Напоминание

Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС


Автор: Садило Наталья Николаевна
Должность: педагог начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ в начальной школе в условиях

реализации ФГОС

Автор: Садило Наталья Николаевна

Организация: МОУ «Гимназия №2»

Населенный пункт: г.Воркута

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными

цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью

говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей

беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в

освоении отдельных развивающих игр.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка

за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и

использовать

в

практической

деятельности

огромные

массивы

информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может

сочетание

традиционных

методов

обучения

и

современных

информационных технологий. Информационные технологии все глубже

проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все

более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать

информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь

начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет

этот

фундамент

зависит

дальнейшая

успешность

ученика.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс

обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Используя в своей работе электронные учебные материалы, я успешно

решаю следующие дидактические задачи:

предъявление учебной информации;

информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и

процессов;

поддержка различных активных форм занятий;

тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;

контроль и оценка знаний учащихся.

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей

семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на

уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря,

но и качеству усвоения материала.

Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов.

Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их

можно распечатать.

Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать

и управлять)

Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.

Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами

и подписями. Управление с помощью системы кнопок.

Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или

вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон

создает звуковое сопровождение.

Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с

условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную

работу ребенка со средствами ИКТ)

Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для

контроля).

В

своей

педагогической

деятельности

я

использую

следующие

ЭУК:

«Тренажер по математике для начальной школы»,

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»,

«Мир природы».

Информационная деятельность детей должна и способна решать

задачи:

вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на

определенный уровень для их успешного обучения в средней

школе, несмотря на неоднородность методической и технической

поддержки обучения информатике в начальной школе;

создать в начальной школе методические условия для овладения

элементарной информационной культурой;

сформировать

информационную

среду

начальной

школы

с

межпредметными связями для формирования у детей целостного

восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным

предметам;

воспитать у детей культуру творческого общения, стимулировать

экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в

обучение высокий уровень мотивации к познанию.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы

обучения,

решить

эту

проблему

невозможно.

Следовательно,

необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из

наиболее

действенных

технологий

я

считаю

ИКТ.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную

мотивацию

обучения,

активизирует

познавательную

деятельность

учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на

высоком

эстетическом

и

эмоциональном

уровне;

обеспечивает

наглядность,

привлечение

большого

количества

дидактического

материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в

1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения

(почти

индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется

возможность

самостоятельной

деятельности;

формируются

навыки

подлинно

исследовательской

деятельности.

В-пятых, обеспечивается

доступ

к

различным

справочным

системам,

электронным

библиотекам,

другим

информационным

ресурсам.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Ведь

именно

сейчас

у

учителя

появилась

возможность

совместно

с

учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только

силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и

используя

ресурсы

ИКТ.

ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств

обучения в разряд ведущих.

Я вижу, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен

на развитие логического и критического мышления, воображения,

самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому

поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс

становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный

фон урока становится более благоприятным, что очень важно для

учебной деятельности ребёнка.

Проведение интегрированных уроков; результативность проектной,

исследовательской

деятельности

повышается

при

использовании

ЦОРов.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь

непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.

Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для

учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса,

где ЦОР применить необходимо.



В раздел образования