Автор: Садило Наталья Николаевна
Должность: педагог начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Использование ИКТ в начальной школе в условиях
реализации ФГОС
Автор: Садило Наталья Николаевна
Организация: МОУ «Гимназия №2»
Населенный пункт: г.Воркута
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными
цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью
говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей
беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в
освоении отдельных развивающих игр.
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка
за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и
использовать
в
практической
деятельности
огромные
массивы
информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может
сочетание
традиционных
методов
обучения
и
современных
информационных технологий. Информационные технологии все глубже
проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все
более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать
информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь
начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет
этот
фундамент
зависит
дальнейшая
успешность
ученика.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс
обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Используя в своей работе электронные учебные материалы, я успешно
решаю следующие дидактические задачи:
предъявление учебной информации;
информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и
процессов;
поддержка различных активных форм занятий;
тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
контроль и оценка знаний учащихся.
На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей
семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на
уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря,
но и качеству усвоения материала.
Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов.
Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их
можно распечатать.
Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать
и управлять)
Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.
Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами
и подписями. Управление с помощью системы кнопок.
Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или
вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон
создает звуковое сопровождение.
Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с
условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную
работу ребенка со средствами ИКТ)
Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для
контроля).
В
своей
педагогической
деятельности
я
использую
следующие
ЭУК:
«Тренажер по математике для начальной школы»,
«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
«Мир природы».
Информационная деятельность детей должна и способна решать
задачи:
вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на
определенный уровень для их успешного обучения в средней
школе, несмотря на неоднородность методической и технической
поддержки обучения информатике в начальной школе;
создать в начальной школе методические условия для овладения
элементарной информационной культурой;
сформировать
информационную
среду
начальной
школы
с
межпредметными связями для формирования у детей целостного
восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным
предметам;
воспитать у детей культуру творческого общения, стимулировать
экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в
обучение высокий уровень мотивации к познанию.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы
обучения,
решить
эту
проблему
невозможно.
Следовательно,
необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из
наиболее
действенных
технологий
я
считаю
ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную
мотивацию
обучения,
активизирует
познавательную
деятельность
учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на
высоком
эстетическом
и
эмоциональном
уровне;
обеспечивает
наглядность,
привлечение
большого
количества
дидактического
материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в
1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения
(почти
индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется
возможность
самостоятельной
деятельности;
формируются
навыки
подлинно
исследовательской
деятельности.
В-пятых, обеспечивается
доступ
к
различным
справочным
системам,
электронным
библиотекам,
другим
информационным
ресурсам.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Ведь
именно
сейчас
у
учителя
появилась
возможность
совместно
с
учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только
силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и
используя
ресурсы
ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств
обучения в разряд ведущих.
Я вижу, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен
на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому
поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс
становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный
фон урока становится более благоприятным, что очень важно для
учебной деятельности ребёнка.
Проведение интегрированных уроков; результативность проектной,
исследовательской
деятельности
повышается
при
использовании
ЦОРов.
Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь
непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.
Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для
учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.
Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса,
где ЦОР применить необходимо.