Авторы: Смирнова Светлана Владимировна, Трудниченко Надежда Ивановна
Должность: педагог-психолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 2
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Организационно- деловая игра "Летний лагерь" как нетрадиционная форма повышения педагогического мастерства молодых педагогов
Раздел: среднее образование
Организационно- деловая игра «Летний лагерь»
как нетрадиционная форма повышения педагогического мастерства
молодых педагогов
Авторы: Смирнова С.В., Трудниченко Н.И.,
педагоги-психологи МАОУ Гимназия № 2, г. Красноярск
Аннотация
Данная учебная деловая игра разработана в помощь молодым педагогам в развитии
педагогического
мастерства
и
профессионального
потенциала.
Учебная
деловая
игра
целенаправленно сконструированная модель реального процесса, имитирующая профессиональную
деятельность вожатого летнего лагеря и направленная на формирование и закрепление
профессиональных умений и навыков молодых педагогов.
Актуальность данной формы работы в том, что она помогает активизировать участников
профессиональных отношений, ее главное отличие от традиционных форм педагогического
взаимодействия таких как, заседания школьных методических объединений, педагогический совет,
анализ деятельности, посещение уроков, открытые уроки и т.д., в том, что она способствует более
глубокой заинтересованности ее участников в изучении поставленного вопроса, предоставляет им
возможность широкого
повышения профессионального мастерства В учебной деловой игре активно
проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга,
умение взаимодействовать с коллективом, возникает большая эмоциональная включенность
игроков в образовательный процесс, и создаются возможности для развития творческой
деятельности молодого педагога.
Применение методики учебной деловой игры способствует повышению эффективности
профессионального и личностного роста, развитию педагогических способностей и формированию
навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в различных
педагогических и жизненных ситуациях.
Решая задачи ОДИ, молодые специалисты ищут разнообразные формы педагогической
деятельности,
которые
отличаются
от
стандартных.
Педагогическая
деятельность
всегда
предполагает творчество, ОДИ создаёт возможность проявить себя. Среди различных активных
методов, которые используются в практике Гимназии по удержанию молодых педагогов, особенно
выделяется деловая игра, так как именно она создает комфортное образовательное пространство,
активизирует профессиональную деятельность.
Образовательная
цель
данной
ОДИ
—
освоение
молодыми
специалистами
психолого-
педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых им для работы.
Развивающая цель — формирование профессиональной компетентности педагога в сфере
образования, досуга и воспитания детей.
Игра решает задачи различного уровня: формирование знаний из области практической
психологии, педагогики; формирование практических умений и навыков по организации
разнообразной деятельности детей и подростков; отработка конкретных технологий педагогической
деятельности, обучение их применению в различных ситуациях; ориентация участников ОДИ на
самостоятельное
проектирование
собственной
деятельности
(как
индивидуальной,
так
и
деятельности класса); развитие лидерских качеств и коммуникативных умений молодых педагогов;
диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста.
Учебная деловая игра предоставляет возможности развить следующие педагогические
компетенции: активизация мышления участников в заданном направлении; длительность и
устойчивость
творческой
активности;
стимуляция
самостоятельного
принятия
творческих,
мотивационно-оправданных действий и решений; построение процесса обучения на коллективной
основе и по определенному алгоритму; повышение эффективности обучения не за счет увеличения
объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения.
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования
всех без исключения сторон жизни коллектива.
Игра способствует созданию хорошего
психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования
личности, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Игра
способствует: развитию творческих способностей; развитию любознательности и познавательного
интереса; развитию умения применять на практике полученные знания; воспитанию чувства
коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности; развитию
коммуникационных способностей;
формированию навыков исследовательской и проектной
деятельности.
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только
добровольно. Игра – это выход из рутины, монотонности жизни. Игра - это неординарность,
переход в другое состояние души и ума, мобилизация духовных и физических сил человека. Игра
формирует стремление к совершенству. Игра без корысти, воспитывает понятие о чести.
Игра вносит в педагогическую деятельность элемент: самообучения — самостоятельное
изучение информации о моделях успешного поведения; поиска обратной связи, возможность
получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов; обучения на опыте
других; специальных заданий и самостоятельных упражнений; развития в процессе поиска и
освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш
профессиональный функционал.
Описание методики: ОДИ «Летний лагерь» представляет собой педагогическую мастерскую,
которая даёт возможность, через проработку кейсов метапредметного характера, актуализировать и
развивать soft-skills молодого педагога, таких как: критическое мышление, креативность, навык
исследования
и
изучения,
саморегуляция,
инициативность,
настойчивость,
использование
информации, системное мышление, эффективная коммуникация, рефлексия. ОДИ способствует
обмену опытом между молодыми педагогами и повышению их педагогического мастерства.
