Напоминание

"Методика проведения занятий по литературному чтению "Имя твое — Победитель"


Автор: Сергеева Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево городской округ Солнечногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика проведения занятий по литературному чтению "Имя твое — Победитель"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ СОШ - РЕГИОНАЛЬНАЯ

СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА ( «ПРОкласс»)

ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ

«Методика проведения занятий по

литературному чтению «Имя твое — Победитель»

Спикер: руководитель стажировочной площадки,

учитель русского языка и литературы

Сергеева Людмила Ивановна

14 декабря 2022 год

В 2022-2023 учебном году всю свою работу как учитель русского языка и

литературы я строила на основе реализации основных положений Программа

воспитания. Известно, что она осуществляется в единстве учебной и воспитательной

деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в

соответствии с ФГОС. Приоритетными для меня являются гражданское и патриотическое

воспитание.

Направления воспитания

Гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,

принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как

источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской

государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,

правовой и политической культуры;

Патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему

народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование

российского

национального

исторического

сознания,

российской

культурной

идентичности

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне

основного общего образования

Гражданское воспитание

Обучающийся,

Знающий

и

принимающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность

(идентичность)

в

поликультурном,

многонациональном

и

многоконфессиональном

российском обществе, в мировом сообществе.

Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,

тысячелетней

истории

российской

государственности

на

основе

исторического

просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации

своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других

людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,

терроризма, коррупции в обществе.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе

самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне

основного общего образования

Патриотическое воспитание

Обучающийся,

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его

традиции, культуру.

Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других

народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в

родной стране.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего

народа, других народов России.

Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,

технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в

прошлом и современности.

Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

С этого года во внеурочную деятельность введен курс «Литературное чтение

«Имя

тебе- Победитель». Это потребовало тщательного отбора

художественных

произведений, рекомендованных для чтения. Я преподаю в 5 и 7 классах, поэтому выбор

был сделан на представленные ниже названия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 класс

Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга»

Адамович А. «Я из огненной деревни...»

Айтмато Ч. «Ранние журавли»

Бакланов Г.«Навеки–девятнадцатилетние»

Берггольц О.Ф. «Я говорю с тобой под свист снарядов»; «Февральский дневник»

Воробьев К.Д. «Седой тополь»

Веркин Э.«Облачный полк»

Высоцкий В.С. «Сыновья уходят в бой»

Джалиль М. «Варварство»

Домовитов Н.Ф. «Незабудки на бруствере»

Друнина Ю.В. «Зинка»; «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Ефимов И.«Таврический сад»

Исаковский М.В. «1943-й год» («В землянках…»); «Мать»

Каверин В.А. «Два капитана»

Окуджава Б. « Первый день на передовой»;«А мы с тобой, брат,из пехоты»

Пожедаева Л.«Война, блокада, я и другие. Мемуары ребенка войны»

Рождественский Р.«Реквием»; стихи о войне

Селянкин О.К.«Будни войны»

Симонов К.М.«Дни и ночи»

Соболев Л.С. «Морская душа»

Чуковский Н. «Морской охотник»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс

1 Алексеев С.П. «Брестская крепость»

2 Богомолов В. «За оборону Сталинграда»

3 Внуков Н. «Старая гильза»

4 Водопьянов М. «В дни войны»

5 Воробьёв Е. «Тринадцатый лыжник»

6 Воскобойников В. «Девятьсот дней мужества»

7 Герман Ю.П. «Вот как это было»

8 Голявкин В. «Три повести»

9 Даненбург В. «Чтоб всегда было солнце»

10 Керр Дж. «Как Гитлер украл розового кролика»

11 Железников В. «Девушка в военном»

12 Ильина Е.Я. «Четвёртая высота»

13 Карасёва В. «Маленькие ленинградцы»

14 Кассиль Л.А. «Дорогие мои мальчишки»

15 Катаев В.П. «Сын полка»

16 Крапивин В.П. «Тень каравеллы»

17 Лиханов А.А. «Мой генерал»

18 Матусовский М. «На безымянной высоте»

19 Митяев А.В. «Подвиг солдата»

20 Михалков С.В. «Быль для детей»

21 Никольская Л. «Должна остаться живой»

