Напоминание

" ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ"


Автор: Войнова Наталья Ивановна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБ ДОУ " ДЕТСКИЙ САД " № 237
Населённый пункт: Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: " ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 237» комбинированного вида Войнова Наталья Ивановна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

РАБОТЕ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ
НОМИНАЦИЯ: Воспитание и обучение часто болеющих детей Новокузнецкий городской округ 2015 Содержание
2 Введение…………………………………………………………………………3 Значение здоровьесберегающих технологий………………………………...4 Современные здоровьесберегающие технологии. Таблицы……………......5 Признаки здоровьесберегающего занятия…………………………………...9 Примеры кинезиологических приемов, гимнастики для глаз, дыхательные упражнения…………………………………………………………………….12 Итог……………………………………………………………………………..15 Приложения……………………………………………………………………16
Введение
«Чтобы не лечить – лучше предупредить…» Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно от того, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей. В условиях модернизации российского образования особо актуальной является проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста. В н а с тоя щ е е в р е м я о с о бу ю а ктуа л ь н о с т ь п р и о б р е т а е т здоровьесберегающая деятельность педагога, направленная на сохранение
3 физического, психологического, социального здоровья дошкольников, особенно часто болеющих.
4 Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в 3 подгруппы: 1. Организационно-педагогические технологии, определяющие ст руктуру во спит ательно-образовательного п р о ц е с с а , способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. 2. П с и хо л о го - п е д а го г и ч е с к и е т е х н о л о г и и , с в я з а н н ы е с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относятся и психолого-педагогические сопровождения всех элементов образовательного процесса). 3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья дошкольников. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, а также показаний заболеваемости детей.
5
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере- гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг Не раньше чем через 30 мин.после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
6 Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно- эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
7 2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20- 25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, руководитель физического воспитания Проблемно игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста З а н я т и я с т р о я т с я п о определенной схеме и состоят из не скольких частей. В них в ход я т беседы, этюды и игры р а з н о й с т е п е н и подвижно сти, з а н я т и я рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями JIOP-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
8 Биологическая о б р а т н а я с в я з ь (БОС) От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников Педагог- валеолог, специально обученный педагог
3
. Коррекционные технологии Арттерапия Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Воспитатели, психолог Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, психолог
9 Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам Воспитатели, психолог Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин.после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл.возраст-15 мин., старший возраст-30 мин Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед Здоровьесберегающее занятие - это ограниченный во времени комплекс условий, методов, средств и приемов организации образовательного процесса, направленный на сохранение физического, психического, социаль- ного здоровья ребенка.
Признаки здоровьесберегающего занятия:
1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию - проветривание и влажная уборка групповой комнаты перед занятием; предпочтительность естественного освещения; правильную расстановку учебной мебели; рассаживание детей в зависимости от количества мест за столом (1 или 2); отсутствие монотонных и отвлекающих воспитанников звуков (капающая из крана вода, мигающие лампы, разговор и хождение взрослых во время занятия). 2. Смена видов деятельности: чередование методов обучения (рассказ, демонстрация наглядных пособий, беседа и др.) и видов учебной деятельности воспитанников (слушание, ответ, участие в бе седе, самостоятельная работа и др.); чередование статического и динамического компонентов занятия; динамизация позы детей (смену позы «сидя» на позу «стоя» и наоборот) и т.д. 3. У ч е т инд ив ид уа льных и возра с т ных о с о б е н н о с т е й
10 воспитанников: соответствующая возрасту воспитанников учебная нагрузка, продолжительность видов учебной деятельности, содержания; подбор методов и средств обучения в соответствии с возрастом воспитанников; щадящий режим обучения для ослабленных детей и детей группы риска; индивидуальный подход в обучении. 4. Мотивация на обучение: действия педагога, позволяющие заинтересовать детей, создать на занятии игровую, проблемную ситуации, ситуации выбора и успеха. 5. Профилактика нарушений осанки воспитанников: подбор учебной мебели в соответствии с ростом воспитанников; учет роста детей при их рассаживании; выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки; контроль за позой воспитанников; словесная похвала тех воспитанников, которые правильно сидят. 6. Профилактика нарушений зрения: оптимальное освещение групповой комнаты; посадка воспитанников со слабым зрением за первые за столы; контроль за теми воспитанниками, которые во время занятия должны пользоваться очками; гимнастика для глаз до и(или) после зрительной нагрузки; контроль за правильной позой «сидя» воспитанников при выполнении заданий (труд, чтение, рассматривание изображений и т.д.). Психоэмоциональный комфорт на занятии: позитивный эмоциональ- ный настрой воспитателя; доступность учебного материала; конструктивное взаимодействие педагога и детей; профилактика утомления; поддержка ре- бенка в случае затруднения и озвучивание его успешности («Сегодня ты ста- рался как никогда!», «В другой раз ты сделаешь еще лучше»); адекватная по- хвала детей («Сегодня мы сделали это немного качественнее», «Мы научи- лись! Мы выполнили! Мы справились!»). Необходимым компонентом здоровьесберегающих технологий является включение в структуру занятий
11  Физминуток (динамических минуток)  Пальчиковых игр  Кинезиологических приемов  Гимнастики для глаз  Дыхательных упражнений Использование кинезиологических приемов особенно важно для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, позволяющей улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышает работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю. Кинезиология уделяет особое внимание упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга. Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:  систематичность выполнения  постепенное увеличение темпа и сложности  точность выполнения движений и приемов Выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями: при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.
12 Целесообразно, включать в структуру занятий несколько заданий, свя- зывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп. 1. КОЛЕЧКО. Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца. Более сложный вариант- пальцы одной руки поочередно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки мизинца к указательному. 2. КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга:сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами («кулак- ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя. 3. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга. 4. «УХО-НОС» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали, (поморгать глазками) Посмотрите все в окно, (посмотреть влево- вправо)
13 Ах, как солнце высоко, (посмотреть вверх) Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх- вправо и вверх- влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делать поверхностным и редким,задерживая на некоторое время и т.д. Дыхание осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, пауза и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, обе спечивает эффективный газообмен и вентиляцию л е г к и х . Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы. « Перебор дыхания» влечет за собой резкий выдох - голос звучит прерывисто, форсированно. Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и повышенной утомляемости.
Пример используемых упражнений:
Упражнение 1. Сидя делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, также подуть. Мышцы живота работают интенсивно. Упражнение 2.
14 Встань прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете ее запах. Вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая паузу, а затем медленный выдох также через нос. Упражнение 3. Упражнение выполнять стоя. Медленно вдохнуть носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать. Упражнения на релаксацию: Поза покоя Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится воспитателем медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая: Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно!
15
ИТОГ
Очень важно, чтобы здоровьесберегающие технологии имели оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, необходимо вносить поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. Систематическое использование на занятиях вышеперечисленных оздоровительных мероприятий приводит к положительным результатам: снижается уровень утомляемости, увеличивается уровень социальной адаптации, снижается уровень заболеваемости.
16
ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный комплекс дыхательной гимнастики №1.