ОДИ состоит из семи смысловых блоков: Лидерство, Критическое мышление, Эмоциональный
интеллект, Креативность, Коммуникативные навыки, Продуктивность и тайм-менеджмент, Работа
со стрессом, Командное развитие, сопричастность к команде. Игра представляет собой заседания
отряда вожатых по различным педагогическим вопросам, моделирует взаимодействуете вожатых
друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций. Основной слоган ОДИ: «Прокачай свои
возможности!».
Материалы: визитки, листы писчей бумаги, фломастеры, ручки, карандаши.
Участники: молодые педагоги, студенты колледжей, университетов педагогических направлений.
Количество игроков: 15-20 человек.
Сценарий ОДИ «Летний лагерь»
Раздаточный материал для работы группы (далее Раздатка) 1
Вожатый – профессия – птица,
Труднее ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится –
Ребячьи сердца зажигать!
В педагогической системе детского лагеря должность вожатого является основным звеном в
системе педагогических должностей. Вожатый является непосредственным организатором и
руководителем временного детского коллектива. Успешная организация детей во многом зависит от
личности вожатого и уровня его мастерства.
Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым
специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает
в себе знания и умения педагога, психолога, социолога.
Педагог будущего должен владеть soft skills компетенциями: иметь высокий уровень
эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию,
проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения, создавать методические
инструкции по предметам; решить кейсы с проблемными ситуациями. Справка: Гибкие навыки или
мягкие навыки (англ. soft skills) - комплекс неспециализированных, важных для карьеры
надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе,
высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной
областью.
Ведущий: Здравствуйте, приветствуем вас на нашей игре «Летний лагерь». Вы являетесь
вожатыми нескольких отрядов детей разных возрастов, и составляете вожатский отряд летнего
лагеря «Таежный». Вы присутствуете на первом заседании вожатых, давайте с вами познакомимся.
Напишите на визитке свое имя, название вашего отряда и возраст детей, которые находятся в
вашем отряде, девиз вашего отряда, какой опыт работы педагогическом сообществе у каждого из
вас. Данная визитка поможет понять работа с детьми какого возраста вам актуальна на данный
момент.
Итак, все вы – вожатые и действовать вы будете в условиях детского летнего отдыха, дети
приехали на месяц отдохнуть, поправить здоровье, расширить круг общения, раскрыть личностный
потенциал.
Вначале вам, как вожатым, необходимо изучить ситуацию: изучите профессиограмму
вожатого и отметьте галочкой, те пункты, которыми работа вожатого кажется вам наиболее важной,
ценной.
Раздатка 2. Профессиограмма отрядного вожатого
Общее описание профессиональной деятельности (презентация и раздатка)
1. Предмет труда:
- ребенок, подросток, его поведенческие навыки;
- жизнедеятельность детей и подростков в условиях временного коллектива.
2. Цель труда:
- создание условий для духовного и творческого развития личности ребенка,
его оздоровления и отдыха.
3. Профессиональные задачи:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
- формирование культуры общения во временном коллективе;
- развитие коммуникативных умений детей и подростков;
- совершенствование и раскрытие творческой индивидуальности каждого
ребенка;
- стремление к преодолению конфликтных ситуаций;
- использование возможностей детского коллектива как инструмента
развития личности ребенка, подростка;
- обеспечение содержательного отдыха и оздоровления детей и подростков,
развитие физической культуры, спорта, туризма;
- содействие формированию, закреплению, развитию умений и навыков
самообслуживания.
4. Содержание работы по направленности:
- нравственно-духовное развитие;
- оздоровление;
- организационно-досуговая деятельность.
5. Результаты труда:
- улучшение состояния здоровья, физической выносливости ребят;
- высокий уровень и благоприятная динамика развития ребенка, временного
детского коллектива;
- приобщение их к физической культуре, спорту, туризму;
- определенные навыки и кмения самообслуживания.
6. Специфика труда отрядного вожатого:
- Деятельность отрядного вожатого отличается сложностью и
интенсивностью в течение смены. Участие в профильных сменах, сменах для
детей из групп социального риска повышает сложность и ответственность
воспитательной работы.
7. Основные функции: - воспитательная; - организаторская; - обучающая; - социально-
психологическая;
- обслуживающая.
Ведущий: Заседания отряда вожатых проходят регулярно в конце дня, где обсуждаются насущные
вопросы дня, происходит анализ проделанной работы, решение трудных вопросов и планирование
деятельности на следующий день.