22 Пантелеев Л. «На ялике»

23 Печерская А. «Дети − герои Великой Отечественной войны»

24 Рождественский Р. «Баллада о маленьком человеке»

25 Симонов К. «Сын артиллериста»

26 Соболев Л. «Батальон четверых»

27 Сосин М. «Пять ночей»

28 Твардовский А Т. «Рассказ танкиста»

29 Ходза Н. «Дорога жизни»

30 Яковлев Ю.Я. «Девочки с Васильевского острова»

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ (5 класс)

Беседы; сообщения; коллективно - творческие дела; обсуждение проблемных ситуаций;

практические работы, экскурсии, электронные презентации, заочные путешествия.

Основные виды деятельности обучающихся.

готовить небольшие сообщения о защитниках Отечества, национальных героях;

характеризовать духовно-нравственные черты народов России;

различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых

нравственных позиций;

рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер

семейных взаимоотношений;

оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

объяснять значение понятий «малая родина», «Родина»,«россиянин»;

приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

сравнивать авторское и своё отношение к литературным героям, реальным

событиям и людям;

использовать

дополнительную

информацию

(словари,

энциклопедии,

детскую

художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы.

Формы организации внеурочной деятельности (7 класс)

Тематика занятий

Формы организации внеурочной

деятельности

1

Книги о детях

« Связь поколений»

• просмотр презентаций и видеофильмов,

чтение произведений;• игровая; • посещение

библиотек;

2

«У войны не женское лицо»

• просмотр презентаций и видеофильмов,

чтение произведений; • конкурсы; •

посещение библиотек;

3

«Ах, война, что ты сделала.»

• просмотр презентаций и видеофильмов,

чтение произведений;• проектная

деятельность; • встречи с ветеранами; •

конкурсы; Выставка книг

1.

Книги о детях «Связь поколений»

Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его

прошлому, настоящему, будущему.

Просмотр видеофильмов и чтение произведений знакомящих нас с тяжелыми буднями не

только взрослых, но и обычных подростков и детей. О том как они помогали не только

военным, но и простому народу справляться в тяжелое военное время.

2. «У войны не женское лицо».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной

жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и

прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

Основными формами работы этого направления являются: тематические классные

часы, коллективные творческие дела, конкурсы, просмотр видеофильмов, чтение

произведений, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня

Конституции.

3.

« Ах, война, что ты сделала.»

Прочтение произведений о ВОВ, о жизни в годы войны и послевоенное время.

Участие в акции «Бессмертный полк», участие в конкурсе рисунков и поделок к 9

мая.

Книги о детях «Связь поколений»

Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его

прошлому, настоящему, будущему.

Просмотр видеофильмов и чтение произведений знакомящих нас с тяжелыми буднями не

только взрослых, но и обычных подростков и детей. О том как они помогали не только

военным, но и простому народу справляться в тяжелое военное время.

2. «У войны не женское лицо».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной

жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и

прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы,

коллективные творческие дела, конкурсы, просмотр видеофильмов, чтение произведений,

викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.

«Ах, война, что ты сделала.»

Прочтение произведений о ВОВ, о жизни в годы войны и послевоенное время. Участие в

акции «Бессмертный полк», участие в конкурсе рисунков и поделок к 9 мая.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, ,

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа.

воспитание патриотизма;

совершенствование нравственных качеств учащихся

знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

способность

эмоционально

(неравнодушно)

реагировать

на

негативные

поступки

одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-

нравственными ценностями;

стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать

оценки одноклассников, учителя, родителей.

Обучающийся научится:

•усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли

человека в нем;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим

школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;

•иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок,

правило,

закон,

права

человека,

религия,

вероисповедание,

социальная

помощь,

Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство,

социальная

защита,

инвалид,

милосердие,

родословная,

здоровый

образ

жизни,

дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;

• определять (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения

ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и

обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники,

народы, населяющие Россию (в отдельных примерах).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное

суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого

поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения

и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять

готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять

терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

(Во время

выступления

зачитываются

фрагменты

творческих

работ

обучающихся 5, 7 классов и демонстрируется видеофильм учебных занятий по

внеурочной деятельности «Имя твое — Победитель»).



В раздел образования