Автор: Маркова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования - хореограф
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Родник"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Сатья
Тема: Гармоничное развитие ребенка и его творческих способностей в сфере хореографии
Раздел: дополнительное образование
МБУДО ЦДО «Созвездие»
ДОКЛАД на тему:
Организация работы с родителями как одно из условий
открытости дополнительного образования (из опыта работы)
Педагог дополнительного образования:
Маркова Т.В.
Руководитель структурного подразделения:
Ладова О.Б.
2019 г.
Организация работы с родителями как одно из условий открытости
дополнительного образования (из опыта работы).
Родители и их дети, придя в учреждение дополнительного
образования, включаются в деятельность на основе своего добровольного
выбора в соответствии с их интересами, склонностями, ценностями.
Возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного
персонального продукта и его публичную презентацию, право на пробы и
ошибки, возможность выбрать себе педагога, возможность на практике
применить полученные знания и навыки.
Дополнительное образование свободно выбирается, выстраивается
каждым родителем и ребенком самостоятельно в комфортных для него
формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки
сотрудничества, неформального общения старших и младших, детей и
взрослых, опыт личностного и профессионального самоопределения,
сознательного самовоспитания.
При организации работы с родителями мы определяем содержание и
способы сотрудничества и отражаем в планах воспитательной работы.
Изучаем образовательные потребности и ожидания родителей от занятий.
Из опыта работы можно сделать вывод о том, для установления
партнерских, открытых, доверительных отношений с родителями
необходимо соблюдать следующие условия:
1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть,
без желания переделать,
не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Важно осознать,
что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы
жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее.
2
Родители должны понимать, что педагог не является потенциальным врагом,
который хочет указать родителям на «неправильный» образ жизни или
плохое воспитание детей. Уважение педагога к семье, как к системе,
позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно
между этими двумя авторитетами и не только поддерживает авторитет
родителей, но и укрепляет авторитет педагога.
2. Гуманизм во взаимодействии с семьей, что предполагает опору на
положительные качества родителей и детей; осуществление действий,
направленных на укрепление и повышение авторитета родителей; учет
своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности в вопросах воспитания.
3. Соблюдение по отношению к родителям позиции «Мы», которая
способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе
помогаем детям». К сожалению, довольно часто педагог по отношению к
родителю занимает позицию давления «сверху», приказывая, навязывая свою
точку зрения. Очень важно, чтобы педагог в процессе общения с родителями
поддерживал позицию «Взрослый – взрослый». У каждого из партнеров
взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо
относиться с уважением.
4. Обеспечение эмоциональной безопасности.
Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них
комфортна и не способна причинить им вред. Постоянно ведется работа над
поддержанием доброжелательного психологического климата на занятиях.
В практике работы хореографического ансамбля «Контрасты» определились,
закрепились следующие формы взаимодействия с родителями это: открытые
занятия, родительские собрания, концерты, поездки, консультации.
Открытые занятия – занятие с приглашением родителей воспитанников,
студенты, преподаватели хореографического отделения музыкального
3
колледжа, института искусств. Открытое занятие позволяет
продемонстрировать родителям, специалистам творческие возможности,
успехи и достижения детей. У родителей гордость ,что на примере их детей
учатся будущие специалисты в хореографии, а у детей повышается
самооценка, у них так и светится личностный рост. После таких занятий
организуется обмен мнениями и пожеланиями.
Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая
распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители
более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах,
которые их тревожат. Консультации проводится по инициативе педагога или
по инициативе самих родителей.
Приглашая на беседу важно сформулировать цель беседы с родителем,
недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на
следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в
состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только
психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения,
вспомнить необходимые факты.
Несколько советов по ведению беседы с родителями. Они простые, но
мы их часто забываем или пренебрегаем:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими
располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете
временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и
поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны
родителей.
4
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться
по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо
то, что вы от родителей услышали.
5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других
родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная
необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители,
еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными
рекомендациями для родителей и самого ученика.
7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен
извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией
к специалистам.
8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой
родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на
будущее. Если родители принимают активное участие в жизни центра, их
усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией центра.
У нас в ансамбле очень любимая форма работы с родителями, им даже не
помеха, что мы заканчиваем поздно.
Родительские собрания,- на которых мы решаем вопросы по актуальным
проблемам учебного и воспитательного процесса. Львиная доля вопросов,
решаемых на собраниях это о пошиве костюмов, изготовлении реквизита,
помощь в организации, концертов, поездок на конкурсы и т. д. Всегда
приятно, когда родители подходят и предлагают свою помощь.
Концерты, поездки на конкурсы – позволяют показать достижения детей,
демонстрацию личностного роста воспитанников, коллектива раскрывают
индивидуальность ребёнка, дают мотивацию родителям к сотрудничеству.
Большое спасибо родителям, без них не состоялась бы не одна поездка.
5
Родители у нас ведут своеобразную летопись ансамбля.
История нашего коллектива отражается в фотографиях, видеозаписях, где
запечатлены концертные выступления, юбилейные концерты, конкурсы в
других городах, есть фотографии, которые тайно и явно сняты во время
репетиций. К юбилейному концерту родители помогли сделать презентацию,
все подборки фото, видео были предоставлены родителями. Также они
открыли странички в социальных сетях, помимо организационных вопросов
родители обмениваются видео с уроков, где разучиваем комбинации. В
одной из них в очень интересной написан целый рассказ о истории
становления, развития нашего ансамбля .Написан не формально, а с
теплотой, с любовью. И самое ценное, что эта летопись постоянно
пополняется новыми событиями и фактами.
Анализ работы показывает, что ансамбль существует много лет,
достигает хороших результатов в конкурсах различного уровня, востребован
на всех мероприятиях города, республики. Это лучшее доказательство того,
что проводимая работа с родителями эффективна, мы нашли друг друга, у
нас взаимопонимание и доверие!!!
6