Запишите, пожалуйста, какие, по - вашему мнению, могут возникнуть затруднения у
вожатых в процессе взаимодействия с детьми, в процессе организации деятельности и т.д., любые
трудности, которые приходят в голову, которые придется решать (конфликты, эмоциональные
переживания, стрессовые реакции – плачь, капризы, отказ от деятельности и т.д. Записываем на
доску все проблемные моменты).
Игрокам выдаются Раздатка 3 (чистые листы для записи) карандаши, ручки, фломастеры и
Раздатка 4. «Ситуации» (5 разных ситуаций, могут повторятся, игроки могут объединиться по
проблематике, сформировать группы по номеру ситуации). Дается время каждой из групп
поработать над своей ситуацией, найти решение (7 минут). Групповая работа способствует
актуализации навыка находить общее решение, навык иметь опору в коллективе.
Ведущий: Итак, представьте ваше очередное заседание вожатского отряда, у каждого из вожатых
возникает ситуация, которой он делиться с участниками отряда вожатых.
Ситуация 1: Первое занятие – как справиться с волнением?
Вожатый проводит свое первое занятие с подростками 12-13 лет. Он долго готовился к нему,
составил конспект, советовался со старшими коллегами... Кажется, предусмотрел все. Но голос
какой-то «чужой», предметов на столе неожиданно много, ученики «слишком внимательно»
наблюдают за каждым его действием.
Вопросы педагогу: Что можно предпринять, чтобы преодолеть волнение?
Как снять
напряжение?
Ваше решение:
Ответ
Ведущий:
Налицо естественное волнение присущее всем дебютантам. Перед выступлением
волнуется артист, перед экскурсией – экскурсовод, и конечно, педагог волнуется перед первым
занятием.
Прогнозирование: Легкое волнение – необходимый атрибут публичности, оно мобилизует,
заставляет быть «в тонусе». Как правило, через несколько минут с ним справляются.
Решение (наставник-ведущий записывает на доске, что предложили МС, добавляет свое): Как
же «продержаться» эти несколько минут? Рецепт прост: через простые действия, которые вы
сможете контролировать. спина должна быть прямой, выражение лица – любезным. Немного
подкорректируем: «держите спину» и улыбайтесь, это придаст вам уверенности и чувства
собственного достоинства. Если вы вошли в класс или в помещение для занятий, положите свои
вещи на преподавательский стол и стул. Если вы уже в кабинете и вещи приготовлены к занятию,
можно слегка к ним прикоснуться. Каким-то своим движением или взглядом дайте ребятам знак,
что они должны встать и поприветствовать вас. И заведенный ритуал встречи – знак уважения к
вам, должен соблюдаться впоследствии. Кроме того, он настраивает на рабочий лад и способствует
установлению необходимой субординации.
Поздоровайтесь, представьтесь: громко и четко назовите свою фамилию, имя и отчество.
Скажите, что рады видеть своих воспитанников, надеетесь на плодотворную работу. Расскажите
ребятам
о
своих
требованиях,
критериях,
затроньте
организационные
моменты.
Дайте
приготовленные карточки и попросите учеников написать на них свои имена и поставить перед
собой. За этими «хлопотами» пройдут несколько минут, в течение которых вы успокоитесь,
увидите, что кто-то вам улыбнулся, а кто-то посмотрел с интересом.
Ведущий: Идет пятый день лагеря, отношения постепенно выстраиваются, дети привыкают к
вожатому и друг другу, настраиваются на манеру каждого. Все разные, поэтому моменты, когда
возникают конфликтные ситуации неизбежно.
Чтобы открыть персональное лидерство в самом себе, педагог должен очень многому научиться.
Уверенность — то, что делает человека убедительным. Школа — это территория конфликтов
второго уровня. Первый уровень предполагает наличие аргументации, это открытый спор,
цивилизованное
и
полностью
управляемое
противостояние.
Конфликты
второго
уровня
переключают нас «на личности», сам объект спора уходит на второй план. Такие конфликты
скатываются в борьбу за превосходство, доводят человека до мысли победить «любой ценой».
Кем бы мы не являлись: учителями, родителями или даже детьми, конфликт становится
неуправляемым, если мы начинаем бороться за правоту, а не за конкретный ресурс. Любой такой
конфликт на самом деле является попыткой получить уважение. Именно с этого нужно начать
работу.
Обсудим на нашем заседании отряда вожатых, что делать при возникновении конфликтов.
Ситуация 2: «Записка» или очередное испытание
На занятии с конца ряда передается записка. Ребята (11-12 лет) молча читают ее, смотрят на
потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от педагога.
Педагог видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он
смотрит на потолок, в это время группа разражается взрывом хохота.
Педагог выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи. Вопросы
педагогу: Способствует ли реакция педагога поддержанию его авторитета в группе? Как бы
поступили Вы?