«Послушаем свое дыхание»
Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма. И.п. - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: - куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; - какая часть тела приходит в движение при выдохе и вдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно); - какое дыхание: поверхностное (легкое или глубокое); - какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой); - тихое, неслышное дыхание или шумное. Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслабляться и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И.п. - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько может. Затем плавный выдох через нос.
17 Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
«Подыши одной ноздрей»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. И.п. - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нежнее, среднее, верхнее дыхание). 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
«Воздушный шар»(дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. И.п. - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. 1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно
18 поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.
«Воздушный шар в грудной клетке»

(среднее, реберное дыхание)
3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, а другая на плечо. Повторить 3-4 раза. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно». Примерный комплекс дыхательной гимнастики №2. Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
«Подыши одной ноздрей»
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
«Ежик»
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
19
Губы «трубкой»
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы. 2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
«Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
«Пускаем мыльные пузыри»
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. И.п. - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос. Руки ощущают распирание
20 грудной клетки и медленно освобождают зажим. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса о ст ают ся неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз.
«Воздушный шар поднимается вверх»

(верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. И.п. - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и пусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.
«Ветер» (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. И.п. - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. 2. Задержать дыхание на 3-4 секунды. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно очищает
21 (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
«Радуга, обними меня»
Цель: та же. И.п. - стоя или в движении. 1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2. Задержать дыхание на 3-4 сек. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Язык «трубкой»
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой». 2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки. 3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.
«Насос»
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. 2. Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и выдохов). 3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз. Примечание. При вдохах напрягать все мышца носоглотки.
22 Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед- назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу. А при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики №3.

«Ветер на планете»
Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.
«Планета «Сат-Нам» - отзовись!»

(йоговское дыхание)
Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры. И.п. - сидя ягодицами на пятках. Носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела. После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам». Повторить 3-5 раз. Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, прижимая живот к позвоночному столбу - это небольшой вдох. Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется. Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные ринял!»
23
«На планете дышится тихо, спокойно и плавно»
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
«Инопланетяне»
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сан-нам» - отзовись» Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе. А расслабление на выдохе. И.п. - 3-4 раза из положения стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются и т.д. 1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку. 2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие. 3. Задержать дыхание, напрягаявсе мышцы и мысленно проговаривая: Я сильный(ая)». 4. Спокойно выдохнуть через нос с расслаблением мышц.
Методические рекомендации к проведению дыхательной

гимнастики.
1. Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения. В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц). Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
24 Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы. Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т.е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)


В раздел образования