогулок с детьми, что использование средств художественного
слова помогает эстетическому воспитанию дошкольников, пробуждает в них
интерес к окружающему, развивает эстетический вкус и эмоциональную сферу
ребенка. Основываясь на уже сформированных у детей представлениях о тех
или иных явлениях, мы стараемся обратить их внимание на то, как поэт или
писатель старается изобразить окружающую природу во время изучения
окружающего мира на прогулке. Мы обратили внимание на то, что уровень
эмоциональности восприятия окружающих картин живой природы у детей
очень сильно зависит от самих природных циклов. Так, во время весенних
прогулок дети особенно сильно радовались после зимы ярким солнечным
ручьям и капели, прилету первых птиц и появлению первой травки. Рисунки
детей в это время были особенно красочными и теплыми, в них преобладали
теплые цветовые оттенки.
На занятиях по рисованию мы стараемся предлагать детям использовать не
только цветные карандаши и краски, а также другие средства художественного
выражения. Это позволяет детям лучше развивать мелкую моторику рук,
эмоциональную сферу и творческое начало. Во время экспериментальных
творческих работ с фломастерами, мелками, пластичным материалом дети
улучшают свою координацию движений, улучшают память и логическое
мышление. Использование разнообразных средств художественного творчества
не только позволяет детям привить новые навыки, но и будит их фантазию,
позволяет по-своему отобразить увиденное на прогулке в рисунке. В работе с
детьми
мы
отводим
много
времени
их
самостоятельной
творческой
деятельности, мотивирую их стремление к самовыражению. Для этого в группе
создан уголок творчества, где подобраны различные материалы для рисования
и творческой деятельности. Дети сами выбирают, чем они будут рисовать. Для
мотивации интереса у воспитанников к рисованию мы регулярно показываем
им способы рисования или другие приемы традиционного изобразительного
искусства.
Кроме этого активно используем нетрадиционные методики
живописи, такие как рисование пальцами, ладонями, углем, использование
мятой, сырой бумаги или ткани, трафаретов и многое другое. Каждый опыт
ребенка оцениваем положительно, независимо от того, как ему удалось
овладеть новыми средствами самовыражения.
В нашей работе широко
применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает
творческую деятельность, если мы создаем разнообразные игровые ситуации,
если художественный материал представлен в увлекательной форме, если
между детьми возникают игровые соревнования. К примеру: «Что перепутал
художник?», «Подбери краски и материал в соответствии с временем года»,
«Ты начнешь, а мы продолжим», «Цветное лото», «Что хотел рассказать
художник в своей работе?» и многое другое. Важнейшее значение игры
заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей,
при которой складываются определенные взаимоотношения между ними.
Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время
развивают
их
наблюдательность,
воображение
фантазию,
обостряют
восприятие прекрасного. Значительное место в творческом процессе и в жизни
детей
занимают
праздники,
развлечения.
Содержание
развлечений
разнообразно: тематические музыкальные вечера, викторины, творческие
гостиные, семейные праздники. Подбирается разнообразный материал - и
литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Дети читают
стихи, поют песни, водят хороводы и т.д. При проведении праздников решается
комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, и конечно,
реализуются
задачи
творческого
развития.
Праздник
должен
быть
эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки,
общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к
творческой стороне действительности.
Ведущее место в осуществлении
эстетического воспитания принадлежит детскому саду, но велика и роль семьи.
Идея и цель проекта, предложенные на родительском собрании и освещенные в
консультациях,
папках-передвижках,
заинтересовали
родителей
и
способствовали их активному участию в создании продуктов проекта.
Только
при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное
осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет
музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно
воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,
музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Мы помогаем родителям
создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания
детей, рассказываем о важности эстетики быта, советуем, что читать детям,
какие диски для слушания музыки приобрести, добиваемся, чтобы у ребенка в
семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом,
карандаши, фломастеры, краски, игрушки, книги и многое другое. Учим
родителей с уважением относиться к рисункам детей, поощрять их творческие
проявления.
Установление
преемственности
в
эстетическом
воспитании
дошкольного учреждения и семьи формирует первоосновы духовной культуры,
которой
должен
обладать
маленький
человек.
Дети
располагают
значительными потенциальными возможностями, и в процессе занятий
изодеятельностью у них формируется интерес к итогам своей работы,
внимание,
ориентация
на
листе
бумаги,
воспитывается
аккуратность,
усидчивость, развивается мелкая моторика рук. Дети научились обдумывать
замысел,
мотивировать
выбор
изобразительных
средств,
научились
самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и
выполнять их. Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью
участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов. Наши
воспитанники являются постоянными участниками муниципальных конкурсов
детского творчества. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой
техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств.
Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми и
родителями на базе МБДОУ № 69 «Дюймовочка» постоянно устраиваем
совместные выставки художественного творчества для детей, родителей,
педагогов и гостей детского сада. Тематика художественно-творческих работ
соответствует времени года: «Зимушка-Зима!», «Вот и пришла Весна-красна!»,
«Летние впечатления», «Как много красок у Осени есть!», украшаем группу
своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам. Презентацией
нашей совместно творческой деятельности стал проведенный с родителями
праздник с названием «Палитра времен года», где были представлены работы
детей с разнообразных выставок детского творчества: «Краски Осени»,
«Вдохновенье дарит лето», «Белоснежная Зима», «Подарки для деда Мороза»,
«Весеннее настроение» и многое другое. Реализация нашего проекта будет
продолжаться, что вдохновляет нас на дальнейшее успешное совместное
творчество, благотворное сотрудничество всех его участников.
Список информационных источников:
1.
Дубровская
Н.
В. «Аппликация
из
гофрированной
бумаги».
–
СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2.
Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. подделки из тарелок. Для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3.
Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
4.
Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007
5.
Потапова Е. В. «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием
современных материалов в ДОУ»