Ваше решение:
Ответ
Ведущий: Если реакция педагога импульсивна и спонтанна, то она не способствует
поддержанию авторитета и разрешению ситуации.
Спокойствие и уверенность в поведении
помогают нейтрализовать ситуацию.
Прогнозирование: В данной ситуации учащиеся стараются протестировать взрослого и увидеть,
какие эмоции он проявит, какие действия будет совершать. Если преподаватель начинает
паниковать, кричать, грозить директором, это вызовет протест и негативное отношение со стороны
детей. Педагог потеряет доверие и уважение учеников, так как он поддался на провокацию, а дети,
ещё не осознавая, но чувствуя, что педагога можно легко спровоцировать, будут продолжать в том
же духе.
Решение: Педагог мог бы отнестись к этому с юмором, улыбнуться и выразить своё отношение к
ситуации, останавливаясь на положительных и отрицательных моментах. Возможные фразы: «Мне
нравится, что такая ситуация показывает, что вы являетесь сплочёнными, верными идее, с таким
искромётным чувством юмора» или же: «Не буду спрашивать, искать того, кто это придумал – что
сделано, то сделано – давайте извлечём для себя полезные моменты из этого, – попытаемся не
следовать «стадному чувству», а будем следить каждый за собой».
На слайд можно вывести следующую информацию, ее можно не зачитывать, игроки
знакомятся
самостоятельно:
Для
поддержания
личностного
компонента
педагогического
авторитета необходимо помнить о его составляющих:
•
Любовь к детям и педагогической профессии
•
Уважение и доверие к учащимся
•
Внешность педагога и его культура поведения
•
Умение держать себя перед аудиторией
•
Обладание правильной и выразительной речью
•
Педагогический такт
Ведущий: Вы знаете по себе: если для вас тема значима, то несмотря на множество факторов:
спикер вам не нравится, он путается в листочках, раздражает манера речи и т.д., вы продолжите
слушать. Или часто бывает так, что спикеры говорят: «аудитория неправильная». Но важно
понимать, что в коммуникативном акте большая доля ответственности лежит именно на спикере.,
насколько он эффективно владеет различными коммуникативными навыками.
Одним из необходимых Soft-Skills компетенций человека является умение говорить от
первого лица, про себя, о себе, свое мнение, свою точку зрения, описывать то, как Я лично вижу
ситуацию. Позиция от первого лица, отношение к ситуации с позиции «Я» - это о том, что вы
берете на себя ответственность, вы никого не обвиняете и не сваливаете ответственность на
другого.
Вы не пользуетесь «Ты-высказываниями», а предпочитаете «Я-высказывание», умеете ими
пользоваться. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием
собственных
чувств
и
переживаний
по
отношению
к
данной
ситуации,
безоценочной
характеристикой поведения человека. Высказывая свои чувства без приказа, упрёка, осуждения или
выговора, человек оставляет за другим возможность самому принять решение, учитывая
переживания свои и другого человека. Иными словами, «Я-высказывание» передает другому
человеку ваше отношение к определенному предмету, ситуации без оценки.
Алгоритм «Я-высказывания»: (второй ведущий может записывать на доске)
1.
Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («
Когда я
вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2.
Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я
чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»
).
3.
Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («
Потому что я не
люблю...», «Мне бы хотелось...»).
4.
Представить, как можно больше, альтернативных вариантов («
Возможно, тебе стоит
поступить так...», «В следующий раз сделай...»
).
5.
Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула «Я-высказывания»: Ситуация + Я-чувство + Варианты решения + Объяснение
Попробуйте актуализировать у себя данный навык через следующее упражнение
На слайде подсказка
1.
«Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»
2.
Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать…»
3.
«Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»
4.
(«Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз, пожалуйста, если не
трудно, сделай...»
Ответ
Раздатка 5. Упражнение «Я-высказывание»
«Ты-высказывание»
«Я-высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь!
Что ты все время разговариваешь
параллельно со мной?
Вечно ты хамишь!
Ты всегда ужасно себя ведешь!
Ты всегда без спросу берешь журнал со
стола!
Своя ситуация
Ведущий:
Личность
в
жизни
может
иметь
несколько
позиций,
таких
как,
избегать
неопределенности, стараться иметь план на все случаи, быть подготовленным к любым
обстоятельствам, «подстелить соломку». Или, менее стрессовой и более правильной, является
другая позиция — быть толерантным к неопределенности, проявлять гибкость, быть готовым
пересмотреть свои прежние взгляды, приобретать новый опыт, пропустить ситуацию сквозь себя
или позволить ей пройти мимо.
Нет волшебной таблетки, которая спасет от стресса, но вы сможете пользоваться техниками,
с помощью которых стресс можно снять, можно восстановить энергию. Важно осознавать, что вы
живой человек. Есть ситуации, на которые вы можете влиять, и есть независящие от вас. Тратить
ресурсы на второй вариант не стоит.
Важно помнить, что внутри каждого обязательно найдется голос, который будет направлять
фокус нашего внимания на негатив. Но только вы сами можете принимать решения о ситуации,
повышая свою ценность. Представьте, что обувь вам постоянно натирает. Стресс действует ровно
так же. Если мы не останавливаемся, не перестанем себя подгонять, сами не даем себе времени на
восстановление, получится только мозоль.
Разобраться как реагировать в стрессовых ситуациях нам помогут следующие ситуации.
Ситуация 3. Неожиданные слезы
На занятии в обычном общении с обучающимися, школьница 13 лет вдруг заплакала (возможно,
обиделась на что-то, возможно, что-то вспомнила…). Её слёзы привлекают внимание других ребят.
Необходимо срочно принять какие-нибудь меры.
Вопросы педагогу:
Как Вы поступите в такой ситуации? Как одновременно уделить внимание плачущей
девочке и не «потерять» остальных воспитанников?
Ваше решение:
Ответ
Оценка: Учитывая то, что Вам нужно одновременно продолжить занятие и успокоить девочку,
ситуация не простая.
Прогнозирование: Ситуация должна оставаться под Вашим контролем во всех аспектах: плачущая
девочка, остальные воспитанники, продолжение занятия.
Решение: Если девочка идет на контакт, лучше посадить ее рядом с собой и продолжить занятие,
отвлекая ее Вашей ролью педагога и взглядом на группу детей со стороны преподавателя.
Акцентировать внимание детей не ребёнка в такой ситуации не нужно.
После занятия или в перерыве нужно поговорить с ребенком, чтобы выяснить причину слез.
Если девочке нужна помощь (возможно, психологическая), оказать ее. Если происшедшее не в
Вашей компетенции, привлечь родителей и специалистов.
Если это что-то серьезное и девочка на грани нервного срыва, занятие нужно прервать,
отправив кого-то из детей за коллегами, которые смогут помочь (психолог, кл. руководитель) или
за дежурным администратором. При этом отправленному с поручением ребенку, нужно точно
указать, в каком кабинете, на каком этаже и кого искать.
Остальным детям, если позволяет ситуация, дать индивидуальные задания, сосредоточив
свое внимание на девочке. Можно предложить ей воды, задать несколько вопросов. Все нужно
делать не громко и деликатно.
Если контакта с ребёнком нет, она не отвечает на Ваши вопросы или говорит, что все в
порядке, припомните ее поведение на других занятиях. Поводом для разговора с родителями и с
узкими специалистами может стать частая смена настроения от полного уныния к яркому
выражению радости; повторяющиеся потоки слёз без объяснения причин; неадекватные реакции –
ощущение, что ребёнок отвечает не на поставленный ему вопрос, а на какой-то другой.
На слайде информация «Техники работы с стрессом» для самостоятельного прочтения, не
комментировать, раздать раздатку 6.
Раздатка 6. Техники работы с стрессом:
1. Записывайте свои проблемы.
Беспокойство из-за развивающейся ситуации ухудшает
кратковременную память, расходуя мощность вашего мозгового «процессора». Записывая
проблемы, вы перестанете снова и снова прокручивать их в голове и выявите истинные источники
стресса. В результате высвободятся ресурсы вашей кратковременной памяти, и вы сможете
действовать эффективнее, когда в этом возникнет необходимость.
2. Смотрите смешные видеоролики, фильмы и т.д. Смех не только помогает развеяться и
прочищает мозги, но и уменьшает стрессовую реакцию. Он снижает давление и частоту пульса,
улучшает циркуляцию крови, расслабляет мышцы и способствует выработке эндорфинов, что
усиливает творческие способности и продуктивность.
3. Отключитесь на 10 минут. Приготовьте себе чашечку кофе и поболтайте с коллегой.
4.Попробуйте метод прогрессирующей мышечной релаксации.
5. Перекусывайте, но не объедайтесь. Иногда можно и побаловать себя лакомством, здоровый
перекус способствует небольшому повышению сахара в крови и, как следствие, хорошему
настроению, ешьте медленно, наслаждаясь каждым кусочком.
6. Глубоко дышите. Вдохните на четыре счета, а затем так же на четыре счета выдохните.
7. Слушайте музыку. Музыка - мощнейший инструмент в борьбе со стрессом, помогающий
снизить частоту пульса, кровяное давление и уровень вредных гормонов стресса, повышает
настроение и самооценку.
8. Смотрите в окно. Найдите несколько минут, чтобы просто посмотреть в окно и помечать.
Любование помогает расслабиться и замедлить сердцебиение.
9. Вспоминайте о том, что вас вдохновляет в течение дня.
10. Звоните друзьям и близким.
Разговор с любимым/близким человеком запускает так
называемый «релаксационный отклик», в стрессе позвоните другу или маме.
11. Займитесь каким-нибудь умиротворяющим хобби. Решите судоку, потратьте десять минут на
вязание, поухаживайте за растением. Отвлекитесь, сосредоточиться на любимом занятии, тем
самым снизить уровень тревожности и стресса.
Вместо того, чтобы бороться со стрессом, просто снижайте его уровень любыми способами.
Ведущий: Остановимся подробнее на методе прогрессирующей мышечной релаксации.
Эта техника релаксации снимает мышечное напряжение, возникающее в результате стресса. Вам
нужно напрягать, а затем расслаблять основные группы мышц в течение пяти секунд на каждую.
Это поможет расслабиться. Тело реагирует на стресс посредством мышечного напряжения. Это
напряжение, в свою очередь, усугубляет тревогу и стресс, в результате чего возникает порочный
круг.
Мышечная релаксация снижает напряжение и несовместима с беспокойством. Главный механизм
работы организма-после напряжения всегда следует расслабление. Существует несколько основных
мышечных групп, которые необходимо задействовать в данном упражнении на релаксацию: кисти и
предплечья; плечи; лоб с надбровьями, нос и щеки; рот, подбородок, передняя шейная область;
задняя поверхность шеи; верхняя половина туловища; мышцы ног, когда пальцы направлены книзу;
мышцы ног, когда пальцы направлены на себя. При выполнении упражнений релаксации не
напрягайте мышцы до ощущения боли. Итак, устройтесь как можно удобнее и закройте глаза.
Начните с нескольких глубоких естественных вдохов. (сделать пару упражнений на выбор, раздать
раздатку 7).
Раздатка 7 «Упражнения на релаксацию».
1. Первая группа мышц, над которой вы будете работать — это мышцы кистей и
предплечий. Сожмите кулаки, расположив большие пальцы сверху. Одновременно выверните
руки, чтобы создать напряжение в предплечьях. Отметьте напряжение в кистях и предплечьях.
Теперь расслабьте сразу все — и кисти, и предплечья. Дайте напряжению уйти.
2. Затем следуют плечевые мышцы, расположенные в верхней части рук. Вдавите локти в
спинку стула так, чтобы ощутить напряжение в этих мышцах. Не вдавливайте их до боли,
старайтесь вызвать только напряжение. Теперь резко расслабьте их, избавившись от напряжения.
3. Лучше начать с области лба. Следующей группой будут мышцы лица. Это область, в которой
накапливается огромное напряжение, вызванное стрессом. Держа глаза закрытыми, как можно
выше поднимите брови. Опустите, повторите несколько раз.
4. Сейчас займемся областью глаз и носа. Крепко зажмурьте глаза, одновременно наморщивая и
подтягивая к ним нос. Теперь разом расслабьте лицо. Повторите несколько раз.
5. Давайте теперь обратимся к третьей области лица, рту. Сжав челюсти, постарайтесь опустить
уголки рта, чтобы получить перевернутую клоунскую улыбку. Вернитесь в прежнее состояние.
Повторите несколько раз
6. Теперь вам предстоит поработать над областью шеи и плеч. В этой зоне концентрируется
излишек напряжения, обусловленного стрессом. Опустите подбородок так, чтобы он почти касался
груди. Прочувствуйте напряжение, которое вы вызываете в шее. Теперь расслабьте шею,
освободите ее. Повторите несколько раз. Поднимите и опустите плечи. Повторите.
7. Следующей зоной является срединная часть туловища. Глубоко вдохнув, отведите плечи
назад, пытаясь свести лопатки, и одновременно прогнитесь. Почувствуйте напряжение в области
живота и груди, вызванное задержкой дыхания. Вернитесь в прежнее положение, повторите
несколько раз.
8. Две последние группы относятся к мышцам ног. Сначала поднимите ноги перед собой, как
будто хотите убрать их со стула Теперь, не меняя положение ног, вытяните пальцы по направлению
к полу. Почувствуйте напряжение, Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол.
повторите несколько раз.
9. Наконец, поднимите ноги снова и удерживайте их перед собой. На этот раз тяните стопу на
себя так, чтобы пальцы смотрели в потолок. Ощутите напряжение, которое появилось в ногах.
Ведущий: Заседание вожатых продолжается. Давайте обсудим одну очень важную тему. Нельзя
научить тому, чего не умеешь сам - практически все личностные результаты учеников невозможны
без сформированного Эмоционального Интеллекта учителя. Сложно стать хорошим учителем, если
обладаете невысоким эмоциональным интеллектом. Предлагаю вам провести самодиагностику и
выявить у себя свой личный уровень эмоционального интеллекта. Итак, вам будут представлены
листы с Маркерами уровня ЭИ, про ранжируйте их по уровням: Н. Низкий уровень С. Средний
уровень В. Высокий уровень.
Раздатка 8 «Маркеры уровня ЭИ»
1. «Я понимаю, что тебя это расстраивает, но мы договорились о правилах раньше, поэтому я не
могу с этим согласиться».
2. «Ну какая может быть любовь у подростков?! Глупости одни!».
3. «Я чувствую раздражение и понимаю, что он провоцирует конфликт, но отвечу шуткой и сведу
спор на нет».
4. «С этими людьми невозможно работать, они ничего не понимают».
5. «Я в восторге! Было понятно, что ты справишься, но, чтобы так здорово, не ожидал!».
Ведущий:
Если вы ответили следующим образом (называет правильные ответы), то у вас
правильное понимание ситуации и достаточно высокий ЭИ. Итак, самопроверка.
Правильные ответы.
Н. Низкий уровень
С. Средний уровень
В. Высокий уровень
2. «Ну какая может быть
любовь
у
подростков?!
Глупости
одни!»
(не
задумывается
о
чувствах
других
людей
или
не
придает
им значения)
3. «Я чувствую раздражение и
понимаю, что он провоцирует
конфликт, но отвечу шуткой и
сведу спор на нет» (способен
сделать
паузу между эмоцией и
реакцией, выбрать
эффективную стратегию, но не
компромисс, чтоб было полезно
всем.)
1. «Я понимаю, что тебя это
расстраивает, но мы
договорились о правилах
раньше,
нам
необходимо
придерживаться договоренности,
чтоб не было никому во вред»
(при
необходимости
умеет
сказать
твердо, но не обидно)
4. «С этими людьми
невозможно работать, они
ничего не понимают» (в
своих неудачах обвиняет
других)
5. «Я в восторге! Было
понятно, что ты
справишься, но чтобы так
здорово, не ожидал!»
(искренне радуется за других
и умеет это показать)
Ведущий: Более подробно отработать навык эмоционального интеллекта нам поможет следующая
ситуация. Группа номер 4, приглашаем вас для обсуждения вашей проблемной ситуации.
Ситуация 4. Срыв занятия
Во время занятия в группе подростков 12-14 лет, чтобы удержать дисциплину, педагог
повышенным тоном сделал замечание обучающемуся, на что в ответ…услышал песенку из
рекламы coca-cola «Лето к нам приходит». Кто-то из ребят засмеялся.
Вопросы педагогу: Что бы Вы предприняли в данной ситуации, какими были бы Ваши
действия?
Ваше решение:
Ответ
Оценка: С точки зрения поведения обучающегося, ситуация нетривиальная, но не критичная.
Прогнозирование: Молодой человек захотел пошутить, вспомнив навязчивую рекламу. К этому
тоже нужно отнестись с юмором, не теряя достоинства.
Решение: Может в Вашем коллективе растет будущий специалист по рекламе или PR? Может
быть, стоит это использовать в «мирных целях», выведя разговор на медийные проблемы, сделав
маленький перерыв в ходе занятия?
Вот тут-то и обнаружиться вся «глубина» прецедента: сможет ли он, сказав «а», сказать что-
то еще? Или поймет, что лучше было бы промолчать. Скорее, так и будет.
Вы же сможете показать в очередной раз свой кругозор и осведомленность и выйти из
ситуации, не потеряв авторитета и не унизив воспитанника! Он это оценит!
Если этот молодой человек нарушает дисциплину регулярно, придётся искать к нему особый
подход. Возможно, всё дело в подростковом возрасте и в стремлении юноши привлечь к себе
внимание. Тогда надо поручить ребёнку отдельное задание, выполнив которое, он окажется в
центре внимания сверстников, и похвалить его.
Возможно, такая реакция результат поведения педагога, который ведёт себя неуважительно
по отношению к детям: кричит или называет глупыми и т.д. Тогда педагогу следует пересмотреть
своё взаимодействие с ребятами.
Выяснить причину детского непослушания можно по тем чувствам, которые при этом
испытывает взрослый. Для этого педагогу надо проанализировать свои эмоции:
1.
Чувство досады, раздражения свидетельствует о том, что ребенок ищет внимания.
2.
Чувство гнева говорит о борьбе ребёнка за самоутверждение.
3.
Чувство обиды – ребенок ищет мести, спросите себя, где вы, случайно или намеренно,
поставили ребенка в уничижительную позицию и теперь он пытается вам это вернуть.
4.
Чувство беспомощности, обычно, является сигналом того, что ребенок потерял веру в
собственный успех.
5.
Озабоченность или тревога – вероятнее всего, ребенок ищет поддержки.
Зная причину, всегда можно найти выход.
Ситуация 5: Трудный подросток
Один из подростков Вашей группы привлекает к себе повышенное внимание: шумит, встревает в
разговор, не слушается. Данное поведение не является для него характерным.
Вопрос педагогу: Ваши действия… Стоит ли обращать внимание на такое поведение подростка?
Если да, то как?
Ваше решение:
Ответ
Оценка:
Скорее
всего,
подросток,
подсознательно
привлекающий
внимание
педагога
демонстративным поведением, нуждается в помощи взрослого.
Прогнозирование: Эмоциональные реакции, крик, скорее всего, приведут к закреплению таких
форм поведения. Игнорирование не позволит выяснить причин, мотивов такого поведения.
Решение: Педагогу необходимо реагировать на акты демонстративного поведения подростка в
группе эмоционально сдержанно. Преподаватель, конечно должен выражать свое недовольство
поведением ребёнка, не выходя из себя.
Можно выделить несколько причин вызывающего поведения у детей:
1.
Невоспитанность (как частное проявление – эгоизм, избалованность).
2.
Органическое поражение центральной нервной системы (ММД, СДВ).
3.
Реакция протеста на сложившиеся обстоятельства.
4.
Гормональные изменения в подростковом возрасте.
Оптимальной стратегией станет сочетание такта, спокойствия в общении с подростком с
настойчивостью в выполнении своих требований.
Если педагог подозревает, что на поведение подростка повлияла какая-то душевная драма, надо
предпринять попытку приватного разговора с молодым человеком. Выстраивать такой разговор
надо в формулировках «Я – высказываний». Например, «Я обеспокоен(а) твоим изменившимся в
последнее время поведением. Мне кажется, что у тебя что-то произошло. Я готов(а) помочь
тебе…». Даже если подросток не готов сразу открыться, он будет знать, что есть взрослый, готовый
его выслушать и понять.
Ведущий:
наше заседание вожатых походит к концу, решено и отработано много важных
актуальных для вас моментов. В процессе заседания у каждого из вас проявились разные навыки и
компетенции.
Рефлексия
Ведущий: Заседания вожатых по разным вопросам предоставили вам возможности актуализировать
свои знания, развить, закрепить разнообразные педагогические компетенции, гибкие навыки,
необходимые не только педагогу, но и человеку разных специальностей. Сейчас вам будут выданы
лист «Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций». Укажите навыки, которые, на Ваш взгляд,
являются самыми необходимыми Soft-Skills компетенциями педагога. Зачитайте компетенции,
которым вы присвоили первое место. (Раздается раздатка 9, индивидуальная работа 5 минут,
каждый индивидуально озвучивает наиболее важный, с его точки зрения, навык педагога).
Раздатка 9 «Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций»
Коммуникация
Базовые коммуникативные навыки, которые помогают человеку развивать
отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при
общении с окружающими.
умение слушать
умение работать с информацией, владение медийными технологиями
убеждение и аргументация
нетворкинг: построение и поддержание бизнес-отношений
ведение переговоров
проведение презентаций
базовые навыки продаж
самопрезентация
публичные выступления
командная работа
нацеленность на результат
деловое письмо
клиентоориентированность
Управление собой
Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое
состояние, время, процессы.
управление эмоциями
управление стрессом
управление собственным
развитием
планирование и целеполагание
тайм-менеджмент
Энергия / Энтузиазм / Инициативность / Настойчивость
Рефлексия
Использование обратной связи
Мышление Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают
сделать жизнь и работу более системными.
системное мышление
креативное мышление
структурное мышление
логическое мышление
поиск и анализ информации
выработка и принятие решений
проектное мышление
тактическое и стратегическое мышление (для руководителей)
Управленческие навыки Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они
становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями.
управление исполнением
планирование
постановка задач сотрудникам
мотивирование
контроль реализации задач
наставничество (развитие сотрудников) - менторинг, коучинг
ситуационное руководство и лидерство
ведение совещаний
подача обратной связи
управление проектами
управление изменениями
делегирование
Предпринимательские навыки
бизнес-планирование,
финансовое моделирование,
понимание маркетинговых
процессов,
навыки продвижения бизнеса,
управление репутацией
Ведущий: Таким образом, у каждого из вас получился индивидуальный личный профиль педагога.
Каким педагогом вы хотите стать. Спасибо за активность!